Псковичи чаще всего просят придумать «что-нибудь интересненькое» — директор псковского цветочного салона

Опубликовано: 8 июля 2013 г. в 19:23 14 0Нет комментариев0

Цветочный бизнес в Пскове – дело суровое и не всегда благодарное. Каждый месяц в городе становится одним салоном меньше и двумя больше. Часто новые цветочные магазинчики появляются на месте вчерашних пивных или сигаретных киосков. О ситуации на цветочном рынке Пскова, тенденциях, специфике, перспективах читайте завтра на ЦДИ. Легко ли сейчас заниматься цветами и чего в этом занятии больше – бизнеса или творчества, корреспондент ЦДИ узнал у директора цветочного салона «Цаца» Марины Злобинской. - Марина, почему вы решили заняться именно этим бизнесом? - Так сложилось, я занимаюсь цветами с 1997 года, прошла путь от помощника продавца до дизайнера-флориста. Хотя по основному образованию я учитель русского языка и литературы. Но в лихие 90-е надо было как-то выживать, я поняла, что надо что-то менять. Так как я считала, что торговля не то, что подходит творческому человеку, выбрала цветочный бизнес: эта деятельность отличается от продажи других товаров. Я увидела в этом возможность совместить внутреннюю потребность в творчестве и заработок. Я работала во многих салонах Пскова с прекрасными знающими людьми, узнала суть профессии изнутри, с начального уровня. Но в 2010 году решила открыть свой бизнес и стать начальником самой себе. В этом решении не было самоуверенности человека, который достиг высот профессионализма. Скорее, движущей силой стала вновь потребность в самовыражении: показалось, что не хватает свободы. Когда ты работаешь с цветами достаточно долго – формируется собственное видение и понимание красоты. Ведь флорист – это, прежде всего, художник! В цветочной науке есть свои каноны, есть модные тенденции, есть возможность реализовать свой потенциал. Но быть при этом индивидуальным предпринимателем, конечно, нелегко… - С какими сложностями пришлось столкнуться на начальном этапе вхождения на рынок? - Мы работаем чуть меньше 3 лет. Нам не просто сложно, а невыносимо сложно. И главная здесь причина – профанация бизнеса людьми, которые в погоне за быстрой прибылью не понимают,что цветы – это особый товар. Люди ищут простых путей для решения сложных вопросов, но ведь таким образом формируется определенный вкус покупателей. Удивляет, почему даже сейчас, когда есть интернет, где можно увидеть образцы флористики высокого уровня, люди соглашаются на то, что им предлагают непрофессионалы. После приходят к флористу-профессионалу и говорят: «А мне по-другому делали!» Так и формируется у людей не тот вкус, девиз которого – «дешево и сердито». Флористы, которые так работают, не ценят свой труд, не являются художниками. - Возможно, проблема в кадрах? Где можно обучиться профессии флориста в Пскове? - В нашем городе действительно нет учебной базы. Возможно, где-то и есть курсы флористов, но мы не можем оценить степень их эффективности: надо понимать, что на подобных курсах вы получите самые начальные теоретические знания. Есть курсы в мегаполисах, они дорогостоящие, не каждый может себе это позволить, но и они мало что дадут человеку без практики. - У вас не возникало мыслей заняться обучением будущих псковских флористов? - Я бы с удовольствием. Но для того чтобы обучать, выдавать сертификаты, необходимо иметь лицензию. В век капитализма товаром становится все, в том числе и знания. Естественно, мне не хотелось бы отдавать их бесплатно. В тоже время брать за это деньги я не имею права. Естественно, мы обучаем работе с цветами наших продавцов. Чтобы получить хоть какое-то представление о сути флористики, нужны годы плюс дикое желание. Таких людей найти трудно. В основном приходят те, кто хочет подзаработать, мало тех, кто хочет, чтобы флористика стала делом всей его жизни, тех, кто может выдержать эту неблагодарную работу. Ведь как ни крути, это все же торговля: чтобы что-то купить, надо сначала продать, надо стоять целый день за прилавком, надо учиться общаться с людьми. У нас большинство клиентов – женщины (мужчины покупают цветы в основном только на 8 марта). Каждая из нас в душе сам себе дизайнер, у каждой свое видение красоты. Приходится искать баланс между тем, что хочет клиент, и тем, что задумал флорист. Кроме того, необходимо уметь ухаживать за цветами. Мы приходим утром на работу – и до 6-7 вечера на ногах. Ведь наш товар скоропортящийся. - Насколько скоропортящийся? - Для роз два-три дня – это уже хорошо. Мы часто ездим на выставки в Санкт-Петербург, где проводятся мастер-классы, в том числе признанными мастерами цветочного бизнеса – голландцами. Так вот, они говорили, что срок жизни срезанных цветов – несколько дней. Это же не фарфоровые статуэтки. Правда, мне подарили недавно на день рождения букет – он стоял неделю. Это зависит от многих факторов, даже от времени года: зимой цветы стоят дольше. Опять же: у кого-то комнатные цветы погибают, а у кого-то растут даже без регулярного полива. Если вы хотите более долгоиграющие варианты, вам стоит подумать о покупке искусственных или консервированных цветов. - Из чего складываются ценники на цветы? Почему раньше роза стоила 100 рублей, а теперь можно купить даже за 30? - Появилось много оптовых баз. От них и страдают розничные магазины. В принципе, это общая тенденция развития рынка сегодня: крупные сетевые магазины отвоевывают клиентов у малого бизнеса, у магазинов шаговой доступности. Правда, в нашем случае дело сложнее: предприниматель, занимающийся цветами, все же должен быть творческим человеком. Нам сейчас не хватает сплоченности в решении таких проблем, нет Гильдии флористов, нет того, кто объединил бы всех. - Где вы закупаете цветы? - На оптовках, в сезон – у населения. - Почему в Пскове не налажена работа по выращиванию собственных цветов? Это невыгодно? - Отдача от выращивания цветов не может быть сразу высокой. Вот у нас отдача почти нулевая, и при этом мы работаем с утра до ночи. Мы увлечены, любим свою работу, иначе не умеем. Дело мастера боится – правильно говорят в народе. Надо работать. А многие хотят не трудиться, но иметь все и сразу. В Пскове есть сезонное выращивание к 8 марту тюльпанов и калл. Всесезонное тепличное выращивание в наших климатических условиях вполне возможно при современных технологиях. Дело это пойдет в гору, если цветы по качеству не будут уступать голландским (а уступать они не будут, уверена) и себестоимость их будет ниже заморских цен. - Может, все упирается, как обычно, в деньги? Нет первоначального капитала – нет бизнеса… - Дело, как мне кажется, не в капитале. Этим надо заболеть. В то же время частнику будет нелегко без определенных дотаций, здесь справится, скорее, муниципальное предприятие. В любом случае – эту нишу никто не хочет занимать, хотя на сегодня она пустая. - Как вы позиционируете себя среди многочисленных цветочных салонов Пскова? Есть ли какие-то фирменные «фишки», за которыми можно обратиться только к вам? - Все, чем мы занимаемся, мы делаем профессионально. Взять, к примеру, цветочную бижутерию. Не скажу, что за такую скрупулезную работу беремся только мы. Но в отличие от других мы несем полную ответственность за то, что делаем, а срок годности у цветочной бижутерии – 24 часа. Приходится порой даже переделывать работы некоторых «горе-мастеров», не знающих технологий изготовления. Обычно клиенту достаточно предложить для сравнения два варианта - как есть и как должно быть. - Если не секрет, что чаще всего спрашивают псковичи? - Чаще всего хотят «что-нибудь оригинальное и интересненькое» - так и говорят. Наши постоянные клиенты обычно просят «что-нибудь придумать». Это самое сложное и интересное для нас как флористов. Приходится придумывать каждый день. Классический эксклюзив, как то букет в виде сердца или 101 роза, заказывают не так часто. Сравнительно недавно у нас появилась необычная услуга: мы помогаем женихам сделать сюрприз своим невестам, выкладывая предложение руки и сердца, имя возлюбленной или ее инициалы живыми цветами. - В завершение нашего разговора: с вашей точки зрения, что победит в псковском цветочном бизнесе – погоня за выгодой или все же творческое начало? - Победит, естественно, первое. Не знаю, удержимся ли мы на плаву. В любом случае мы считаем флористику не просто своей профессией, а призванием, делом всей жизни. Беседовала Елена Никитина

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.