«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Депутаты Госдумы решили окончательно и официально расписаться в собственной бесполезности. Именно так я понимаю законопроект, внесенный в парламент 2 февраля. Автор законодательной инициативы – Ирина Белых из «Единой России».
Она предлагает приравнять встречи депутата с избирателями к публичным массовым мероприятиям. Это значит, что свои встречи депутат должен будет заранее согласовывать с местной администрацией. При этом Ирина Белых великодушно предлагает «упростить процедуру организации встреч с избирателями», сократив срок подачи уведомления с 10 до 7 дней.
То есть, поставь, дорогой депутат, власть в известность за неделю вперед, и встречайся со своими избирателями сколько влезет.
Совершенно понятно, ради чего это придумано. Когда на улице стихийно собираются обманутые дольщики, водители грузовиков или фермеры, недовольные политикой правительства и жизнью в целом, всю эту недовольную публику полиция может на законном основании запихнуть в автозак, в соответствии с новейшим законом о митингах. И только одно им может помешать: если среди публики обрящется депутат, который сразу же объявит сборище своей «встречей с избирателями».
Тут не только за полицейских обидно, лишенных законной добычи. Тут же дело в том, что эти люди действительно становятся избирателями того депутата, даже если до начала встречи не были таковыми. Потому что народ ценит, когда облеченные властью люди за народ вступаются. Да и вообще, стихийную, живую активность, открытость и честность народ ценит. Собственно, только такие представители народу и нужны – которые вдруг возникнут из ниоткуда в самый ответственный момент, выслушают и протянут руку помощи, без всяких согласований.
А вот и фиг вам, говорит «Единая Россия» законопроектом Ирины Белых. Потому что понятно же, что не единороссы идут в народ стихийно обсуждать злободневные темы. Никак не единороссы вписываются за протестный митинг, чтобы он перестал быть несогласованным публичным мероприятием. Среднестатистический единоросс, внезапно оказавшись в толпе критично настроенных граждан, предпочтет, скорее, проглотить свой партбилет и запрятать подальше удостоверение депутата.
Законопроект о депутатских встречах – еще один удар под дых оппозиции. Удар не то, чтобы необходимый, оппозиция и так уже почти не дышит, но вот не остановиться никак. Замах сделан, кулак взметнулся – все, давай круши. Этакий контрольный в голову.
Только партия власти как будто не понимает, что это контрольный в голову не последним выжившим депутатам от оппозиции. Это удар по всей системе народного представительства. По законодательной ветви власти в целом.
У Госдумы и так-то репутация не особо. Уже сегодня сложно объяснить гражданам, почему эти винтики из бешеного принтера заслуживают зарплату в полмиллиона рублей в месяц. За что им служебные квартиры в Москве, льготные лекарства и бесплатные авиабилеты. Все эти права и льготы, напомню, не более чем приложение к депутатским обязанностям, а именно – к обязанности представлять в законодательном органе своих избирателей и выражать их интересы. Что невозможно без прямого общения.
Даже Ирина Белых в пояснительной записке пишет о том, что встречи с избирателями – обязанность депутата. И тем не менее.
«Бери и владей нами», – говорит законодательная власть власти исполнительной. Ну окей, мы, в общем-то, и раньше знали, что Госдума контролируется администрацией президента, как наше областное Собрание – аппаратом губернатора. Но зачем же утверждать это как закон? В чем тут предмет для гордости? Зачем этот демонстративный прогиб?
Вижу тут два варианта ответа. Первый: единороссам просто обидно, что есть еще депутаты, способные действовать самостоятельно, без согласований. Их мало таких, в Государственной Думе нового созыва, может, и не одного не осталось, но в природе еще встречаются. Вот им-то и предназначен новый закон, в первую очередь. И убьет он двух зайцев. Закон не только покончит со стихийными митингами-встречами. Он напрямую создаст зависимость депутата от исполнительной власти. Известно же как у нас согласовываются публичные мероприятия, даже в уведомительном порядке – если задача поставлена, всегда найдется повод отказать. На крайняк, в помещении крыша обвалится или канализацию прорвет в последний момент.
Второй вариант: депутаты-единороссы просто не понимают контекста. Они, наверное, думают, что такая мелочь как недельное уведомление о встречах с избирателями никак не повлияет на политическую систему в целом. Строго говоря, и так уже наворотили такого, что про демократию всерьез и заговаривать стыдно. Ну еще один кирпичик в стену, подумаешь.
Может, и так. А может, и не так.
Россия, как не устает доходчиво и подробно объяснять нам Екатерина Шульман, относится к числу так называемых «гибридных режимов». Это режимы, которые успешно совмещают внешние признаки демократии с автократическим по сути правлением. Для гибридов жизненно важно имитировать публичные демократические процедуры – в них залог легитимности. Чем удачнее имитация, тем лучше для гибрида: тем он устойчивее и долговечнее.
Отказываясь не только от демократических институтов и процедур как таковых, но и даже от имитации, гибридный режим делает шаг в сторону автократии. То есть в сторону конца своей истории, потому что, согласно науке, автократии значительно менее устойчивы, чем гибриды.
И вот тут я даже не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, получается, что чем хуже – тем лучше: дескать, прямая и откровенная автократия выгоднее, чем этот хитрый гибрид, потому что а) честнее, б) быстрее закончится. С другой стороны, у гибридов больше возможностей для мирного, плавного и безболезненного перехода в состояние подлинной демократии, тогда как автократии обычно заканчиваются очень неприятными событиями.
Вот и ломай голову, о чем там думает «Единая Россия» в парламенте. После нас – хоть потом? Живи быстро, умри молодым, вот это все? Слой за слоем, бетонирует власть и так уже монолитную политическую систему. Продолжают затыкать последние клапаны в котле, через которые еще можно было спустить пар. Зачем?
Не иначе, как сами хотят, чтобы побыстрее рвануло.
Светлана Прокопьева









Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться