В дар Псковскому музею переданы картины известного художника Николая Новикова

Опубликовано: 10 декабря 2015 г. в 16:46 18 0Нет комментариев0

10 декабря в малом выставочном зале Псковского музея-заповедника прошла презентация работ художника Николая Новикова, подаренных музею его сыном, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.

Заведующий сектором выставочных проектов Псковского музея-заповедника Николай Москалев рассказал, что сам ездил в Москву, посещал мастерскую художника, который умер в 2011 году. У него была возможность отобрать работы. Были выбраны картины раннего периода творчества Николая Новикова, начиная с 1942 года. «Что меня удивило, так это то, что в его мастерской было несколько икон Николая Чудотворца, для него он стал покровителем. Он был очень одаренным человеком, разносторонним, прекрасный человек и прекрасный педагог», - сказал Николай Москалев.

Он также рассказал, что в 1977 году в Псковском музее-заповеднике проходила персональная выставка художника. Не исключено, что именно поэтому сын мастера Александр Новиков решил предоставить музею работы отца.

«Я считаю, что он очень сильный портретист. Жаль, что мне не удалось привезти портрет его отца, который меня впечатлил. Это очень сильный, мощный художник, продолжатель русских традиций. Это очень интересная коллекция, которой гордиться наш музей», - подчеркнул Николай Москалев.

До сегодняшнего дня в Псковском музее-заповеднике хранилась лишь одна картина народного художника России Николая Новикова, полученная из художественного фонда РСФСР в 1971 году. «Одинокая гармонь» была написана в 1969 году, когда молодой художник уверенно заявил о себе на московских художественных выставках. Николай Новиков - из числа живописцев первого послевоенного поколения. Ему посчастливилось учиться у выдающихся русских мастеров первой половины XX века - И. Грабаря, П. Кончаловского, А. Лентулова, А. Дейнеки и С. Герасимова, который был ему особенно близок.

До поступления в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (куда он был принят в 1942 году сразу на второй курс), Н. Новиков прошел серьезную практику изостудий. Именно к этому времени относятся четыре из тринадцати живописных работ, подаренных музею сыном художника.

Среди упомянутых ранних работ, датированных 1942-1944 годами, особенно интересны и ценны для музея портреты. В изображении серьезного не по годам мальчика («Юра Куликов») и в «Автопортрете» самого художника можно усмотреть некое ценное качество живописи Новикова – способность передать что-то сверх того, что изображено на холсте. При исключительной простоте художественного решения оба портрета каким-то образом впитали «воздух» военного времени, а за простым и выразительным внешним обликом портретируемых ощутимо некое внутреннее сердечное движение.

Третий портрет, «Моя крестная» (1943), несмотря на весьма скромные размеры, перерастая рамки своего жанра, превращается в настоящую маленькую картину о войне, о кротком, но сильном женском характере, о деревенской жизни, которую, кстати сказать, художник великолепно знал.

Тема войны не оставляла художника в течение всей жизни. Среди подаренного музею – большой живописный эскиз «В разведке», датированный 1956 годом (окончательный вариант картины, написанный чуть позднее, находится в Картинной галерее Республики Казахстан). Замысел ее не был случаен и возник еще в 1944 году – на фронте погибли старшие братья художника, а дом в Подмосковье, где жила семья, и прошло его детство, был сожжен вместе со всей деревней. Драматургия картины строится на световых и цветовых контрастах, живописной экспрессии, точно взятых жестах и «говорящих» деталей, создающих эмоциональную напряженность.

Передвижническая «закваска» заметна не только в картинах драматического плана, но и в бытовом жанре, к которому весьма успешно обращался художник. Николая Новикову, как и другим, мировоззренчески близким ему современникам, удавались детские образы. В числе таких работ - подаренные музею живописный этюд двух мальчиков («Идут из школы»,1956) и небольшая, мастерски исполненная, жанровая картина «Суворовцы» (1950). Последняя является вариантом композиции «Буденный в гостях у суворовцев» (1949), выполненной чуть раньше (в год окончания Института им. В.И. Сурикова) в качестве дипломной работы.

Дар сына художника включает в себя также ряд пейзажей, занимавших немаловажное место в творчестве Н. Новикова. Работая на пленэре, художник отбирал в пейзажном мотиве, прежде всего, то, что передавало первоначальное, самое яркое впечатление. Вошедшие в собрание Псковского музея-заповедника пейзажи-картины «На озере» (1980) и «Поздний гость» (1973) созерцательны по своему характеру, построены на тонких цветовых отношениях.

Поступившие в Псковский музей-заповедник работы Николая Новикова пунктирно затрагивают многие важные аспекты творчества этого художника, одного из достойных представителей русской реалистической школы и, несомненно, будут востребованы в музейной практике, убеждены музейщики. Возможно, они будут использованы при формировании передвижных выставок, «принимать участие в музейной жизни».

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.