Клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» с автографом Римского-Корсакова представлен в Псковском музее

Опубликовано: 31 октября 2016 г. в 15:49 22 0Нет комментариев0

С 1 по 6 ноября в фойе Псковского музея-заповедника в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет представлен новый экспонат - клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» с автографом Н. А. Римского-Корсакова.

Как сообщили Псковской Ленте Новостей в музее, выбор экспоната неслучаен: в этом году исполняется 10 лет Псковскому колледжу искусств им. Н. А. Римского-Корсакова.

Н. А. Римский-Корсаков - композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик, участник объединения «Могучая кучка»; автор многочисленных музыкальных произведений - 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, вокальной и духовной музыки. Свои первые музыкальные произведения начал сочинять в 11 лет. Несмотря на увлечение музыкой, с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему композитору удалось побывать в Англии, Норвегии, Польше, Франции, Италии, Испании, США, Бразилии. Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков сближается с членами общества Балакиревского кружка, где знакомится с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, А. С. Даргомыжским, с сестрой М. И. Глинки Л. И. Шестаковой и с П.И. Чайковским. Одновременно обращается к славянским народным мелодиям и активно начинает придерживаться в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества, как и его четырнадцатую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре (дирижер Ф. Блуменфельд, режиссер В. Шкафер, художники К. Коровин и В. Васнецов).

Экспонируемый на выставке клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» имеет несколько пометок композитора. Например, в замечаниях о постановке и исполнении Николай Андреевич написал карандашом «Если театр не имеет необходимого набора шести колоколов, то постановка «Сказания» становится невозможной». Автограф композитора «Дорогому Максимилиану Осеевичу Штейнбергу на память. НР-К. 24 Ноября 1906» адресован М. О. Штейнбергу, ученику Н. А. Римского-Корсакова, к которому тот обращается с просьбой посмотреть корректуру изданных партитуры и клавира. Ученик Н. А. Римского-Корсакова сам станет известным композитором, дирижером и педагогом великих музыкантов, среди которых, например, Д. Д. Шостакович. Он автор 5 симфоний, балетов «Метаморфозы» (по Овидию) и «Тиль Уленшпигель» (по Ш.Де Костеру), симфонических и вокально-симфонических произведений.

Николая Андреевича и Штейнберга связывала не только творческая дружба, но и семейные узы. М. Штейнберг женится на младшей дочери композитора Надежде, внучка которой Н. Д. Толмачева и передала в 1988 году выше описанный клавир.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.