У каждого сезона свой резон

Опубликовано: 29 июня 2007 г. в 12:12 3 0Нет комментариев0

Спектаклем «Ретро» Псковский Пушкинский закрыл 101-й театральный сезон. И опять в разговорах с коллегами то и дело слышишь: «Слава Богу, выжили!» То бишь, вывернулись, изловчились, «голь на выдумки хитра» и проч. А уж слов нет, как хочется, чтобы театр в Пскове начал, наконец, не выживать, а полнокровно жить. Но, как говорил один из моих персонажей, «надеяться можно, рассчитывать сложно». Тем не менее, сезон прожит не в праздности, и самое время оглянуться, всмотреться и попытаться отделить зерна от плевел. И все же много, много было этих самых зерен, добротных и крепких, в минувшем театральном году.Прежде всего, о коллегах, чьи удачные актерские работы в премьерных спектаклях не остались незамеченными ни зрителем, ни прессой. Не претендуя на объективность, назову тех, кто, на мой взгляд, благодаря профессионализму, самоотдаче и, если угодно, осмысленному подходу к роли и судьбе персонажа смог выйти на серьезный результат. В спектакле «Не все коту масленица» А.Н. Островского это — Юрий Новохижин (Ермил Зотыч Ахов), Ольга Журавлева (Агния), Галина Шукшанова (Феона). В «Разрушителе», римейке «Забыть Герострата» Г. Горина, — Роман Сердюков (Герострат). В «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина — Эдуард Золотавин (царь Дадон), Алексей Сухоручко (Скоморох). В «Ретро» А. Галина — великолепное трио «невест»: Галина Шукшанова (Нина Ивановна), Лариса Крамер (Роза Александровна), Мирра Горская (Диана Владимировна). От самооценок, естественно, воздержусь, скажу только, что роль старика Чмутина в этом спектакле стала мне чрезвычайно дорога, близка и интересна не только с точки зрения профессии, но и просто по-человечески. В последней премьере, «Вишневом саде» А.П. Чехова, — Владимир Свекольников (Гаев). Вывод один: творческий потенциал основного состава труппы достаточно высок и позволяет решать творческие задачи любой сложности, но… Как бы это помягче сказать… Высок и возраст этого самого основного состава. Судите сами: в театре осталось 17 профессиональных актеров, и только четверым из них меньше сорока лет, а шестерым — за шестьдесят. Конечно, выручают студенты актерского отделения колледжа Искусств, у которых впереди выпускной курс, но уровень их подготовки пока еще далек от требований академической сцены. Вопрос о пополнении труппы хорошо обученными профессионалами стоит достаточно остро, без помощи региональных властей его не решить, но от него зависит главное: быть или не быть театру в Пскове. И это — на фоне заметного возрождения, подъема российской театральной жизни в целом. V съезд Союза Театральных деятелей России, на котором довелось побывать вместе с Юрием Новохижиным в октябре, со всей очевидностью показал, что практически во всех регионах театр обретает новое дыхание. Были и потери. После своего 59-го дня рожденья ушел из жизни Геннадий Золов, у которого был свой зритель, свой почерк, свои достоинства. Может быть, сомнительная аксиома «незаменимых людей нет» где-то и приемлема, но только не в театре, где, как и в любом творчестве, все решает личность, — она одна придает неповторимое звучание спектаклю, роли, любому творческому результату. Уехал от нас Виктор Бабич — и не стало «Утиной охоты» по знаменитой пьесе А. Вампилова, спектакля цельного, крепкого и режиссерски, и актерски. Сыграли мы его всего пять раз, даже не успели «обкатать», а казалось, его сценическая жизнь будет долгой и успешной. Разрушать легко, строить трудно, — тоже вроде бы аксиома, но и ее приходится отстаивать и доказывать, да еще, того и гляди, по головке не погладят. Одно из знаменательных событий сезона — участие после трехлетней паузы в XIV Пушкинском театральном фестивале спектаклем «Сказка о золотом петушке», который теперь уже сыгран больше двадцати раз (один из них — в Великом Новгороде) и всегда с большим интересом принимается зрителем, причем всех возрастов, и детьми, и родителями. Да, Пушкин есть Пушкин. Гений тем и отличается от своих современников, что они остаются в истории, а он продолжает быть современником всех поколений. И все же лидерами сезона, на мой взгляд (для кого-то, разумеется, спорный, я даже знаю, для кого), стали два спектакля — «Не все коту масленица» в постановке Дмитрия Васильева (Москва) и «Ретро» (режиссер Елена Шишло) — и по качеству драматургии, и по уровню актерских работ, и по зрительскому интересу. И особенно — на этих двух спектаклях. Если же говорить о постановках прошлых лет, по-прежнему наиболее тепло принимались «Проделки Ханумы» А. Цагарели и «Соловьиная ночь» В. Ежова режиссера Вадима Радуна. Случались и факты настораживающие, заслуживающие серьезного анализа, вроде отмены 15 июня премьерного, четвертого по счету «Вишневого сада», на который не было продано ни одного билета. Уж здесь кивать на недостатки драматургии грешно: Чехов по-прежнему один из самых репертуарных авторов, и не только в России. Главное же мое наблюдение со сцены — зритель в прошедшем сезоне «потеплел» и стал относиться к театру внимательнее, пристальнее, с повышенным ожиданием живых впечатлений. Это означает только одно: театральный зритель в городе есть, и театр рано или поздно, вопреки или благодаря тем, от кого это зависит, задышит, заживет новой жизнью в полном соответствии со своим призванием. Ибо, по словам Гоголя, «театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра…»Вик. Яковлев

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.