Ударить по ушам! От рекламы нигде не скроешься: везде она тебя достанет (как в прямом, так и в переносном смыслах). В газете ли, в телевизоре, на улице в виде красочных баннеров и растяжек. И даже в эфире, то есть буквально в воздухе, на радиоволне. Мы эти волны не видим и не чувствуем, зато прекрасно слышим. Посредством радиоприемников. При этом радио звучит (подчас и слишком надоедливо) почти везде: в такси, в супермаркете или ларьке, в офисе и на производстве. А также и дома. Этот банальный факт прекрасно осознают как рекламодатели, так и сами рекламные агентства, владеющие радио ресурсами. И уж само собой разумеется, что имеются люди, которые эту звуковую рекламу не только размещают, но и изготавливают. Об этой «радийной кухне» я и решил поговорит с настоящим звуковиком. Что, да как, и почем? Назовем этого весьма известного в узком кругу радийщиков звукорежиссера Майком Миханзоном. Мы слышим рекламу каждый день, и порой кажется, что нам натурально ездят по ушам? Какие-то прям кричалки и вопилки, ты согласен? Спросил я у Майка.- Это называется агрессивной рекламой. Чтобы привлечь внимание слушателя, необходим легко запоминающийся текст, и яркая подача. С толком, с чувством, с расстановкой. Но иногда, наоборот, рекламодатель хочет услышать что-то нежное, мягкое, гармоничное. Желание заказчика для нас, как и везде, закон. Пояснил Майк. И что заказчики хотят обычно услышать?- Сейчас самая ходовая категория звуковой рекламы начитка с выражением на музыке. Причем не абы какой музыки, а специально подобранной.- А кроме начитки на музыке, какие жанры предпочитают? Я вот помню, что раньше часто в эфире звучали стихи? Сейчас их почти нет.- Мода на те или иные жанры постоянно меняется. Да, в середине 90-х были популярны стихотворные формы. Потом игровые диалоги: муж с женой, два мужика на рыбалке и т. д. Куплет какой-нибудь переделанной, переписанной песни. Сегодня другая тенденция. Начитка на музыке. Иногда вообще музыки нет. Звучит один голос. Появляется некий драматизм. Тоже цель одна привлечь слушателей. Иногда рекламодатели в этом стремлении даже слегка перегибают палку. Не следуют этическим нормам.- Это как?- Ну, например, вспомни такие варианты. «Евросеть» цены просто ох
еть!«Или: «Сосу за копейки». Это реклама пылесосов. Понятно, что мат зафукивается, но человек, который слушает радио, прекрасно понимает, о чем идет речь.- Аудио-реклама способна «обойти» телерекламу, или нет?- Видишь ли, в чем дело. Телевизор люди смотрят целенаправленно. Фильм там или телепередачу. А радио звучит чаще всего для фона. Но все равно аудитория слушателей в Пскове тысячи и тысячи. И рекламодатели, конечно, учитывают рейтинг, когда заказывают рекламу на радиостанциях?- Так называемые «рейтинги» штука капризная, и часто относительная. Зависит от того, кто и где опрашивался. Допустим, если опрашивать молодежь в клубе, там одни эфирные пристрастия. В супермаркете другие. В общем, результат опроса зависит от опрашиваемой публики. Ну, а как у нас с креативом? Наверняка все воруют друг у друга творческие идеи?- Я вообще-то звуковик, делаю ролики. Воплощаю в жизнь некий текст, рекламный слоган, который мне приносят. Но если бы я был криэйтором, то просто поехал бы в Москву, и тупо «снял» бы для себя, скопировал, сп
дил что-нибудь оригинальное. Никто ведь в Москве не узнает, что в Пскове кто-то делает ролик по их лекалам. А если и узнает, то вряд ли будет обращаться в суд и т. д. Получается, что уровень московской рекламы несравнимо выше, чем псковской?- Само собой. У нас ведь почти все «самоучки». А в столице существуют всякие семинары по рекламе, мастер-классы. И бюджеты на изготовление ролика с нашими не сравнишь. У нас тут попробуй, найди нужные голоса. А в Москве с этим делом нет напряга. Интересно, а каким образом ты сам пришел в эту профессию?- Мне в юности нравилось делать аранжировки, я увлекался компьютером. И когда я работал на одной местной телерадиокомпании, то часто начитывал тексты. Так, по приколу. Прикол постепенно превратился в заработок. Я стал читать специальную литературу, следить за конкурентами.- Значит, конкуренция в вашей среде есть?- Конкуренция вроде бы и есть, а вроде ее и нет. Потому что, собственно, делить нам, звукорежиссерам нечего. На праздники встречаемся, вместе водку пьем, веселимся. Ведь у каждого рекламодателя на примете «свои» рекламные агенты. Рынок, в принципе, распределен. Просто, я считаю, что у меня, например, широкие возможности для реализации любого проекта. Много «голосов» в запасе. А рекламодатель разницу по качеству всегда чувствует.- Что означает этот «голосовой запас»?- Значит, я могу договориться со многими моими коллегами, и осуществить бартер. Я для них читаю, они для меня.- Взаимовыгодный обмен?- Да. По принципу «я люблю вас, а вы меня». Но есть звукорежиссеры, которые эти «обмены» записывают с немецкой педантичностью. А кто-то вообще отказывается, соглашаясь только на деньги.- Насколько вообще важен «голос»?- Очень важен. Каким-то голосам верят, другим нет. Это особенно важно в период избирательных кампаний. Есть ведь голоса, которые знакомы чуть ли не всей России. Например, Сергей Чонишвили, закадровый голос телеканала «СТС». Такие раскрученные голоса высоко ценятся, и очень востребованы. То есть, разжевывая вышесказанное, допустим, ты начитываешь текст и отправляешь по Интернету. Но когда у тебя возникнет потребность в каком-то голосе, ты свяжешься с коллегами, и они его тебе предоставят?- Совершенно верно.- Интересно, сколько стоят 30 секунд начитки актера Чонишвили?- Три с половиной тысячи рублей. А как ты оцениваешь псковскую звуковую рекламу и тех, кто ее делает?- Мне бы не хотелось кого-то выделять. Оценки с чьей точки зрения? Один скажет: «Гениально, старик!». Другой: «Полный отстой!». Те, кто сейчас работает в этой сфере, пришли в звуковую рекламу еще в середине 90-х, и все мы свои возможности знаем. Были попытки молодого поколения прорваться. С понтами, с пафосом. Но ничего у них, по сути, не вышло. Сдулись. Те, кто больше всех, извиняюсь, п
т, тот обычно сам ни на что путнее негоден. Завершил свой спич Майк Миханзон.Звукорежиссера расспрашивал Саша Донецкий
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.