Обзор прессы с Еленой Ширяевой

Опубликовано: 26 июля 2013 г. в 18:57 7 0Нет комментариев0

Псковское агентство информации продолжает публикацию обзоров прессы. По нашей просьбе каждую неделю местные газеты читают журналисты различных псковских СМИ. Полагаем, что это сделает обзоры более разнообразными и интересными для читателей. Кому как не главным редакторам и обозревателям профессионально препарировать тексты коллег и судить "по гамбургскому счёту" свои и чужие публикации. Дежурная по рубрике сегодня – редактор "АиФ-Псков" Елена Ширяева. От автора Я человек пожилой, поэтому еще помню, как Псков отмечал 1100-летие первого упоминания в летописи. Самым замечательным и ценным в том празднике было, точнее, была атмосфера в городе. Люди улыбались друг другу, милиция улыбалась людям, а праздничных событий было меньше, чем в любом "плане праздничных мероприятий" за прошедшие с тех пор 10 лет. Может быть, эта концентрация тоже давала определенный эффект: народ дорожил впечатлениями, буквально запасался ими по еще неизжитой советской привычке – надо брать, завтра не будет, еще сто лет такого не увидим. Помню концерт Темирканова в Кремле, еще один "кремлевский" концерт (помню Мацуева и Сюткина под зонтиком - дождь тогда тоже праздник не пощадил), помню танцы народов России в Зеленом театре и Михаила Хоронена на новой карусели, открытие часовни в память о царских великомучеников и "Переправу", которую всё-таки жаль, помню салют. Я это к тому, что псковские газеты, конечно, мимо псковского праздника-1110 не прошли. Он стал не просто общим местом, но и поводом для скандала. "Псковская провинция" Справедливости ради: не все были разочарованы праздниками. Например, "Псковская провинция" почему-то в рубрике "Ситуация" даже поблагодарила – пусть и не городские власти, а собственно Ганзу, ради которой (подумать только!) отремонтировали дорожки в Ботаническом саду. Заголовок, правда, слегка тревожный: "Псков проверил Ганзу на прочность", но речь идёт о ливне, который не сломил стойких духом псковичей и гостей от Русской Ганзы. Как говорится, "уж если я чего решил", то отпраздную непременно. Материал на полосе "подпёрт" подвалом: прямой вопрос - ответы с улицы. Вопрос действительно прямой как выстрел: нужно ли человеку уметь стрелять?.. В очередной раз выражаю респект рубрике "Пять новостей, которые меня волнуют". В этом номере новостями и волнениями делился президент федерации бокса Псковской области Евгений Лазебный. Известный псковский спортсмен пристально следил за Универсиадой и победа России оставила у него грустные впечатления: российские олимпийцы против студентов – чему там радоваться? Похвалил Евгений Лазебный Валерия Брудова (по его мнению, этот боксёр буквально "встает с колен") и выразил озабоченность ситуацией с Алексеем Навальным: "Оппозиция – это нормально. Обязательно нужен противовес". Несчастный Детский парк тоже попал в поле зрения "Псковской провинции", даже два раза: в "Событиях недели", которыми считаются звонки читателей в редакцию – здесь псковичка Екатерина Соколова возмутилась степенью готовности каруселей и губернаторской лестницы, и в самостоятельном коротком материале "Ложка дегтя в бочке меда". Цитируем фрагментарно: "Ноги буквально утопали в грязи", "скамейки установлены только на одной дорожке", "пуста огромная территория за памятником княгине Ольге". Вывод: "Но, несмотря на всё это псковичи были рады столь долгожданному открытию Детского парка". Из эксклюзива: "Таинственный визитёр посетил Селище". Какая-то неведомая зверюшка беспощадно ободрала ствол яблони на одном дачном участке! Следствие склоняется к довольно оригинальной версии: козы пакостят. "Псковская правда" В "вечевом" выпуске роскошный фоторепортаж "Свадебный переполох на День города": карусель в Детском парке выглядит впечатляюще, дважды присутствует ликвидная "Свадьба", немножко "Хельги" и трудолюбивые курсанты ПЮИ, прибравшиеся у Гремячей башни, где предполагался, да не состоялся из-за дождя первый городской пикник. Но вся соль, много соли – в комментарии к празднику научного руководителя Института регионального развития Сергея Дамберга, которому очень понравилась итальянская интерактивная "Свадьба": "Для провинциального городского праздника этот спектакль был настоящим прорывом. У нас сейчас в целом сложилась весьма неприятная ситуация в массовых жанрах театрализованных представлений и в целом в искусстве. Есть два противоположных тренда: дешёвый бездарный кич, стилизованный под русский фольклор, и современное искусство, в котором работают талантливые мастера, но оно, как правило, загнано в Москву и Санкт-Петербург. Оно пытается вырваться оттуда и встречает весьма чётко артикулированное противодействие со стороны культурного "чиновничества". Это произошло в Перми самым наглядным образом. Уже состоявшийся музей, выставочная деятельность, фестивальная активность сворачиваются не потому, что Марат Гельман чем-то плох или произведения кому-то не нравятся, а по той простой причине, что чиновникам от культуры удобнее и привычнее работать с местным "кульком". Что такое "местный кулёк"? Это культпросветработники, которые имеют плохое образование и опыт работы только в 100 метрах от своей квартиры, примитивный репертуар и, как правило, полное отсутствие искусствоведческого мировоззрения"… Ну и собственно о городском празднике в контексте Пскова: "Спектакль мог собрать в десятки раз больше публики, совершенно неподготовленной публики, и вся она была бы в восторге! Мы наблюдали публику, видели лица людей, видели, как удивление сменялось восторгом и желанием участвовать, несмотря на скованность и страх. В то же время в Ботаническом саду происходило то, что я бы назвал жанром "ПластМасленицы". Шашлык в пластмассовых тарелках, нелепые сувениры, партизанского вида палатки и две концертные площадки с "фантастическим" репертуаром. Я думаю, такие песни могут петь либо за деньги, либо в очень пьяном состоянии. Там было гораздо меньше публики. И публика была у шашлыка". К слову, на первой полосе "ПП-Вече" не праздник, а промежуточный успех псковичей в борьбе с уплотнительной застройкой: "Жители Пскова взбунтовались". Сам материал на пятой полосе не зря озаглавлен "Отвоевали?". Знак вопроса очень уместен: жителей микрорайона "Рижский" поддержали в их борьбе за жизненное пространство депутаты гордумы (единогласно), прокуратура города, общественники. И только нехорошая городская администрация не спешит претворять результаты этой поддержки в жизнь. То есть не отменяет ранее выданных разрешений на строительство – например, по Рижскому проспекту, 85а… Так что битва ещё впереди. Мы же не можем просто жить в своём городе, мы должны доказать и отстоять это право. Ещё несколько материалов, заслуживающих обязательного внимания. Один из них – "Муки новоселья": про молодую маму, которая купила квартиру в строящемся доме. Естественно, со всеми вытекающими проблемами: сроки сдачи неоднократно переносились, предлагаемое покупателям допсоглашение содержит строку "претензий не имею", а претензии у покупателей есть, еще какие – таких "недоновоселов" на улице Технической, 14 ещё человек 15. А позиция застройщика ООО "ЛЕН" юридически чиста… Также здорово зацепил материал "Кладбище несчастных животных": история одного малолетнего живодёра. Цитировать не хочется – история в Великих Луках случилась омерзительная, для меня так просто страшная… "Комсомолка" "КП-Тостушка" исследовала псковские праздники в цифрах: карусели в Детском парке – 3, живых скульптур в Ботаническом – 5, претенденток на звание Хельга – 6, 24 мм осадков, 1000 порций бесплатного мороженого и так далее. В группе "Жесть по-псковски" 3778 человек высказали своё мнение о празднике. Самый популярный ответ: "Меня там не было"… Из остренького – "Дачники требуют усыпить собаку-убийцу". Ту самую, которую хозяин натравил на 28-летнего слепого парня. Из-за травм ему потом ампутировали ступню. Да, не убийство, просто жизнь человеку искалечили… Собака сейчас живёт у знакомой арестованного хозяина. С собачкой гуляет сын этой знакомой – 9 лет от роду. Новая (или временная) хозяйка, к слову, считает, что намордник и строгий ошейник – это негуманно. Больно же собаке… Анималистическую тему продолжает на страницах псковской "КП" подзабытый всеми Влад Топалов – приглашенная звезда нашей вечеринки на "Машиностроителе". От псковичей он хотел бы получить в подарок… панду. Этой мечте посвящены два первых абзаца интервью – я осилила только их, говорю честно. Но вдруг кто-то любит Влада Топалова. "Аргументы и Факты" Родной "АиФ-Псков", конечно, тоже не прошёл мимо Детского парка, вызвавшего у нашего корреспондента "Недетское разочарование". Остальные праздничные впечатления в "Неплохо гульнули?": "Как ни удивительно это признавать, но самым приятным сюрпризом для горожан стал развернувшийся у Детского парка уличный спектакль LIQUID-театра "SVADьБА". Эксцентричный, эмоциональный, заводной, он-то и стал главным событием праздника, хотя ни к Ганзе, ни к летописному 1110-летию отношения не имел. И тем не менее псковичи благодарны новому худруку Псковского академического театра драмы Василию Сенину, который и привёз лауреатов "Золотой маски" в Псков. Оказывается, можно было просто повеселиться, не надувая щёки! Когда навстречу брызжущей итальянским темпераментом невесте, внезапно появившейся возле памятника княгине Ольге, со стороны Центробанка выехала свадебная процессия со столом на колёсиках и весёлыми свадебными героями, движение на пешеходном переходе через Октябрьский проспект замерло, автобусы и автомобили остановились, люди буквально ахнули и невольно включились в представление. Горожане гонялись по парку за невестой, изображали "друзей семьи" для свадебного фото, плясали с героями, смеялись, ловили невестин букет и были уже готовы включиться в драку подушками. Битьё тарелок, звонкие пощёчины, объятия и безудержное веселье - понятные человеческие страсти и эмоции захватили зрителей. Спектакль без особых диалогов, только с выкрикиванием понятных итальянских "брависсимо", "грацио", "синьоре", "си" был сыгран московскими и челябинским актёрами так, что… Что он и стал лучшей частью праздника. А, может быть, и самим праздником"… В общем, авансов навыдавали столько, что сейчас уже жалеем об этом. Почему – чуть ниже. А вот предмет особой гордости – интервью Лидии Токаревой с лауреатом "Русского буккера"-2012 Андреем Дмитриевым: "Псковская прописка". Для автора романа "Крестьянин и тинейджер" (оптимистического романа о безнадёжной русской жизни, как его окрестили критики) Псков – город счастливого детства. Каким запомнился Андрею Дмитриеву Псков 60-х? "Атмосфера 60-х годов, она и сама по себе была очень человечной, а здесь была ещё и потрясающая личностная, художественная среда. А что такое были заводы Пскова — высокотехнологичные предприятия, работающие на оборону с соответствующим подбором кадров, когда рабочего от инженера не отличить. Моё представление о рабочем сформировалось в Пскове. Среди людей, чьё влияние на меня было самым сильным, нужно назвать Юрия Анисимовича Стрелкова. Обычный технарь, едва ли многие его знают, хотя когда-то был чемпионом Псковской области по мотокроссу. Он был большим другом нашей семьи. Я был книжным мальчиком. А он всё время напоминал мне: есть реальная жизнь, есть техника, с которой ты не дружишь. Объяснял: это — гвоздь, это — шуруп, а это не великая идея, а просто молоко, которое дают за вредность. Для взрослеющего мальчишки это было очень важно на самом деле". Мне важно упомянуть этот материал ещё и в контексте уже приведённых многочисленных вздохов о безнадежной провинциальности и полном вырождении псковской культуры. Понятно, что та культурная среда, о которой говорит Андрей Дмитриев – это "высокий жанр", а не культмасс, разнесённый (во многом справедливо) Сергеем Дамбергом на страницах "Псковской правды". И с этим жанром у нас до сих пор всё хорошо, благодаря, например, редактору "Псковской губернии" Льву Шлосбергу. "Псковская губерния" Он-то, наверное, и предположить не мог, что статья Алексея Семёнова "Бывшие в употреблении", в которой, скажем так, упомянут всеми расхваленный свадебный интерактив от московского театра LIQUID, вызовет такую реакцию худрука Псковского академического театра Василия Сенина. Спектакль-то прошёл на фоне "отреконструированного" Детского парка, состояние которого и стало основным содержанием материала: "Московские актеры умело изображали хаос. Псковские и приезжие строители во время реконструкции Детского парка его тоже умело изображали. И не в течение получаса, а много месяцев подряд"… Строго говоря, написать глубокую рецензию на "Свадьбу" невозможно в принципе – это отличный продукт для массового праздничного употребления, который вполне допустимо оценивать в категориях "нравится-не нравится". И он всем понравился. У меня есть серьёзные основания полагать, что и автору статьи Алексею Семёнову "Свадьба" понравилась тоже. Реакция Василия Сенина, у которого после трёх строчек в "Псковской губернии" уже и руки опустились, как минимум настораживает. Воля ваша, но это какой-то ранний Радун, рвавший на части "Новости Пскова" времён рецензий покойного Алексея Маслова. Александр Донецкий за право иметь своё мнение о Псковском академическом театре тоже немало претерпел от его непоколебимых почитателей. Лидию Токареву за первую же рецензию (помню лишь вторую часть заголовка "…или береги искусство, мать твою") грозились больше в театр не пускать. Но все эти авторы действительно серьёзно "крошили" псковские премьеры, в те времена весьма частые. И в театр их прекрасно пускали, и оскорблённые режиссёры с ними рано или поздно дружились. А тут – упоминание на фоне, и такой поток обвинений в ответ? Мне нравится, когда люди защищают то, что им нравится. У меня даже создалось впечатление, что Василий Георгиевич является художественным руководителем именно театра LIQUID. Потому что о своём театре (Псковском академическом театре драмы имени нашего всего) он говорит редко и с видимым усилием, больше, как о площадке для привозных проектов. И это уже слишком очевидно всем. Так что, боюсь, Василию Георгиевичу еще предстоит ощутить, от чего руки опускаются, а от чего поднимаются. "Курьеръ" Самая оригинальная газета Псковской области! Они вообще не заметили праздника, что, безусловно, к лучшему. "Курьерские" новости и статьи – продукт специфический. На 3 полосе – нападение на стариков-ветеранов в Черняковицах: "Не поднимай головы, а то хуже будет"! Подонки, позарившиеся на деньги и награды, слава богу, пойманы, но старики от шока не оправились – уехали из Псковской области. Ещё одна плохая новость: от ожогов умер отец троих детей, спасший их от пожара. Семья жила в Великих Луках, сейчас Олесе Астаховой власти города выделили 2 комнаты, люди помогают, чем могут. Но в такой ситуации помощь лишней не будет: по этому вопросу можно обращаться в "Курьеръ" по телефону 73-55-45. Для успокоения сердца можно почитать "Любовь вслепую": история Рамиля и Ольги Халимовых действительно очень трогательная. Оба они практически не видят, но смогли найти друг друга - спасибо так ругаемым технологиям. Звуковой роман на расстоянии 2083 километров, встреча, свадьба, квартиру купили – в Мончегорске. Так что всё хорошо. Всё и у всех может быть хорошо. А "Псковских новостей" в ларьке в обед не оказалось, простите. Обещали вечером завезти, но к обзору они не успели. Елена ШИРЯЕВА, редактор "АиФ. Псков"

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.