Регтайм, или «рваное время» Довлатова

Опубликовано: 29 октября 2016 г. в 14:06 4 0Нет комментариев0

Сегодня в псковском драматическом театре имени Пушкина — премьера: спектакль по прозе Сергея Довлатова «Человек, обреченный на счастье» в постановке Бориса Бирмана. Первый показ спектакля состоялся 24 сентября в рамках фестиваля искусств «Заповедник». В октябре спектакль вошел в репертуар театра. Теперь эту работу сможет оценить псковский зритель. Незадолго до премьеры в театре прошла творческая встреча с создателями спектакля. Режиссер, художник и актеры поделились с журналистами и студентами колледжа искусств тем, как создавалось это произведение сценического искусства.

Александр Кладько, художественный руководитель Псковского театра драмы имени Пушкина:Режиссер Борис Бирман и художник Александр Стройло придумали для спектакля очень интересный простой актерский ход, соответствующий духу Довлатова как такового. Потому что, если Довлатова ставить академически, делать большие и тяжелые декорации, шить костюмы, все это спектакль сильно бы «утяжелило». Как поставить такого «легкого» автора, как Довлатов? Как этот «воздух легкости» перенести на сцену? Как создать и передать эту легкость прозы Довлатова? Решение, принятое режиссером и художником, на мой взгляд, оказалось оптимальным. Нет загромождения пространства, а вот искомая легкость, наоборот, присутствует. Никогда заранее не знаешь, сколько спектакль проживет. Я надеюсь, что у «Человека, обреченного на счастье» сложится большая длинная жизнь, что спектакль от показа к показу будет только набирать, насыщаться творческими соками.

Александр Стройло, художник-постановщик спектакля «Человек, обреченный на счастье»:Я считаю, что Борис Бирман совершил невероятный подвиг, собрав из этой каши цельный спектакль. Лично я думал, что ничего не получится. Мне казалось, что из замечательных, феерически смешных рассказов Довлатова сделать что-то единое, просто невозможно. Более того, режиссеру удалось преодолеть сопротивление актеров. И актеры заиграли во всей красе. Все играли просто великолепно! Главное, что Борис показал себя не только режиссером-молодцом, но еще и оказался автором очень хорошим. Как ему удалось объединить такие разные и сами по себе законченные вещи? Это удивительно! Отзывы, - а я многих зрителей успел опросить, - самые положительные.

Виктор Яковлев, актер, заслуженный артист России:Каждое время обладает своей мерой лицемерия. И вот Довлатов лично мне интересен тем, что он был свободен от этого лицемерия. Умел смотреть на мир со стороны, умел выразить свою оценку. Один из его любимых приемов, которым он прекрасно владел, - ирония. Рассказать о времени языком театра, языком, который предложил нам режиссер, было интересно. Я не могу, конечно, говорить за всех, но в данном случае наверняка со мной все актеры согласятся: было очень интересно! И переходить из роли в роль, и создавать целое. Роли все разные. И самое ценное, что спектакль получился цельным. Из первоначальной и непонятной каши в результате вышло блюдо интересное, изысканное, умное. Думаю, что это один из тех спектаклей, которым наш театр может гордиться.

Ирина Смирнова, актриса: Нам повезло сыграть первый спектакль для зрителей, которые любят и ценят Довлатова как писателя; для публики, которая нас не знала, и взгляд которой не «замылен». И люди подходили и говорили, что открыли для себя Довлатова в новом свете, открыли его любовь к Родине. Оказывается, Довлатов был патриотом! Говорили о том, какой у нас замечательный театр, какие мы здесь, в Пскове, невероятно талантливые. Говорили о том, что увидели на сцене замечательный актерский ансамбль. Что нужно обязательно этот спектакль показать в Питере и в Москве.

Борис Бирман, режиссер спектакля «Человек, обреченнывй на счастье»: Поначалу творческий коллектив не понял и ужаснулся: что мы будем делать, как, почему, каким образом? Была масса вопросов, но за два месяца большинство вопросов, по-моему, мы сняли. В спектакле множество ролей. Кто-то играет по пять-шесть, семь ролей. Довлатов вообще называл себя не писателем, а рассказчиком. Говорил, что он хочет ориентироваться не на Толстого, а на Чехова. Стало быть самое интересное, «смачное», выпуклое в его рассказах — это персонажи. Поэтому их у нас в спектакле так много. И это как раз и ценно! Конечно, всякий артист хочет выйти на сцену и сыграть одну большую, длинную, главную роль. А тут совсем другой материал, я его называю «регтайм»: рваное время. То есть такой коллаж, кусочки жизни, нанизанные на линию главное героя, который мыкается и мучается. Его не печатают, а он мечтает быть полезным, востребованным и признанным. Ничего у него, в общем, не получается. То ли время такое, то ли власть не дает. И это на самом деле такая вечная заморочка творческого человека с окружающим миром, природой, властями. Вечный конфликт между внутренним миром художника и миром абсурда. Мне изначально не хотелось, чтобы это было жестко привязано к каким-то конкретным временам — семидесятым и восьмидесятым годом прошлого века; мне бы хотелось, чтобы это читалось шире и отзывалось сегодня.

Актеров я, по-моему, измучил и изломал. В результате получилось хорошо, и многие довольны. Договориться подчас можно было только на каком-то «птичьем языке». Была, например, ситуация. За два дня до премьеры подходит ко мне актриса и говорит: «Что-то все хуже и хуже. Все — плохо, ужас и кошмар». А я объясняю: «Да нет. Просто мы пытаемся играть несколько другими местами, нежели ты привыкла». (Смеется). На следующий день она пришла, и все получилось. Вообще, каждый актер на своем месте сделал все, что мог, и работу каждого я оцениваю высоко. Мне нравится определение Марка Захарова: «Существует не линия роли, а коридор роли». То есть между стенками можно двигаться. И замечательно, что в этом спектакле артистам есть куда двигаться. Вот лично я бы включил наш спектакль в туристический тур посещения Псковской области. Туристы едут в Пушкинский заповедник, а затем — посещают ресторан и театр. Или наоборот: сначала туристы идут на спектакль, а потом в ресторан.

Подготовил Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.