«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

Опубликовано: 23 мая 2007 г. в 17:33 1171 0Нет комментариев0

Циничная сентенция, вынесенная в заглавие статьи, принадлежит самому известному русскому нигилисту, персонажу романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Евгению Базарову. Он произвел ее в одном из бесконечных споров с Павлом Петровичем, такой оригинальной шуткой ответив на недоуменный вопрос аристократа: «Вот как! Вы, стало быть, искусства не признаете?» «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительной усмешкой». Сия литературная реминисценция понадобилась мне для того, чтобы описать тот казус, тот конфуз, что произошел недавно со знаменитым Домом купца Сафьянчикова в Пскове. Известно, что в этом памятнике архитектуры ныне располагаются художественные мастерские, где худо-бедно обитают псковские графики и живописцы. Дом находится в муниципальной собственности, и вот два года назад над сообществом «свободных аrtistsнавис «Домоклов меч» неминуемой продажи. Однако эти самые artists, между прочим, одни из лучших в Пскове, не стали, аки овцы на заклание, тихо и смиренно ждать своей незавидной участи, а создали движение «Псков-Арт», которое и начало борьбу за Дом купца Сафьянчикова, из которого предполагалось сделать не то бордель, не то кабак. Дом удалось отстоять, более того, как выразился один из представителей «Псков-Арта» Эдуард Шарипов, произошла «смычка искусства, бизнеса и власти», в том смысле, что было подписано трехстороннее соглашение между Администрацией Пскова, художниками и некими заинтересованными лицами. Заинтересованными, в первую очередь, в том, чтобы живописный бережок рядом с разрушающимся зданием использовался под точку общепита. Точнее говоря, под пивнуху. Само собой, не за просто так, а за ремонт. Что-то вроде бартера. У города, по обыкновению, баблос отсутствует. Художники — тоже не Сальвадоры Дали. Миллионы тугриков на своих картинках не делают. Как говорится, «на искусстве не заработаешь». Значит, остаются продавцы пенного напитка и сопутствующей закуски: шашлыков, воблы, раков. Ничего, кстати, из ряда вон вызывающего. Издавна поклонники Аполлона тяготели к Бахусу, черпая из его бочонков вдохновение. Почему бы не использовать летние месяцы с пользой для общего дела? Пивнуха так пивнуха. И овцы целы (Дом с художниками), и волки (в данном случае — любители пива) сыты. Чуть ли не под крышей купца Сафьянчикова. Но вдруг изморенное жарой информационное поле пронзила новость: «Художники собираются устроить выставку-акцию на стене дома, протестуя против унижения, которому были подвергнуты владельцем пивного ресторана „Карл Фридрих“, а по совместительству депутатом областного законодательного собрания Игорем Смирновым. Депутат тут же откликнулся гневной отповедью в стилистике: „Так-то вы заплатили за предобрейшее?“.Унижение же заключалось, собственно, в том, что по скобарско-жлобской привычке, отчего-то весьма наглядно распространенной в наших широтах, арендаторы точки общепита свою часть дома покрасили, ту, где собирается клиентура, а главный фасад и остальную часть дома оставили все в том же неприглядном, убожеском виде. Да еще на стену прикнопили огромный красный банер с названием заведения. Это-то и переполнило пивную кружку терпения. Вернее, унижения. Художники решили устроить выставку одного дня. Слава Богу, не бульдозерную. Однако — на стене. Приурочили это мероприятие к Празднику пионерии и Дню Ганзейского союза. А что? Символично получилось. Из окошек звучат пионерские песни. На фасаде — шедевры. Тут же мольберт, на котором рождается свежее полотно. Над вывеской — портреты основоположников марсксизма-ленинизма. Перфоманс явно удался. Тем более, когда оказалось, что хозяин пивной Игорь Смирнов тоже захотел почтить выставку своим вниманием. Небольшой митинг стал кульминацией в меру общественного, но главным образом эстетического мероприятия.- Этой выставкой мы выражаем протест против вывески на нашем доме. — Сказала в диктофон автора этих строк нынешний председатель движения „Псков-Арт“ Ирина Жбанова. — Вывеска „Карл Фридрих“. Над словом „Карл“ мы повесили портрет Маркса. Над словом „Фридрих“ — Энгельса. Возвращаем к истокам. Но не марксизма-ленинизма, как вы понимаете, к трем составным частям, а к истокам человеческой морали. Все знают, что в этом доме работают художники, а не пивной бар. — Так вы что, всерьез думали, что хозяин заведения вам весь дом покрасит? — спросил я Ирину.- Мы не думали, мы знали. По договору, хозяин должен был отремонтировать весь фасад. Теперь мы даже не знаем, как будут развиваться дальше события. Мы люди не конфликтные, но нас к этому вынуждают. Дом Сафьянчикова — объект культурного наследия. „Псков-Арт“ принял охранные обязательства. Мы вообще не имеем права производить какие-либо манипуляции с домом. Тем более — с иностранными именами. Вешать на Дом русского купца Сафьянчикова. Ведь что получается? Нынче легче налить кружку пива, чем рассказать об искусстве. Но, может быть, это не вина Смирнова, а наша общая беда? Мы, во всяком случае, подчеркиваем, что представляем русскую культуру. Впрочем, как показал митинг, если конфликт и незримо присутствовал, то был замят обещаниями исправить разящий контраст между „пивным“ и „художническим“ фасадами. — Давайте смотреть на искусство, а не на стену. — Призвал к „смычке“ искусства и пива хозяин летнего кафе. — Тем более, что состояние этой стены временное, и в ближайшее время будет приведено в норму. Что касаемо культуры и питания, то потребности человека многогранны, и он должен питаться как твердой пищей, так и жидкой.И Игорь Смирнов с удовольствием пустился в исторические аллюзии, вспоминая о том, что и Владимир Ильич Ленин жутко любил пиво, и кто знает, если б не этот ячменный напиток, случилась бы на Руси революция?А мне снова вспомнился, так, по прихотливой ассоциации, незабвенный нигилист Базаров, утверждавший:- Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука».Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.