«Я работаю Навальным»

Опубликовано: 28 мая 2017 г. в 22:00 9 0Нет комментариев0

Оппозиционный политик Алексей Навальный в воскресенье открыл в Пскове предвыборный штаб своего имени под президентскую кампанию 2018 года

Изначально законспирированный, а накануне раскрытый адрес штаба в доме №38/25 по улице Некрасова оказался буквально в двух шагах от здания администрации Псковской области. В начале первого у крыльца уже собралась толпа молодежи и людей постарше, были здесь и небезызвестные в городе персоны, например, член «Открытой России», лидер движения «Свободный берег» Игорь Батов, националист Георгий Павлов, экс-депутат Псковской гордумы Вадим Гузинин (кстати, один из задержанных полицией 26 марта в день антикоррупционной акции сторонников Навального).

Внутрь штаба до назначенного часа никого не пускали; охранник пояснил, что Алексей Навальный уже внутри и дает интервью, а запускать будут всех и сразу. Я поинтересовался форматом мероприятия, и секьюрити поведал, что собрания в штабах проходят у них стоя, регламент спонтанный, «как пойдет», Навальный выступает и отвечает на вопросы собравшихся.

Пока мы беззлобно шутили про зеленку, запрятанную в пакетах, некий молодой человек развернул самодельный плакат, на котором было написано: «Шлосберг: Нет у Алексея Анатольевича программы / есть — лозунги, девизы, тезисы. Не программа!». К парню сразу стали приставать «политизированные» девушки: «А не провокатор ли вы?» и «Что своим плакатам хотите сказать?». Молодой человек отвечал, что желает получить разъяснения от самого Навального, а вопрос вот он — написан, понимайте, как знаете. «Вы от кого?», - спросил я у парня. «Я сам по себе, интересуюсь», - был ответ.

Неожиданно на крыльце появился сам Навальный: в синих джинсах, в голубой рубашке с закатанными рукавами и в галстуке, с бодрым бобриком на голове; он орлиным взглядом охватил свою «паству», и определенно остался доволен.

«А вы нас пикетируете?» - спросил он у парня с плакатом, тот кивнул.

«Слушайте, да на этом крыльце выступать можно!», - бросил фразу в толпу Навальный и тут же исчез за стеклянной дверью своего штаба.

Минут через пять стали запускать внутрь. Алексей Навальный стоял у входа и лично приветствовал каждого гостя рукопожатием. Помещение штаба (кстати, сорокового в регионах России) оказалось довольно просторным и свежеотремонтированным, на центральной стене висел большой баннер с узнаваемым логотипом из цифр и восклицательного знака: «20!8», а на боковых стенах были развешаны плакаты с лозунгами избирательной кампании Навального. У баннера разместилось нечто вроде подиума, чтобы выступающих было лучше видно из толпы. Техническая сторона ритуала была явно продумана и соответствовала некой проверенной схеме. Так и получилось. Когда волонтеры и граждане заполнили зал, с десятиминутной речью выступил руководитель избирательного штаба Навального Леонид Волков, который представил собравшимся псковского координатора Валентина Болдышева (как выяснилось, он прошел своего рода «кастинг» и был выбран Волковым из числа других кандидатов), и говорил в основном об организационных задачах. А уж затем на подиум поднялся Алексей Навальный, который «с места в карьер» заговорил ярко, образно и хлестко. Талантливый оратор, Навальный жестикулировал, обращался к публике с риторическими вопросами, заставлял поднимать руки, то есть всячески вовлекал собравшихся в диалог. «Живьем» Навальный оказался еще интересней и креативней, чем на экране компьютера, а его американский стиль общения подтверждал тезис, что перед нами российский политик нового типа. Минут через двадцать у меня возникло полное впечатление, что я нахожусь где-то внутри американского фильма про выборы, статистом в каком-то «Карточном домике», а передо мной — знаменитый актер сериала, рассчитанного на восемь месяцев беспрерывного показа. И вот одну из серий снимают в Пскове.

Вопросов от публики, большинство которой составляли, по-видимому, все же волонтеры, то бишь юные добровольцы, было много и на любой вкус. Псковичи спрашивали и про образование, и про число разводов, и про зарплаты военных, и про ситуацию в РПЦ, и про «снесенную крышу» власти. Да про что только не спрашивали, и на всякий вопрос Навальный находил, что ответить; на некоторые вопросы отвечал весьма неожиданно, а на некоторые по существу не отвечал вовсе. «Паства», впрочем, этого не замечала, большинство собравшихся, особенно молодые ребята, смотрели на своего кумира, открыв рты, как кролики на удава. Навальный же, стройный, ладный и велеречивый, царил над ними, словно рок-звезда. Не хватало только электрогитары.

Явление такой яркой фигуры как Навальный на тусклой политической сцене России, разумеется, постоянно провоцирует вопросы. Политологи уже сломали мозги на том, чтобы выяснить, чей проект Навальный? Вашингтонского обкома, одной из башен Московского Кремля, или он действительно «политический самородок», этакий self-made man, сделал сам себя? Как бы там ни было, но технологии, да и сам образ, манеру держаться и произносить речи, Навальный позаимствовал на Западе, он действительно как будто вышел из американского фильма, только вот реалии, о которых он говорит, не западные, а сугубо наши, российские. И к приезду в Псков он точно готовился, читал интернет, штудировал статистику, готовил отповедь губернатору Турчаку, недавно назвавшему Навального «чужим человеком с нулевой перспективой» (по крайней мере, так сказал оппозиционер). В своем искрометном выступлении он совершил, насколько я заметил, только один досадный промах: назвал псковичей «псковчанами», однако восторженные волонтеры этот косяк даже не заметили.

Собственно, начиная свой спич, Навальный и оттолкнулся от фигуры Турчака, процитировав пост псковского губернатора в Инстаграме. «Я читал и думал: «Ну вот ты наглый человек! Вот это происходящее в стране ты называешь большим будущим с двумя буквами Б?» - Патетически воскликнул Навальный. - Заходил человек и спросил у меня: «Удалось ли вам, Алексей, что-то увидеть в городе Пскове?». Я подумал в этот момент: «Ну что-то я увидел из окна машины, но не разглядел, потому что голова моя моталась в этот момент вот так! - И Навальный изобразил, как именно моталась его голова, вызвав ожидаемые смех и одобрение в зале. - Дороги в городе Пскове, ну они чудовищные! - Буквально проорал Навальный. - Мы сейчас проехали, везде они плохие!». «И это еще хорошие!» - вставил кто-то реплику из публики. «И это в центре, вы понимаете! - Продолжил Навальный. - И это еще хорошие дороги! Один из древнейших русских городов. Он должен быть вылизан вообще! Он должен быть таким образцово-показательным, городом-картинкой, которую, по идее, мы должны показывать иностранцам в подтверждение любимого тезиса этой власти, что у нас тысячелетняя история. Но вы разбомбили эту тысячелетнюю историю!» - Обратился Навальный к псковской власти.

Надо ли говорить, что весь этот пассаж вошел в публику, как нож в масло, и юная публика была мгновенно покорена. А Навальный продолжал накручивать беды Псковщины одну за другой: дескать, это и одна из самых бедных областей в России, и зарплаты позорные, и дороги аномально плохие…

Какой-то остроумный человек спросил у Навального: «Есть ли у вашего штаба варианты действий, если вас тупо пристрелят?», и Навальный ответил, что старается об этом не думать, потому что, если слишком много об этом думать, «расхочется работать»: «На самом деле на мне свет клином не сошелся. - Сказал оппозиционер. - То, что я вам сказал громким голосом и старался шутить, по сути, - набор банальностей. На самом деле вы все это знали. Ничего нового я вам не сказал. Главное - создать движение, которое перестанет молчать, которое выходит, сто человек, двести человек, и задает вопросы, и заставляет власть меняться, мы заставим ее измениться! А кто будет стоять на этой штуке? Ну это просто работа. Кто-то работает агитатором, я работаю Навальным».

Так уж вышло, что последний вопрос достался мне. Я спросил у Алексея Навального: «Какой смысл во всей его нынешней президентской кампании, если власти не допустят его на выборы?». Разумеется, Алексей Навальный, как опытный политик, не стал отвечать на этот неудобный вопрос, а принялся апеллировать к своим сторонникам, забил логику эмоцией: «Скажите, пожалуйста, друзья! Я прошу вас поддержать мою кандидатуру на выборах президента. Прошу голосовать. Кто за?..»

Само собой, сторонники дружно подняли руки.

«Значит, если у них есть право выдвигать человека, а я тоже живой человек, которому больше тридцати пяти лет, я не нахожусь в местах лишения свободы и имею право идти на выборы», - продолжил Алексей Навальный. - Если у нас есть право выдвигать человека кандидатом в президенты, значит, мы и будем выдвигать! Потому что много в стране людей, которые против коррупции. <...> Потому что мы настоящие, всамделишные люди, которые не согласны, что в России всегда плохие дороги, которые знают, что можно все изменить, знают, как изменить, и мы пойдем на эти выборы, и мы не просто зарегистрируемся, но мы и выиграем на этих выборах!».

Тут уровень пафоса зашкалил настолько, что показалось — сейчас пролетит искра, и аудитория буквально взорвется от избытка оптимизма, который из своих легких надул Алексей Навальный, но ничего такого, конечно, не произошло, и все сто с лишним человек выстроились в длинную и шумную очередь — сделать селфи со своим политическим кумиром. А что? Вдруг безбашенный оптимизм Навального не так уж прост и имеет под собой основания? Вдруг он все-таки выиграет эту большую и сложную партию. Кто сейчас знает наверняка? И у сотни человек когда-то появится повод похвастать перед друзьями и знакомыми: «Смотри! На фото я и президент Навальный».

Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.