Звезды по наследству

Опубликовано: 4 июня 2014 г. в 10:23 16 0Нет комментариев0

Сложно просто пробежать глазами ее выставку. В ее работы хочется всматриваться, сравнивать их с оригиналом, искать различия. Автор более 5 тысяч фоторабот, 100 из которых она привезла на выставку в Псковский музей-заповедник, известная московская фотохудожница Екатерина Рождественская 3 июня ответила на все интересующие псковичей вопросы.

Она начала свое общение с псковичами с загадочного «Сейчас я вам такооооое расскажу...». Фотограф призналась, что безумно рада снова оказаться в Пскове. Уже во второй раз. Впервые она показывала наш город, церкви и монастыри сыну. «Я была уверена, что приеду сюда еще раз, поэтому с большим удовольствием приехала в Псков снова», - призналась Екатерина Робертовна.

Рождественская - непрофессиональный фотограф. По ее собственному заверению, фотографией начала увлекаться от безделья. Сначала это было просто хобби - снимала детей, птичек. «Женскую такую тематику», - вспоминает мастер. А затем заметила, что ее знакомая похожа на Зинаиду Серебрякову с картины «За туалетом». Долго пыталась воспроизвести портрет, ездила по антикварным магазинам, «искала тазики». Но первый фотоопыт со звездой был с Ириной Аллегровой. Она была соседкой Екатерины Рождественской, к которой всегда можно было зайти за солью. Затем список клиентов фотографа стал пополняться. В наследство от отца - известного поэта Роберта Рождественского - ей достались его друзья. «Когда сфотографировала Иосифа Кобзона, стало проще обращаться к современным звездам. Я пыталась работать и с иностранными звездами, но они просили огромные гонорары. Я поняла, что не могу платить им и не платить нашим артистам», - заметила фотохудожница.

Ее проект «Частная коллекция», которому она уже посвятила более 16 лет своей жизни, занял достойное место в журнале «Караван историй». «Очень много людей прошло передо мной - интереснее наблюдать за знаменитостями, чем их снимать. Есть люди, которых я вспоминаю с мурашками. После них хотелось поставить свечку и больше никогда о них не вспоминать», - признается Екатерина Робертовна.

Если раньше, по ее словам, на эстраде и в кино были знаковые фигуры такие, например, как Людмила Гурченко или Эльдар Рязанов, то сейчас «мыльные» сериалы делают звезд за один день. «Я порой даже не знаю, кто из этих детей звезды. В большинстве своем они непрофессионалы, очень тяжело на это смотреть», - отмечает она.

Но были в ее жизни встречи, которые она не забудет никогда. Судьба свела ее с Людмилой Гурченко в начале творческого пути, когда известная советская актриса буквально «голодала без работы». «Я счастлива, что она повстречалась мне. Она научила меня работать. Мы не могли остановиться. Эти фотосессии она восприняла, как маленькие сюжеты», - признается фотограф. Людмила Марковна требовала профессионализма не только от тех, кто рядом, но и от себя самой. Екатерина Рождественская больше не встречала людей, которые бы так основательно подходили к процессу съемки. Гурченко уходила в соседнюю комнату и буквально репетировала фотографию - взгляд, мимику, жесты. Она любила говорить, что у нее нет лица, на нем можно рисовать все, что угодно. «Она не боялась выглядеть некрасивой и даже уродливой. Хотя характер был сложный - Людмила Марковна очень боялась предательства. Она была таким ежом, который очень тяжело сходится с людьми, но если ей кто-то нравился, она боялась от него отойти», - рассказывает фотохудожница. Возможно, именно поэтому их связала многолетняя дружба: актриса открывала вместе с Рождественской ее персональные выставки, представляла молодого мастера, рассказывала гостям презентаций свои истории. «Такие люди встречаются очень редко, надо ценить каждую минуту общения с ними. Ее нет, но я счастлива, что работы остались. Я сняла с ней 19 работ, она дарила мне всякие мелочи и даже одежду. Все это сохранилось», - отмечает Екатерина Робертовна.

Кстати, в Москве у Рождественской огромный костюмерный цех и большая студия. На встрече с псковичами фотограф развеяла миф о том, что на нее одну работает весь «Мосфильм». Когда-то совсем случайно Екатерина увидела объявление в газете о том, что киностудия имени Максима Горького распродает большую коллекцию своих костюмов, которую она копила весь XX век. Студия в то время уже пришла в упадок, все съемочные площадки были сданы в аренду. И вот зимой, в феврале, фотограф отправилась на спасение реквизита. Вечером она приехала в какую-то школу, везде было темно, ключница привела ее в спортзал и включила свет. «Я в ужасе застыла - такое представление у меня было об Освенциме. Я увидела большие горы одежды, почувствовала запах старой одежды, старой жизни, судеб. Было тяжело брать эти вещи, я понимала, что кто-то в них ходил, целые семьи, а это чьи-то судьбы. Я стала отбирать. Провела там неделю. Поняла, что если я это не спасу, то никто не спасет. Там были абсолютные шедевры - расшитые платья, одежда из ГУЛАГа. Передо мной прошла вся история XX века», - рассказывает она.

Некоторые экземпляры сохранились лишь частично. Но для фотографии ведь нужен только «фасад», поэтому за спинами позирующий нередко куча скотча, булавки, чтобы «шедевры» не развалились на части. «В этом плане в фотографии все проще, чем в кино», - улыбается Рождественская.

Во время разговора с псковичами Рождественская вспомнила и о своем отце, о том, как он читал ей свои стихи, объяснял непонятные слова. «Я его стихов не читаю, потому что так, как он, я не умею, а хуже не хочу», - признается фотограф.

«Человек он был замечательным. Он никогда меня не воспитывал, они с мамой очень любили друг друга, поэтому мы жили в этой постоянной любви. Он не мог пройти мимо нее, не поцеловав и не погладив, писал ей постоянно записочки. Его обожала и теща, которая вставала рано утром, чтобы приготовить ему кашу. Он сделал много хорошего, хотя был очень скромный. Он был замечательный человек. Жаль, что таких больше не делают. Я все делаю с оглядкой на отца, мне главное - не уронить его имя, главное - держать его имя на уровне», - подчеркивает мастер.

Она признается, что ни за что на свете не стала бы снимать отца. Да и сама не очень жалует фотографов. «Мое место за камерой, я вообще ненавижу фотографов, не умею позировать, начинаю перед камерой кривляться», - улыбается Екатерина Робертовна.

От своей работы она получает истинное удовольствие. Екатерина даже не называет процесс съемки работой. «Это игра для взрослых: человек, которого я снимаю, впадает в детство и не выходит из этого состояния в течение нескольких часов или даже дней», - отмечает она.

На пресловутый вопрос о фотошопе, Екатерина ответила, что, конечно, пользуется им и этого не скрывает. Просто пользуется с умом, не перебарщивая. А вообще фотографом, по ее мнению, может стать каждый, просто нужно посвятить этому все свободное время.

С годами она особо начала любить снимать то, что не двигается. Например, натюрморты. В Пскове в объектив ее фотокамеры попали «развалины» и окна. Здесь она сняла окно с мишкой, которое, возможно, станет одним из экспонатов ее будущей персональной выставки «Окна» в Москве. Екатерина пробовала даже рисовать. «Есть пара моих отвратительных картин», - улыбается она.

В завершении встречи фотохудожница не только пригласила всех собравшихся посетить ее выставку в Пскове, но и ее ресторан, который не так давно открылся в Москве. В нем будут проходить тематические вечера. Например, в скором времени состоится вечер, посвященный ее отцу. В ресторане в это время будут подавать только то, что любил Роберт Рождественский.

Кстати, Екатерина даже не представляет, что ее фотоработы могут украсить интерьер ее собственного дома. «Что я больная что ли? Не думаю, что мне захочется видеть на своей стене Баскова в образе старушки. Это просто психологический проект, поднимающий настроение», - заключила она.

Светлана Аванесова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.