«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»Циничная сентенция, вынесенная в заглавие статьи, принадлежит самому известному русскому нигилисту, персонажу романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Евгению Базарову. Он произвел ее в одном из бесконечных споров с Павлом Петровичем, такой оригинальной шуткой ответив на недоуменный вопрос аристократа: «Вот как! Вы, стало быть, искусства не признаете?» «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! воскликнул Базаров с презрительной усмешкой». Сия литературная реминисценция понадобилась мне для того, чтобы описать тот казус, тот конфуз, что произошел недавно со знаменитым Домом купца Сафьянчикова в Пскове. Известно, что в этом памятнике архитектуры ныне располагаются художественные мастерские, где худо-бедно обитают псковские графики и живописцы. Дом находится в муниципальной собственности, и вот два года назад над сообществом «свободных» аrtists навис «Домоклов меч» неминуемой продажи. Однако эти самые artists, между прочим, одни из лучших в Пскове, не стали, аки овцы на заклание, тихо и смиренно ждать своей незавидной участи, а создали движение «Псков-Арт», которое и начало борьбу за Дом купца Сафьянчикова, из которого предполагалось сделать не то бордель, не то кабак. Дом удалось отстоять, более того, как выразился один из представителей «Псков-Арта» Эдуард Шарипов, произошла «смычка искусства, бизнеса и власти», в том смысле, что было подписано трехстороннее соглашение между Администрацией Пскова, художниками и некими заинтересованными лицами. Заинтересованными, в первую очередь, в том, чтобы живописный бережок рядом с разрушающимся зданием использовался под точку общепита. Точнее говоря, под пивнуху. Само собой, не за просто так, а за ремонт. Что-то вроде бартера. У города, по обыкновению, баблос отсутствует. Художники тоже не Сальвадоры Дали. Миллионы тугриков на своих картинках не делают. Как говорится, «на искусстве не заработаешь». Значит, остаются продавцы пенного напитка и сопутствующей закуски: шашлыков, воблы, раков. Ничего, кстати, из ряда вон вызывающего. Издавна поклонники Аполлона тяготели к Бахусу, черпая из его бочонков вдохновение. Почему бы не использовать летние месяцы с пользой для общего дела? Пивнуха так пивнуха. И овцы целы (Дом с художниками), и волки (в данном случае любители пива) сыты. Чуть ли не под крышей купца Сафьянчикова. Но вдруг изморенное жарой информационное поле пронзила новость: «Художники собираются устроить выставку-акцию на стене дома, протестуя против унижения, которому были подвергнуты владельцем пивного ресторана «Карл Фридрих», а по совместительству депутатом областного законодательного собрания Игорем Смирновым. Депутат тут же откликнулся гневной отповедью в стилистике: «Так-то вы заплатили за предобрейшее?».Унижение же заключалось, собственно, в том, что по скобарско-жлобской привычке, отчего-то весьма наглядно распространенной в наших широтах, арендаторы точки общепита свою часть дома покрасили, ту, где собирается клиентура, а главный фасад и остальную часть дома оставили все в том же неприглядном, убожеском виде. Да еще на стену прикнопили огромный красный банер с названием заведения. Это-то и переполнило пивную кружку терпения. Вернее, унижения. Художники решили устроить выставку одного дня. Слава Богу, не бульдозерную. Однако на стене. Приурочили это мероприятие к Празднику пионерии и Дню Ганзейского союза. А что? Символично получилось. Из окошек звучат пионерские песни. На фасаде шедевры. Тут же мольберт, на котором рождается свежее полотно. Над вывеской портреты основоположников марсксизма-ленинизма. Перфоманс явно удался. Тем более, когда оказалось, что хозяин пивной Игорь Смирнов тоже захотел почтить выставку своим вниманием. Небольшой митинг стал кульминацией в меру общественного, но главным образом эстетического мероприятия.- Этой выставкой мы выражаем протест против вывески на нашем доме. Сказала в диктофон автора этих строк нынешний председатель движения «Псков-Арт» Ирина Жбанова. Вывеска «Карл Фридрих». Над словом «Карл» мы повесили портрет Маркса. Над словом «Фридрих» Энгельса. Возвращаем к истокам. Но не марксизма-ленинизма, как вы понимаете, к трем составным частям, а к истокам человеческой морали. Все знают, что в этом доме работают художники, а не пивной бар. Так вы что, всерьез думали, что хозяин заведения вам весь дом покрасит? спросил я Ирину.- Мы не думали, мы знали. По договору, хозяин должен был отремонтировать весь фасад. Теперь мы даже не знаем, как будут развиваться дальше события. Мы люди не конфликтные, но нас к этому вынуждают. Дом Сафьянчикова объект культурного наследия. «Псков-Арт» принял охранные обязательства. Мы вообще не имеем права производить какие-либо манипуляции с домом. Тем более с иностранными именами. Вешать на Дом русского купца Сафьянчикова. Ведь что получается? Нынче легче налить кружку пива, чем рассказать об искусстве. Но, может быть, это не вина Смирнова, а наша общая беда? Мы, во всяком случае, подчеркиваем, что представляем русскую культуру. Впрочем, как показал митинг, если конфликт и незримо присутствовал, то был замят обещаниями исправить разящий контраст между «пивным» и «художническим» фасадами. Давайте смотреть на искусство, а не на стену. Призвал к «смычке» искусства и пива хозяин летнего кафе. Тем более, что состояние этой стены временное, и в ближайшее время будет приведено в норму. Что касаемо культуры и питания, то потребности человека многогранны, и он должен питаться как твердой пищей, так и жидкой.И Игорь Смирнов с удовольствием пустился в исторические аллюзии, вспоминая о том, что и Владимир Ильич Ленин жутко любил пиво, и кто знает, если б не этот ячменный напиток, случилась бы на Руси революция?А мне снова вспомнился, так, по прихотливой ассоциации, незабвенный нигилист Базаров, утверждавший:- Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.Саша Донецкий
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.