«Борат» от британского мега-комика Саши Барона Коэна первый и пока единственный фильм, запрещенный к прокату в России. Ладно, Казахстан, с которым у Саши давний и чуть ли не дипломатический конфликт на шизофренической почве принципиального недопонимания юмора (Саша Коэн, напялив «маску» казахстанского тележурналиста Бората Сагдиева, шутит, казахи, как водится, обижаются). Скандал на скандале, и всяческий словесный беспредел. Но причем здесь Россия? Случай симптоматичный, однако. Ведь до недавних пор официальные кураторы от культуры как раз кичились необыкновенной якобы степенью свободы, распускающей свои причудливые и часто зловонные цветы не только в умах художников-экстремалов, но и на экранах мониторов, в пространствах левых галерей и актуальных сценических площадок. Мат без электричества и иже с ним. Сатира, так чтоб Гоголь в могиле завертелся. По попсовому ТВ. Быть может, и не покажут, зато идейноблизкие примут за своего. Как известно, провокация двигатель искусства. Так вот, «Бората» запретили. Даром что номинировали на «Золотого Глобуса», не самую престижную, но самую авторитетную американскую кинопремию. За что такая немилость?Объявили, что чуть ли в знак чиновничьей солидарности с опущенным Сашей народом Казахстана. При просмотре фильма, впрочем, эта версия отпала, как банный лист от высохшей на ветру задницы. Саша самозабвенно «мочит» не столько Казахстан, сколько «нашу Рашу» и особенно, между прочим, «Асашай» (то есть США). Причем делает он это настолько остроумно и с таким непривычной для отечественного глаза и уха отвязанностью, что поклонникам Петросяна остается зажмурить глаза. Начнем с того, что в фильме нет ни одного реального казаха. Действие начинается незнамо где. Понятно, что где-то в СНГ, то есть на просторах незабвенного Советского Союза. Некий тележурналист Борат Сагдиев делает репортажи о местной жизни. Показательный пример: забег семьи евреев наподобие быков. «Вот выбегай еврей!», комментирует Борат. Следом за страшной рожей еврея его не менее страшная жена. Толпа в испуге разбегается. Еврейка собирается снести яйцо. «Давай, мочи! Пока еврейчонок не вылупился!», весело кричит Борат. Что это за юмор такой? Наверняка недоумевает зритель.Далее наш младший брат Борат (если продолжать считать русский народ за брата старшего) отправляется в «Асашай» постигать великую культуру Америки, где заочно влюбляется в актрису Памелу Андерсон (вожделенную «Памилю») и пытается сосвататься к ней, засунув суперзвезду в мешок. Вот, собственно, и весь сюжет. Остальное гэги, основанные на явном выпадении Бората из западного культурного контекста. Прилетев в Нью-Йорк, Борат ведет себя как дикарь. Пытается познакомиться с каждым встречным на улице и пассажирами метро. Принимает кабинку лифта за комнату. Умывается из унитаза. Стирает трусы в реке. Дрочит на манекены. И т. д. в той же стилистике непрерывного придуривания. Плюс к тому он снимает репортажи из американской жизни, где сталкивается с различными ее явлениями, как то бытовым расизмом, феминизмом, гомосексуализмом, антисемитизмом, современным христианством, телевидением и прочими достижениями западного образа жизни. Запрет на показ в России обусловлен, разумеется, тем, что, как ни крути, а Борат никакой не казах, а русский, или по крайней мере яркий представитель той огромной территории, что распростерлась восточнее Варшавы. Борат это ходячий стереотип среднестатистического американца о нас. Русские все такие: живут как в хлеву, неполиткорректны до одури, называют женщин «пупсиками», хотят иметь автомобили исключительно для того, «чтоб привлекать баб, у которых внизу брита», и спят с медведями в обнимку. Но ракеты взлетают, и уносят свои боеголовки в космос. Саша Барон Коэн создал блестящую пародию на представления о России чопорного и самодовольного Западного «золотого миллиарда», замкнутого в своем ментальном оффшоре. При этом «Асашай» Коэн тоже нисколько не пожалел, и обрушил весь сарказм своего едкого космополитичного умища, помноженного на страсть нежного еврейского сердца, дабы сравнять обывательский мирок старой доброй белой Америки с фундаментами разрушенных фанатиками-мусульманами башен-близнецов. В финале наш младший брат женится на черной проститутке и обретает Иисуса. После всех приключений и фиаско с Памелёй, ему остается только сказать: «Дзенькую!». И, ей Богу, нет смысла принимать этот сугубый стеб на свой счет. Как там в пословице, предпосланной Гоголем к «Ревизору»?..«На зеркало неча пенять, коли рожа
». Саша Донецкий
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.