Ажиотаж, вызванный коронавирусом, может привести к повышению цен на импортные товары. Ослабление курса рубля на фоне падения стоимости нефти может поставить экономику России перед необходимостью новой волны импортозамещения, не только продовольственного, но и промышленного. Насколько наша страна готова к импортозамещению и что оно собой представляет, разбиралась «Независимая газета».
Перебои в работе китайских производств в начале года, вызванные вспышкой нового типа коронавируса, не только ударили по нефти, но и создали риски удорожания целого ряда товаров, которые импортируются из Китая по выгодным ценам.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в структуре импорта Китай занимает место крупнейшего поставщика товаров: в 2019 году объём закупок Россией из КНР составил 54,1 млрд. рублей – это 22% от всего импорта в стоимостном выражении.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования спрогнозировал кратный рост цен на потребительские товары в связи с пандемией нового типа коронавируса. В списке таких товаров на первых местах детские игрушки, антибиотики, одежда и головные уборы, а также химическая продукция.
По данным ФТС, импорт из стран дальнего зарубежья за январь-февраль 2020 года составил $29,9 млрд – в годовом сопоставлении это на 1,9% больше по сравнению с 2019 годом. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России сократилось в январе 2020 года на 18% в годовом сопоставлении до $13,7 млрд.
Учитывая, что в марте 2020 года курс доллара достигает 75 рублей, можно сказать, что при сохранении импорта на текущем уровне, стоимость товаров вырастет в рублёвом эквиваленте. Россию ждёт повышение цен, если она не сможет найти способы закрыть потребности внутри страны – иными словами, мы возвращаемся к импортозамещению.
Основная часть граждан Российской Федерации воспринимает импортозамещение преимущественно как замещение иностранных продуктов питания, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции. В этом вопросе, ка отмечает «Независимая газета», Россия действительно сделала большой шаг вперёд по сравнению с 2014 годом, когда были введены продовольственные санкции.
Доля прямого импорта из Китая в торговых сетях Х5 Retail Group существенно ниже 1%. Преимущественно это непродовольственные товары, из продовольствия – в основном имбирь и чеснок. При этом сейчас Х5 Retail Group ищет возможности поставок имбиря и чеснока из других стран, чтобы заменить товары из Китая аналогичными по качеству и ценам. В «Азбуке Вкуса» закупки товаров из Китая также минимальны: непродовольственные наименования она в Китае не приобретает, не считая сезонного товара на Новый год, а из продовольствия закупает единичные продукты: чеснок, помело, имбирь, капусту брокколи, грибы шимиджи. «Магнит» прекратил импортировать овощи и фрукты из Китая, заменив их поставками из других регионов.
13 марта 2020 года полпред президента РФ в СКФО Юрий Чайка отметил, что Россия также занимает лидирующие позиции в сфере производства мяса птицы и его экспорта, по выращиванию овощей защищенного грунта в тепличных комплексах. Но продовольственное импортозамещение является лишь узким сектором, который замечают потребители.
В то же время, есть намного более масштабные темы, например, комплексы по переработке отходов и W2E заводов по термической переработке мусора. Совокупная сумма инвестиций только в заводы «Ростеха» в Казани и Подмосковье превышает 150 млрд рублей. Причём, как отмечает «Независимая газета», на всех объектах используется преимущественно отечественное оборудование: и новейшие турбины, и котельное оборудование, и фандоматы.
Отечественный нефтегазовый комплекс сегодня также нацелен на технологический суверенитет, импортозамещение и увеличение экспортного потенциала. Основной траекторией развития ТЭК является внедрение и эксплуатация отечественных технологий отраслевыми компаниями. Уже в 2020 году ожидается создание российской роторно-управляемой системы.
Как отмечает руководитель центра компетенций технологического развития ТЭК Минэнерго России Олег Жданеев, в химической и металлургической промышленности доля импортозамещения может достигать 100%. По его мнению, 100%-ное импортозамещение возможно и в производстве электронной компонентной базы.
Сегодня на российских предприятиях уже производятся компьютеры «Элик», которые должны заместить в российских госструктурах Intel и AMD. Для надёжного и оптимального по стоимости хранения данных сверхбольших объёмов была создана модульная система хранения данных отечественного производства «Купол».
В феврале 2020 года Минпромторг России предложил проводить в российских госкомпаниях ежеквартальные стресс-тесты, нацеленные на оценку возможных сценариев валютных и санкционных рисков и киберугроз. «Зависимость от импортных микросхем колоссальная. Пока госкомпании не развивают российскую электронику, они остаются чувствительны к внешним угрозам – кибератакам, прекращению поставок, влиянию незадекларированных возможностей в зарубежном оборудовании», отмечает в этой связи председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова,
После принятия Нацпрограммы «Цифровая экономика» вопросами развития информационной безопасности, информационной инфраструктуры и цифровых технологий на базе российских решений начало заниматься правительство.
В условиях постоянных санкций российские промышленные компании создали целую экосистему продукции, позволяющую обеспечить технологическую независимость от иностранных производителей.
К примеру, на заводе в Рыбинске производят двигатели ПД-14, предназначенные для самолётов МС-21. Это позволит гражданской авиации избежать риска остаться без двигателей из-за санкций. По той же причине, в Санкт-Петербурге начали производить вертолётные двигатели ВК-2500, аналоги которых ранее закупались на Запорожском заводе «Мотор-Сич». Можнотакже добавить, что «Уралмашзавод» запустил производство новых модели гидравлических экскаваторов, а «Черновские ЦЭММ» вернулись к производству комплектующих для горнодобывающей техники.
Развивается и текстильная промышленность: в Тульской области модернизирована фабрика по пошиву одежды ООО «БТК Трикотаж», в Кабардино-Балкарии начала действовать компания «Текстиль Индустрия», ставшая одним из крупнейших производителей трикотажа в стране.
В медицине внедряются российские аналоги импортной техники и лекарственных препаратов, внедряется кластеризация фармпроизводств, что поможет стабилизировать отрасль, произвести интеграцию научных разработок и широкого производства. Дженерики, которые ранее ввозились из-за рубежа, уже производят в Казани, инновационные препараты для борьбы с туберкулезом и атеросклерозом созданы в Иркутской области. В Архангельске изготавливают интеллектуальные протезы для детей.
«Сегодняшние промышленные компании опираются преимущественно на решения отечественного производства. Если бы эти решения были импортными, их могли бы просто заморозить в связи с волатильностью курса рубля и прогнозируемой волной банкротств ряда финансовых институтов», – цитирует «Независимая газета» первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенева.
Современное импортозамещение отличается от импортозамещения предыдущих лет тем, что оно создаётся не хаотично, а в соответствии с федеральными и национальными проектами, и нацелено на комплексное изменение стратегической роли страны. Именно по этой причине произошла смена Правительства, члены которого несут персональную ответственность за исполнение программ импортозамещения.










Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться