Протодиакона Кураева, призывавшего простить Pussy Riot, отчислили из академии за «скандальные и провокационные» заявления

Опубликовано: 31 декабря 2013 г. в 9:57 6 0Нет комментариев0

Известного отечественного богослова и православного публициста – протодиакона Андрея Кураева - ученый совет Московской православной духовной академии (МДА) постановил отчислить из преподавательского состава и исключить из числа профессоров академии в связи с его "скандальными, провокационными и эпатажными" публичными выступлениями. Как сказано в пресс-релизе академии по итогам заседания совета, прошедшего 30 декабря, "был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". В результате ученый совет констатировал, что "протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении". Отметим, протодиакон Андрей Кураев окончил МДА в 1992 году, в 1995 году там же он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 году Кураеву присудили звание профессора богословия. Протодиакон преподает миссиологию в МДА с 2004 года. Богослов является популярным блогером в "Живом журнале" – на его страничку подписано более 15 тысяч человек. Он известен тем, что он не редко высказывает мнения, идущие вразрез с позицией Московского патриархата. Например, Кураев высказывал огорчения по поводу жестокости позиции церкви в деле о Pussy Riot и призывал публично по-христиански простить участниц панк-молебна в Храме Христа Спасителя. Когда в Пскове в августе нынешнего года был убит другой опальный священник – отец Павель Адельгейм – Кураев писал: "Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не-анонимно и публично сказать "владыка, вы неправы!"? Он не был диссидентом. То есть он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти. У него была одна тема - тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен. Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям". После объявления результатом ученого совета протодиакон Кураев написал в блоге пространный комментарий. Она начал с того, что привел повестку дня совета, состоящую из отчетом и сообщений, после чего написал: "Как вы думаете, где тут можно поговорить о гомосексуальном скандале в Казанской семинарии? Правильно - в докладе главы проверяющей комиссии прот. Максима Козлова. Он подтвердил вину проректора КазДС игумена Кирилла Илюхина. А потом предложил перейти к оргвыводам - уволить из МДА диакона Кураева. К чести моих коллег, они были, мягко говоря, изумлены таким пируэтом. Благодарю первого проректора МДА заслуженного профессора М. С. Иванова и других коллег за попытку моей защиты. Но в итоге вопрос о моем увольнении был принят без голосования и просто внесен в протокол. Причем на обеде Козлов уламывал несогласных тем доводом, что Академии надо избавиться от меня побыстрее, пока Патриархия не приняла по отношению ко мне более крутых мер". Также Кураев заявил, что "ни к коллегам, ни к владыке Ректору нет никаких претензий": "В условиях, когда с дореволюционной "автономией академий" покончено давно и бесповоротно, ясно, что против лома нет приема. Рад, что при расставании не было высказано ко мне претензий по существу, т.е. богословских - ни к книгам, и к академическим лекциям. В трехсотлетней истории Академии я не могу вспомнить подобного случая: увольнение профессора по решению Ученого совета. Увольнение без голосования при явном наличии разных позиций. Увольнение без обвинений в ереси. Увольнение за высказывания, сделанные не по долгу службы, то есть не с академической профессорской кафедры, а за записи в данном частном дневнике. Увольнение в середине учебного года (знать - припекло по самое не могу). Разбор "личного дела" в отсутствие обвиняемого и без предварительного уведомления его о том, что таковой разбор будет. Такое считалось неприличным даже в советских ВУЗах". Также Андрей Кураев пояснил, что на совете ему вменялось в вину то, что он везде в своих "эпатажных" заявлениях подписывается профессором академии, а также "защиту "пусек" [Pussy Riot]: "На Совете меня обвиняли в том, что я всюду подписываюсь как профессор Академии. Ну, во-первых, это не грех. Во-вторых, я сам именно так НЕ подписываюсь. Я вообще никак не подписываюсь по той причине, что мои авторские заметки идут в личном блоге, где подпись просто не предполагается. "Визитки" для меня придумывают журналисты, берущие интервью. […] Еще на совете меня обвиняли в защите "пусек". Ну так я много раз пояснял, что защищаю не их хулиганство, а наше Евангелие. Раз уж у нас с коллегами обнаружилось расхождение в толковании Писания – казалось бы где как не на совете духовной академии открыть богословскую дискуссию по этому сюжету. Но ни в марте 2012, ни сейчас этого сделано не было. Саму же хулиганскую выходку я с первого же часа иначе как хулиганской выходкой и не называл. Более того, с тех пор, как хулиганки вышли на свободу, я отзываюсь о них жестче, чем даже о. Всеволод Чаплин - именно потому, что они на свободе". Кроме того, протодиакон добавил: " По секрету теперь уже могу сказать: если бы ректор просто вызвал меня и тихо предложил написать прошение "по собственному желанию", я как послушный человек это сделал бы. Не люблю я навязываться или интриговать. Но тут - максимальная громкость и публичность. Для нашей церковной жизни, очень нелюбящей публичности и скандалов, это крайне странно. Значит – сознательно была сделана ставка на ампутацию громкую и любыми путями. Кого пугают? Меня? Всех?"

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.