Наталья Дубровская: «Наша главная работа начнётся после того, как уйдут реставраторы»

Опубликовано: 17 июля 2013 г. в 22:48 3 0Нет комментариев0

Об Изборске и иже с ним, то бишь о минувшем юбилее, Изборском музее-заповеднике и реставрации крепости на Жеравьей горе в последние месяцы чего только не писали, и наверянка ещё много напишут. И если прежде ругали за поросшие травой, разрушающиеся стены, то нынче наоборот: ругают за стены обновлённые, отреставрированные, якобы утратившие флёр старины. Ругают по-крупному, так сказать, концептуально, идеологически, и по мелочам. Псковское агентство информации уже беседовало с главным архитектором проекта реставрации Изборской крепости Владимиром Никитиным. На этот раз наш собеседник по ситуации в Изборске - директор музея-заповедника Наталья Дубровская. - Когда пять лет назад вы стали директором Изборского музея-заповедника, то и предположить наверное не могли, что музей получит такие объёмы финансирования, а к реставрации крепости будет приковано всеобщее внимание? - Разумеется! Максимальные суммы, приходившие на реставрацию, составляли один миллион, три миллиона... - В год? - В год. А то и раз в три года. Такая вот невесёлая статистика. Крепость осыпалась, на ней росли деревья, кустики, веточки. И журналисты, активно писавшие об Изборске, кричали, что гибнет Изборская крепость. И кричали, что, мол, если не начнётся реставрация, мы потеряем памятник. Никто, дескать, ничего не делает, крепость разрушается, травой зарастает. Это, впрочем, было не совсем так. Мы нанимали альпинистов, которые чистили стены от травы. Все при этом понимали, что для сохранения крепости нужны более серьёзные меры. И когда благодаря энергии нашего губернатора ситуация радикально изменилась, мы получили юбилейные деньги на реставрацию, это было что-то из серии фантастики. Однако необходимо всё-таки понимать, что за столь короткий срок получить крепость-музей с полностью благоустроенной территорией, дорожками, урнами, кассами и прочей красотой, было нельзя. - Грубо говоря, у вас был год времени. - Календарный год. Но что такое на самом деле год на Северо-западе? Вот сейчас у нас с вами лето. Мы, русские люди, и считали-то время по летам. Прошлогоднее лето, нынешнее лето, следующее лето. Вот в языке даже это отношение к лету отразилось. А лето - это три месяца, остальное время – дождь, холод, ветер, снег. Реставрировать памятник при температуре минус десять уже нельзя. Объём проведённых работ, однако, огромен. Была открыта Плоская башня. Был полностью расчищен Никольский захаб. Найдены печки. Благоустраивается территория крепости. И памятник предстаёт совершенно иначе, по-новому. Сегодня мы спорим о музеефикации, о приспособлении памятника архитектуры для туристов, об экскурсионном обслуживании. За всё это отвечает музей. Но поймите, когда мы видим разрушающийся объект, наша задача – писать заявки, просить Министерство культуры о помощи. То есть до прихода в область Андрея Анатольевича Турчака у нас уже были подготовлены все письма в Минкульт, все документы на основе решений учёных советов. Мы стучались в государственные инстанции и кричали: "Помогите! Крепость нужно реставрировать". И вот здесь музейщики отработали свою миссию на двести процентов. - В чём состоит главная трудность вашей работы в крепости во время реставрации? - Понимаете, мы ведь музейщики. Мы – не проектировщики, не архитекторы, не каменщики, не реставраторы. И не археологи. Потому что когда приходят деньги на реставрацию, первый, кто приходит на объект, это археолог. И он должен провести археологические исследования, заметим, в суровых условиях Северо-запада. У нас совершенно героический археолог – Татьяна Юрьевна Закурина, маленькая хрупкая женщина, которая в морозы, лишь бы стройка не остановилась, работала, не жалея себя. Мы её даже прозвали "полярный археолог". То есть я хочу сказать, что в Изборске работало множество замечательных людей. Реставрация – плод огромного коллективного труда самых разных специалистов. Наша главная работа начнётся уже после того, как уйдут реставраторы. - В чём, по-вашему, корень конфликтов, которые сотрясали Изборск накануне юбилея? - Дело в том, что в Изборске существует группа особо активных граждан, которые постоянно критикуют музей. Фамилии их известны. Это бизнесмен Банников, который возглавляет группу предпринимателей, торгующих на Словенских ключах. Позиция их такая: "Вот мы зубами впились, вытоптали там всё, и будем там дальше торговать. Что хотите с нами делайте, мы вам, если хотите, и под трактор ляжем, но оттуда не уйдём". Предприниматели эти просто-напросто делают на Изборске деньги, причём деньги, судя по всему, немалые. Тут же к ним примкнул бывший глава волости Грушин, которого прокуратура сняла с этой должности, его жена. Есть ещё такая дама по фамилии Покровская. Потом к ним присоединился и активно стал писать на сайте настоятель храма батюшка Илья. Все они активно пишут в Интернете, всех, что называется, сплели волосами. У них такая политика: что музей не делает, всё не так. Что реставраторы не делают, тоже всё не так. Что археологи не делают, всё не так, трупы здесь капают. Что бы мы кто не делал, всё плохо. Я когда пришла на место прежнего директора Татьяны Калашник, открыла ящик, а там газеты, в которых всё та же Грушина писала, какая наша крепость несчастная, реставрация не ведётся, крепость вся "лохматая", вся в деревьях, потому что директор реставрацией не занимается. Когда у крепости стояли автобусы, было плохо. Когда поставили шлагбаум и не стали пускать автобусы, ещё хуже. Какой плохой директор, шлагбаум поставил! Понимаешь, хороший директор — это только мёртвый директор. - Вот так, да? - Мёртвый директор — это Панов [Леонид Панов - директор музея-заповедника "Изборск" в 1993-2003 г.г. - ПАИ]. Но мы-то помним, что когда Панова хоронили, в тот же день, так уж совпало, в газете "Курьер" появилась заказная статья о том, какой Панов сволочь и как он гонит торговцев от Словенских ключей. Курбатов [Валенин Курбатов - писатель, литературный критик - ПАИ] меня, правда, успокоил: "А ты чего хотела? Ты кем тут работаешь? Директором? Значит, будь готова ко всему. Вот если б ты на букву "б" тут работала, тогда бы всем нравилась". Так что я смирилась, поняла, что придётся терпеть. Это же касается и ремонта. Мы все хотим жить в чистой квартире. Но никто не хочет, чтобы в наше присутствие потолок белили, потому что это грязно. Вы приходите после ремонта и тогда оценивайте результат. - Тут я с вами согласен. Точек зрения много. Есть и такая, что реставрация загубила милые развалины, что реставраторы-некрофаги угробили замечательный памятник... - То, что мы сейчас видим, и есть милые развалины, просто это укреплённые развалины. Белые швы, которые всех раздражают, на следующий год исчезнут. Автор проекта Владимир Никитин фактически каждый день бывает на крепости и осуществляет авторский надзор. Упрекнуть его в недобросовестности лично я не могу. А идей по дальнейшей музеефикации крепости очень много. - Вопрос, конечно, риторический, но насколько верно утверждение, что именно прошедший юбилей Изборска стал мощным стимулом в развитии музея? - Огромный стимул. И не только для музея, но и для всей территории. Для каждого жителя. Что мы получили от юбилея? Школу, полностью отремонтированную с новой мебелью. Дороги. Мы же раньше ездили по обочине. Час с лишним добирались из Пскова до Изборска. Ямы и ухабы сплошные были. А сейчас дорогу ты буквально пролетаешь. Это же, согласитесь, уже достижение. Сравните с другими деревнями, которым меньше повезло, чем Изборску. Взять ту же бабушку, торгующую горячими пирожками. Разве тот факт, что она продаст в десять раз больше своих пирожков туристам, лично ей не выгоден? - А сильно увеличился поток туристов? - Когда я принимала музей, то по билетам у нас было 80 тысяч посетителей. В прошлом году по билетам Изборск посетило больше 200 тысяч. Сравнение , как говорится, налицо. К тому же сейчас стало больше гостиниц, частные домики жители сдают. Изборск — это молодая территория. Посмотрите на наших девчонок, которые в музее работают. Мы специалистов из Пскова не возим. Это всё местные жители. К 2015-му году должны построить детский садик, и это архиважно! Я, как директор женского коллектива, понимаю, что женщины хотят рожать и второго, и третьего ребёнка, но они хотят и работать. Работа-то ведь интересная. Да и зарплата после прихода в область Андрея Турчака увеличилась на 40%. Музей – это ресурс развития территории. Возьмём, например, даже медицинское обслуживание. У нас врач-пульмонолог появился. Врач, не фельдшер! А это ведь важно и для стариков, и для детей. Попробуй-ка запишись к пульмонологу в Пскове. - Ну, и ваша особая гордость, наверное, восстановленные купеческие усадьбы? - Когда меня видят коллеги из других городов, они просто завидуют белой завистью. Потому что за последние годы ни один областной музей не получил в подарок полностью реставрированные усадьбы, сданные под ключ. Раньше мы все находились в одном здании, фондового помещения не было. Туалетов, извините, тёплых не было. Удобства были во дворе. Единственный туалет был в блинной. Теперь у нас в каждом здании тёплый туалет. Плюс стоянка автомобильная. И всё сделано за два, полтора года. За два летних сезона. Счётная палата нас проверила вдоль и поперёк. Обнаруженная недостача - 739 рублей нецелевого использования средств. Это мы марки купили не по той статье, по которой следовало. - И всё-таки как вы лично относитесь к той критике, которая звучит в ваш адрес? - Как известно, фамилию "Дубровский" раскрутил ещё Пушкин. Это шутка. И я понимаю, что на чужой роток не накинешь платок. Но за то, что я сделала за свою жизнь, мне не стыдно. Не стыдно начиная с Псковского музея-заповедника. Картинная галерея одна из лучших на северо-западе. И удалось её сделать в достаточно трудные времена. И нужно было выбить деньги у прежнего губернатора. А задача эта была сложная, вы же помните, какая тогда у региональной власти была политика. И социалку оптимизировали, школы закрывали. А всё-таки роскошный зал сделали. Шумы все утихли, а галерея людям осталась. Что касается критики Изборска, я ещё раз повторюсь: не реставрируется – плохо, реставрируется – ещё хуже. Сделали. Опять крики: "Трава была зеленее, небо голубей, мы моложе". Повторю: здесь работает не один человек, а целая команда профессионал высочайшего уровня. И что меня во всей критике раздражает: приезжает журналист на три минуты, галопом проскакивает, разобрался — не разобрался, а пишет. Между тем, коллеги, то есть профессиональные музейщики, когда приезжают в Изборск, оценивают наш труд достаточно высоко. Оценка профессионалов-то остаётся высокой. А у нас, получается, все могут учить, лечить и заниматься музейным делом. Им кажется, что они в музейной работе разбираются. И самое главное, что я хотела бы сказать, что за любой фамилией директора стоят люди, стоит коллектив, который работает на высоком уровне. Никому не могу предъявить претензий. И то, что местное население может здесь работать, повышать своё образование, это дорогого стоит. Мы на сайтах не сидим, ни с кем не спорим, нам просто некогда этими дрязгами заниматься. Мне очень когда-то хорошо по этому поводу сказал директор "Эрмитажа" Михаил Михайлович Пиотровский, который тогда переживал очень гадкую историю с хищениями. И вот он мне сказал так: "Вот вы идёте по улице, и вас облаяла собака. Что вы будете делать? Ну, не встанете же на четвереньки и не станете лаять?" Когда люди, не разобравшись, пытаются делать себе имя на мнимых скандалах. Позитив никого не интересует, привлекает только негатив какой-то. А вы напишите о наших замечательных людях, которые всё делают своими руками. Тихий труд музейного работника незаметен. Это не те люди, которые будут про себя кричать. Ну, прочитали про себя гадости на форумах, что - теперь отвечать? Времени на такие пустяки просто нет. Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.