Ирина Кознева: Главная задача Школы принимающих родителей — помочь сделать осознанный выбор
На радиостанции «Ретро ФМ Псков» (частота 102,6) продолжается проект «Протяни ребенку руку», направленный на повышение сознательности общества и активизацию жителей нашей области в желании усыновлять брошенных детей. Гостем студии стала специалист по социальной работе областного центра семьи, соведущая Школы принимающих родителей Ирина Кознева. - Мы уже встречались с теми, кто занимается усыновлением детей на местах, и с теми, кто усыновляет детей, и даже с теми, кто работает с ними в детских садах и интернатах. Сегодня же в нашей студии человек, который является связующим звеном в этой цепочке. Это представитель Школы принимающих родителей Ирина Васильевна Кознева, специалист по социальной работе областного центра семьи, соведущая Школы принимающих родителей. Расскажите нам, что такое Школа принимающих родителей. - Многие задают вопрос: почему именно Школа принимающих родителей? В разных регионах она называется по-разному. Это и Школа приемных родителей, и Школа опекунов, усыновителей - где как! Мы выбрали название «принимающих», так как в нашем представлении принимающие родители - это те, кто способен принять и полюбить ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, недостатками и с его очень часто негативным прошлым опытом. - А часто ли этот опыт негативен? - Практически все дети вышли из неблагополучных детей, и родители их оставили именно по причине своего социального неблагополучия. Бывают, конечно, те детки, чьи родители погибли, или произошла какая-то трагедия. Но это единицы. - Вы работаете непосредственно с родителями? Не с детьми? - Да, на областной центр семьи переданы полномочия именно по подбору и подготовке принимающих родителей. И к детям мы отношения, к сожалению, не имеем. - Расскажите, каковы главные задачи этой школы? - Главная задача - сделать осознанный выбор. Они должны реально оценить свои ресурсы, свои риски, подготовиться к проблемам, с которыми им придется столкнуться, и подготовить свое окружение к принятию ребенка в семью. - И по каким направлениям осуществляется помощь родителям? - Программа разработана в трех блоках: психолого-педагогическом, юридическом и медицинском. На занятиях мы освещаем вопросы психологии и педагогики, реально оцениваем мотивы создания приемной семьи, личности участников. Также мы готовим и учим этих людей, чтобы они готовили членов семьи к принятию ребенка. Мы уделяем внимание взаимодействию со специалистами органов опеки и социальными службами, говорим о том, что нельзя оставаться один на один со своими проблемами, есть специалисты, которые придут на помощь. Что касается юридической помощи, то на занятия у нас приглашается специалист из органов опеки Пскова, и она рассказывает о перечне документов, о размере пособия, денежных выплатах принимающим родителям, о процедуре семейного устройства, формах устройства, их отличиях. На одно из занятий приглашается специалист центра семьи с базовым медицинским образованием, и она говорит о влиянии наследственных заболеваний на здоровье и развитие ребенка. - То есть нужны какие-то документы, которые приносят вам в школу студенты? - В нашу школу можно прийти как по направлению органов опеки, так и самостоятельно. - А если человек приходит самостоятельно, что ему нужно иметь при себе? - Ничего, только желание и активное участие в группе. - А как долго от проявления желания до поступления в школу? Там есть очередь? - До сентября 2012 года у нас не было такой очереди, но, как только прохождение школы стало обязательным, у нас появилось много желающих, и это, конечно, радует. Мы стараемся привлекать еще специалистов. До этого момента их было два, это начальник отдела социальной помощи семьи и детям Федорова Мария Николаевна, и я. Сейчас к нам присоединился третий специалист – Кержакова Светлана Валерьевна. И мы стараемся, чтобы люди долго не ждали своей очереди, максимум - месяц. Единственное, в летний период специалистам нужно было отгулять свой отпуск и это немного затянулось. - Только ли с тем, что Школа стала обязательной, появился такой наплыв? Или есть и другие причины, как Вы думаете? - Я считаю, что эта тема стала больше освещаться по телевидению и радио, массово распространяется информация, приемные родители выступают по телевидению, говорят о том, что у всех получится, кто захотел взять ребенка, и специалисты областного центра семьи тоже готовы помочь. - По сколько человек в группе? - В среднем по 12 человек. - А сколько раз в неделю они занимаются, и какое примерно время это отнимает? - Занятия проходят по выходным, один раз в неделю, в течение двух месяцев. И на 7-й неделе группа получает свидетельство о прохождении школы. - А какой-то экзамен существует? - У нас есть тесты, это теоретическая часть и практическая. Там даны варианты ответов. То есть, люди проходят это тестирование, но это, в основном, оценка для нас, мы смотрим, как мы подготовили всех. - А есть ли какие-то методические пособия? - Обязательно. Мы скидываем на интернет-носители очень много информации, книги, видео-уроки, фильмы. Мы даем это на самостоятельную работу принимающим родителям. - А мужчины у вас преподают? - Нет, к сожалению, в нашем областном центре семьи специалистов-мужчин нет. Но вообще в этой профессии они очень редки. - А какую-то помощь оказать вашей школе можно? Может быть, лекции почитать? Или помощь не нужна? - Если кто-то обратится к нам, мы будем рады! - А кто вам может пригодиться? - В данный момент у нас уволилась специалист по медицинским вопросам, поэтому мы бы были рады именно такого специалиста увидеть. - Расскажите, какие формы работы вы используете в школе? Тренинги, лекции? Как это происходит? - Обучение проходит в форме тренинговых занятий, обучающих семинаров и мини-лекций. Также самостоятельная домашняя работа и индивидуальные консультации. Занятия предполагают включение каждого участника группы с помощью различных методов обучения. Это и элементы мозгового штурма, и работа в малых группах, и арт-методики, и различные упражнения. Мы каждому кандидату на первом занятии выдаем тетрадь, разработанную нами, для кандидатов в принимающие родители, где есть краткая информация по всем блокам, все методики и упражнения. По окончании обучения она остается у наших кандидатов, и они всегда могут к ней обратиться. - Расскажите, что такое арт-методика? - Это выражение себя с помощью творчества, рисования. Мы задаем определенную тему, люди выполняют рисунок. Как известно, говоря словами, можно где-то слукавить, а в рисунке они выражают себя такими, какие они есть. - А потом с этими рисунками работает психолог? - Да, Федорова Марина Николаевна, начальник нашего отдела, проходила обучение в Санкт-Петербурге у президента фонда «Родительский мост» Левиной Марины Юрьевны, которая сама является принимающим родителем и очень активно использует это в своей работе. - А если человек не умеет рисовать? - Мы не оцениваем художественные способности, нам важно, что нарисовано, а не как. - А вы помогаете тем парам, которые еще не решились взять ребенка, или сопровождаете только те пары, которые уже готовы к этому? - Мы занимаемся подбором и подготовкой принимающих родителей, но сейчас разрабатывается проект сопровождения семей, и на данном этапе мы стараемся отслеживать судьбу людей, которые приняли ребенка, которые прошли обучение у нас. Мы очень рады, когда звонят нам и делятся таким радостным событием. Клуб принимающих родителей - это тоже элемент сопровождения. Они к нам приходят не всегда с радостными новостями, иногда они делятся трудностями, и мы стараемся помочь им. - То есть вы советуете выпускникам вашей школы общаться после нее между собой? - Да, мы стараемся после каждой группы написать контакты, чтобы они могли в любой момент обратиться. Может быть, в группе были уже опытные принимающие родители. Также люди, которые приходят к нам на клуб, всегда готовы помочь, дают свои контакты, и к ним обращаются очень часто. - А бывает ли такое, что после посещения вашей школы люди понимают, что ребенок им не нужен? Вы соглашаетесь с ними, или пытаетесь переубедить? - Вы знаете, это своего рода положительный результат! Ведь этим самым уменьшается количество неудачных попыток образования приемной семьи. Это профилактика вторичного сиротства. Если человек не готов к принятию ребенка, ему нужно либо дать время, либо отказаться от этой идеи. - Есть ли в вашей школе родители, которые лишены родительских прав? - Нет, таких студентов у нас еще не было, но если биологическая семья ребенка нашла в себе силы и желание восстановиться в родительских правах, мы будем только рады им помочь. - То есть это не возбраняется? - Нет, я думаю, что и государство направлено на то, чтобы сохранить биологическую семью ребенка. Для ребенка это очень важно. - А что нужно сделать человеку, лишенному родительских прав, чтобы пойти к вам в школу? Или это уже не ваша задача, заниматься этими документами с возвращением родительских прав? - Нет, мы можем только принять его на курсы, он должен пройти все занятия, оценить для себя свои риски и ресурсы. - Есть ли те, кто не смог окончить школу? - Нечасто, но иногда люди уже с третьего занятия звонили и говорили: «Знаете, я в данный момент не готов принять ребенка в семью». Или вообще отказался от этой идеи. - То есть, легко на своей шкуре ощутить все прелести усыновления в вашей школе? - Ну да. Ведь, проходя школу, они примеривают на себя роль приемного родителя, и многие считают, что не могут. - Что бы вы пожелали парам, которые берут ребенка? - Во-первых, я хотела бы выразить им глубокое уважение. Также я желаю им удачи, поддержки как друг друга, так и со стороны окружения. Ну и, конечно, чтобы в ближайшее время в их доме раздался детский смех.
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках







Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.