Дмитрий Медведев: Принципы развития нации - это свобода и справедливость, гражданское достоинство человека, благополучие и социальная ответственность

Опубликовано: 23 января 2008 г. в 11:19 6 0Нет комментариев0

22 января перед участниками II Гражданского форума выступил кандидат в Президенты России первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев. Его выступление еще накануне назвали программным, ждали, что он выступит со своими предвыборными тезисами.Дмитрий Медведев ожидания оправдал. Темой его речи стало стратегическое развитие России.Дмитрий Медведев:России нужны десятилетия стабильного развитияОткрытый гражданский диалог для нашего общества чрезвычайно важен. Наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни. Это неоспоримый факт. Структурированное гражданское общество уже существует, и в дальнейшем оно должно стать итогом стабильного цивилизованного развития. Я полностью согласен с нашим Президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в 20-м столетии. В 90-е годы наша страна прошла по краю, мы совершили много ошибок, но страну не развалили. В этом реальная заслуга и власти того периода, и гражданского общества. Не стоит забывать, какой ценой мы вышли из политического экономического и социального кризиса. Этой ценой являются жизни тысяч российских граждан, погибших от рук террористов, а также обнищание людей и потеря ценностных ориентиров, сокращение рождаемости и увеличение смертности. Главное для нашей страны - это продолжение спокойного стабильного развития. Необходимы десятилетия стабильного развития, чего была лишена наша страна в 20-м столетии. Все, что делалось в России в последние 8 лет, имело цель дать длительные перспективы успешного развития, начиная с мер по наведению конституционного порядка и сохранения целостности до установления элементарных социальных гарантий людей. Когда в начале 2000 года мы занимались расчисткой завалов и решением неотложных проблем, уже тогда мы всерьез думали о том, как работать на десятилетия вперед. Мы думали не только о масштабных экономических задачах, но и о нравственных ориентирах. Без этого не может жить ни одна страна в мире, тем более такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и ответственностью которую она несет перед мировым сообществом, а главное, ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан. Готовящаяся программа социально-экономического развития, долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года - это принципиальный этап позволяющий увидеть горизонты более длительного порядка. Роль гражданского общество в развитии государства определяющаяСейчас в правительстве под руководством Президента идет большая работа по согласованию этой экономической стратегии. Роль гражданского общества в развитии государства – определяющая. Мы создаем демократию. А, значит, роль общества в этих процессах всепроникающа и незаменима. Она крайне значима не только для достижения экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики. Известно, что в современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. Очень важно чтобы эти представители не забывали о взятых на себя обязательствах. Роль государства состоит именно в том. чтобы представительство интересов наших граждан было обеспечено в полной мере и адекватно. Это значит – на основе широкой общественной поддержки на базе действующего законодательства и демократических процедур в основе которых лежит диалог между обществом и властью. Диалог о целях и приоритетах национального развития. Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Я уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на реальных задачах, востребованных обществом. Каковы эти принципы? Прежде всего, это свобода и справедливость, во-вторых гражданское достоинство человека, и, в-третьих, благополучие и социальная ответственность. Базовые ценности сформулированы человечеством давно. Но применить их к российской действительности бывает проблемно. Как совместить национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей? Это задача, над которой политические интеллектуальные элиты России бьются сто пятьдесят лет кряду. Сегодня мы значительно приблизились к ее решению. С одной стороны мы вернулись к собственным культурным ценностям, именно они составляют нашу национальную идентичность и при этом являются неотъемлемой частью мировой цивилизации. С другой стороны у нас есть собственный ценный опыт жизни в условиях демократии, политической и экономической. Сформированные за это время демократические институты сумели доказать свою состоятельность. Мы и дальше будем продолжать курс на развитие свободного предпринимательства, защищать право собственности, укреплять принципы рыночной экономики. И, главное, что мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому в дальнейшем социальная и экономическая работа государства должна быть направлена на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. А это во многом проблема воспитания и образования. Именно этим мы в последнее время и занимаемся. Занимаемся впервые за последнее десятилетие. Мы и дальше будем инвестировать деньги в таланты и способности людей в интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложения государства. Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества, общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур, институтов общественного контроля. Вот почему мы пошли на серьезное реформирование законодательства о партиях и законодательства о выборах. Существовавший прежде порядок порой приводил к тому, что партии создавались как коммерческий проект под ключ. При этом они не могли развиваться как реальные политические силы. Выборы превращались в ярмарку популистских обещаний, одноразовых партий и блоков, неспособных предъявить людям реальных результатов работы. Многочисленные партийные списки не преодолевали заградительный барьер. Поданные за них голоса терялись, а представительность избранных парламентов всех уровней снижалась. Порой до трети голосов граждан оказывались отданы впустую. То есть за несуществующие в парламенте списки. Такая политическая конструкция была крайне далека от истинной демократии. Сейчас партии становятся реальной силой. Растет их влияние на региональные администрации и органы местного самоуправления. Развитие партий усиливает парламентскую представительную составляющую, все системы государственной власти. Это хорошо. Большинство партий говорит о необходимости соблюдения основных конституционных начал, основных прав и свобод граждан. О том, что достойную жизнь людей можно построить только на основе эффективно развивающейся рыночной экономики. Еще пятнадцать лет назад не верилось, что на этой основе можно найти консенсус в нашем обществе. Сегодня этот консенсус найден и это огромное достижение в развитии нашего общества за последние восемь лет. Мне не раз доводилось слышать, что за последние годы наша политическая система кардинально изменилась, стало больше административной ясности, но меньше общественной поддержки. Между тем административная ясность, то есть четкое понимание того на каких уровнях какие решения принимаются – это первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть не способна сама себя отрегулировать, она не может получить никакой общественной поддержки. Последняя гарантирована только дееспособной и успешной власти. И так во всем мире. Вспомните начало 90-х годов – власть по известным причинам с большим трудом справлялась со своими обязанностями. Страна расползалась вкривь и вкось, что там было поддерживать? Нужно было привести в порядок саму власть. И только на этой базе искать общественную поддержку. Сказанное непосредственно касается местного самоуправления. Оно само по себе является важнейшим элементом любого демократического общества. Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решить свои локальные проблемы. Но при этом местное самоуправление не должно вырождаться в пародию. Когда всех его финансовых источников недостаточно чтобы прокормить себя, то есть муниципального чиновника. Местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствие с действующими правилами.Борьба с коррупцией должна стать национальной программойВласть существует не для самой себя, а для эффективного управления страной в интересах граждан. Именно к такой модели нам нужно стремиться. Модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом. В строительстве такой власти ответственной перед людьми ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственые организации. Содействие некоммерческим неправительственным организациям несомненный приоритет демократического государства. Процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого влиятельные и независимые СМИ, и федеральные, и региональные, и печатные, и электронные. Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. Таким уровнем пренебрежения к праву не может "похвастаться" ни одна европейская страна. Между тем, правовым государством может быть только такое, в котором хорошо знают и уважают законы своей страны, а уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников. Нельзя сказать, что правовой нигилизм у нас появился только в 20 веке, а в 19-м было полное послушание. Это не так. Однако в тот период этот нигилизм в значительной мере смягчался религиозными традициями, а в 20 веке эта духовно нравственная основа была разрушена, и для правового нигилизма никаких препятствий не осталось. Сегодня дух пренебрежения к праву присутствует везде. На уровне бытового сознания, когда мы покупаем пиратские записи, и на уровне бизнеса, когда договоры оплачиваются сумками "налички". В том числе проявляется и в форме коррупции в органах власти. Коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы, и борьба с которой должна превратиться в национальную программу. Если мы хотим стать цивилизованным государством, нам нужно прежде всего стать государством правовым.Главным объектом социальной политики должен стать гражданинНо никакие ценностные и правовые доктрины не могут заменить реального благополучия людей. Поэтому нашим ключевым приоритетом должен оставаться сам человек с его заботами и нуждами во всех сферах его деятельности. Новый характер будет приобретать и наша социальная политика. Ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а сам гражданин. Именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые вкладываются значительные деньги – образование социальная поддержка сфера занятости культура жилищное строительство демографическая политика. Здравоохранение и демографическая программа должны служить сохранению и преумножению российской нации. Каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам с тем, чтобы он в полной мере стал востребованным обществом и экономикой, а, значит, был успешным уверенным в завтрашнем дне. Надо сделать все, чтобы ситуация не становилась тупиковой, когда человеку приходится менять сферу профессиональной деятельности или переезжать. Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая бы действительно обеспечивала нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустроенностью. Все это вместе – и построение социального государства, и развитие гражданского общества и есть та основа, на которой можно строить свои рассуждения о национальной идее.Россия способна стать одной из пяти ведущих экономик мираКак сегодня относятся к нашей стране в зарубежных государствах. К сожалению, у ряда наших партнеров к концу 90-х годов сложилось впечатление, что никакого отдельного развития по собственному сценарию у России быть не может, а в том сценарии, который существует, ей отводилась роль добросовестного ученика или статиста. В последние годы наша страна стала активно развиваться по всем направлениям, демонстрировать неплохие темпы роста и макроэкономические показатели, участвовать в формировании самой повестки дня глобального развития. И в ближайшие 10-15 лет Россия вполне способна стать одной из пяти ведущих экономик мира. В чем основная проблема тех государств, которые столь внимательно наблюдают за нашим развитием? Почему нас все еще опасаются? Зачастую им просто неясно, куда движется Россия и что мы собираемся делать в перспективе. В этом коренится одно из фундаментальных исторических противоречий связанных с присутствием России на международной авансцене. Последние три столетия к России относились таким образом: большие, упорные и не до конца понятные. Хотят развиваться по законам европейской цивилизации, но неизвестно, куда их занесет. Все эти опасения сохраняются и сегодня. И мы должны продолжать открыто и четко разъяснять наши действия и планы в экономике в социальной сфере и в политике находить себе все больше союзников в мире для совместного решения актуальных международных проблем. Но и самой России приходится определяться с тем, как, будучи независимой страной, себя позиционировать. Ведь одно дело проводить в жизнь коллективные решения, а другое – вести самостоятельную игру, самостоятельную внешнюю политику. Это удел немногих. У государств, которые объединились в альянсы, позиция страны, не связанной с такими отношениями, вызывает как минимум напряжение. Но и здесь я не вижу противоречий. Вся нынешняя внешняя политика России укладывается в понимание международных стандартов. Что делает Россия на внешнем рынке, что не соответствует представлениям об участии сильного государства в мировом разделении труда? То, что мы перевели свои энергоносители на мировые цены? В этом наша обязанность в контексте присоединения России к международным экономическим организациям.То, что мы, отстаивая национальные интересы, договариваемся с другими государствами, которые также развиваются по своим законам? В этом наша обязанность перед страной и будущими поколениями и то, что мы занимаем активную позицию на пространстве СНГ, это тоже естественно. Эти государства наши близкие соседи и с кем же дружить как не с ними. Поэтому мы внимательно следим за теми процессами, которые там происходят, но и мы сами попадают в орбиту интересов этих стран. А то, что мы не обрываем отношения с проблемными государствами, доставляющими мировому сообществу подчас неприятные эмоции - это тоже наша обязанность. Самым непродуктивным было бы прервать эти отношения и перейти к ковровым бомбардировкам. Ни у кого не должно быть сомнений, что Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом. А ее активное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов международного права, на укреплении роли ООН в решении мировых проблем и конечно исходя из наших собственных интересов на понимании меры своей ответственности за развитие демократического мироустройства за решение глобальных экономических и иных проблем.Россия должна использовать свои возможностиИмперии возникают и умирают. Государства приходят в упадок и совершают скачки в развитии. Но цивилизация развивается по оптимистическому сценарию. Несмотря на ужасные трагедии, человечество развивается по восходящей. Оно всегда находило в себе нравственный мотив, побудительную силу развиваться дальше, успешно справляясь с возникающими проблемами. Для меня очевидно, что люди живущие в одном государстве находят в себе силы собраться и работать совместно, и наши люди такие силы в себе находят. Значит, у такого государства очень многое получится. Сегодня мы находимся именно в такой точке нашего развития. Еще есть много сложностей, но с учетом того непростого пути, который Россия уже прошла в 20 веке и того, как успешно стартовал для нас век 21 шансы у нас очень неплохие. Просто хорошие шансы. У современной России есть возможности стать благополучным успешным государством. Очевидно, что и остальные государства продолжат свое развитие и в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности. Поэтому стратегические программы, которые мы сегодня реализуем, направлены на то, чтобы закрепиться в верхних строчках мировой табели о рангах, позиционироваться в мире правильным, достойной нашей страны и народа, образом и используя такие преимущества, дальше развивать свою социальную сферу и экономику для наших людей. В целом продолжать динамичное движение вперед.И в заключение я хочу повторить актуальный для нашего времени девиз, девиз сегодняшнего форума: "Россия – вперед!"

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.