Риски финансового апокалипсиса сегодня выше, чем в 2008-м – эксперт
Мир стоит на пороге мощного финансового кризиса, и ожидаемое время катастрофы – 17-30 октября, считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. В статье, опубликованной сегодня в «Российской газете», Яков Миркин.
«Если демократы и республиканцы не договорятся о бюджете, о повышении потолка госдолга, последует дефолт США и череда финансовых шоков по всему миру», - прогнозирует Миркин. Хроника возможного кризиса в России - падение ВВП за полгода на 8-10 процентов, удвоение цифр официальной безработицы, ослабление рубля (доллар – больше 40 рублей), инфляция, бегство капитала.
«В октябре 2013 года, столкновение демократов и республиканцев кажется бескомпромиссным, почти уличным столкновением, когда каждый стремится не потерять лицо, и ради этого будет идти до конца. В этом лобовом движении партийных машин навстречу друг другу с каждым часом нарастают риски того, что решение не будет найдено, - уверен эксперт. - Танцем на краю пропасти назвали американские журналисты это противостояние».
«Риск человеческой ошибки, риск, приводящий к войнам, техногенным катастрофам, финансовым землетрясениям, неоправданно велик в октябре 2013 года, - пишет Яков Миркин. - Но с какой стати неудачный исход спора двух политических партий в США должен вызвать глобальные потрясения?... Дело в том, что на долю США приходится более трети глобальных финансовых активов, свыше 20 процентов мирового ВВП. Треугольник «Нью-Йорк - Лондон - офшоры» - финансовое сердце человечества. Доллар - мировая резервная валюта, его доля в пространстве валют - свыше 60 процентов. Почти две трети официальных резервов, созданных государствами, находятся в долларовых активах, и только четверть - в евро.
Что еще? Мировые финансы имеют два центра управления полетом - МВФ и Федеральную резервную систему (Центральный банк США). Европейский центральный банк во Франкфурте пока еще штаб дивизии, а не армии. Только на любое действие или слово ФРС финансовые рынки отзываются немедленно.
Более трети госдолга мира - за США. Процент по их казначейским обязательствам - базовый ориентир для любого денежного рынка. Центры ценообразования на российское сырье - нефть, газ и металлы - в Нью-Йорке, Чикаго и Лондоне. Все это может нравиться или не нравиться, но является фактом жизни. В будущем многое изменится, но на ближайшие времена картина мира такова, что еще в кризисном сценарии, отсчет которого может начаться 17 октября? Не будет больше выздоровления экономики США, казавшейся локомотивом выхода из «Великой рецессии» 2008-2013 годов. Еврозона, показывающая с лету слабые признаки экономического оживления, вслед за США погрузится в холодные воды. Реальный сектор стран G-7 войдет в минусовую зону. Сократится спрос на нефть, газ и металлы в еврозоне (на нее приходится более 50 процентов экспорта-импорта России), упадут цены на них. Еще больше начнет тормозиться рост Китая и развивающихся стран. Снова упадут цены на недвижимость там, где они успели частично восстановиться после 2008 года.
Спусковым механизмом для всех этих бурь станут финансы. Резко увеличится количество дефолтов. Вновь придется спасать от «черных дыр» в активах крупнейшие финансовые институты, только что вздохнувшие после прошлых бед. Сжатие кредитов поставит бизнес и население в жесточайшие финансовые условия. Высоки риски разлома еврозоны. Несколько стран по ее периферии могут бросить ее, вернувшись к своим валютам».
Сегодня российская экономика находится в более рискованном положении, чем пять лет назад, считает эксперт: «Ее главная формула - «обмен сырья на бусы», на товары с высокой добавленной стоимостью, зависимость внутренних финансовых рынков от денег нерезидентов, офшоризация, перенос собственности и прибыли за рубеж.
Еще одна формула - это низкая норма инвестиций + избыточные налоги + инфляционный налог + широкоформатное финансирование мегапроектов и убытков госкорпораций + растущие военные расходы + остаточное финансирование «социалки» + низкий уровень финансового развития (слабая монетизация, мелкие банки и финансовые рынки, экстремальный процент). Почти двадцать лет мы живем как донор, из которого выкачивают денежную кровь (страна чистого вывоза капиталов), а последние год-два - еще и при сокращающихся физических объемах экспорта сырья. Главным гаданием минэкономразвития и минфина на будущее - цена нефти и сколько миллионов тонн и кубов вывезут».
В качестве превентивных мер Миркин, в частности, предлагает резко увеличить налоговые льготы за рост бизнеса, за длинные деньги, за прямые инвестиции, несущие за собой современные технологии. «Убить немонетарную инфляцию. Резко снизить регулятивное давление на бизнес. Перестать сеять в каждом поколении панику и неуверенность, залезая к нему в карман на любом крутом повороте (новая пенсионная реформа). Заняться массовыми убытками госкорпораций. Не допустить, чтобы рост военных расходов стал «троянским конем» для экономики. И, наконец, мы не сможем спокойно развивать нашу промышленность, находясь в состоянии скрытого острого конфликта с Западом. К сожалению, без импорта технологий массовую модернизацию не осуществить».
«Когда смотришь на румяные лица тех, кто снует по улицам Амстердама или Франкфурта, или же когда купаешься в закатах на пляжах Барселоны, не верится, что эта чужая, сытая и благополучная жизнь может стать чем-то иным. Но все же риски того, что это все-таки случится, намного выше, чем в 2008 году. У государств и центральных банков всего мира меньше пространства для маневра, меньше ресурсов», - резюмирует автор.
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках





Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.