«Посвящение Псковской земле»

Опубликовано: 24 марта 2012 г. в 16:37 4 0Нет комментариев0

Уникальный концерт состоялся 17 марта в Большом концертном зале областной филармонии. Открытие 38-ого Фестиваля Русской музыки им. Н.А. Римского-Корсакова и М.П. Мусоргского было ознаменовано исполнением сочинений современных композиторов, посвящённых Псковской земле. Поражает смелость организаторов фестиваля – сотрудников государственного комитета Псковской области по культуре, Псковской областной филармонии и главного вдохновителя концерта – дирижёра Псковского областного симфонического оркестра Эдуарда Банько, отважившихся составить программу концерта исключительно из сочинений современных композиторов, причём созданных в течение последнего десятилетия. Ровно половина представленных произведений были исполнены впервые!

Вероятно, организаторов концерта поддерживала любовь к современной русской музыке, не утратившей связь с традицией, а также вера в псковских слушателей, всегда чутко откликающихся на серьёзное искусство. И надежды организаторов были оправданными. Концерт прошёл с большим успехом, ещё раз подтвердив духовный потенциал Псковской земли, не случайно связанной с именами А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского- Корсакова.

С огромным интересом слушатели встретили сочинения молодых петербургских композиторов – Евгения Петрова, Николая Мажары, Вячеслава Круглика, Антона Танонова, Светланы Нестеровой и Екатерины Блиновой, а также представителей Псковской композиторской школы – Александра Меркулова и Дарьи Полевой.

В каждом из прозвучавших сочинений в звуках были воплощены образы Древнего Пскова – твердыни кремля, бескрайние просторы Псковской земли, неспешное течение реки Великой, картины героических сражений и народных праздников. Одним из главных лейтмотивов концерта стал образ Святой княгини Ольги. В симфонической увертюре Вячеслава Круглика её образ – женственный и скорбный,- приобрёл трагическую окраску. Мастерски выстроенное произведения было наполнено яркими драматургическими контрастами. Скорбные соло кларнета и гобоя, напряжённые ритмы струнных, резкие вторжения медных на волне кульминации стали не только иллюстрацией сложной судьбы княгини Ольги, но и олицетворением исторической судьбы России, наполненной невзгодами и победами, поражениями и триумфами. Совсем в ином ракурсе предстала княгиня Ольга в «Сказе о княгине Ольге» из кантаты «Вече» псковского композитора, представителя известной в Пскове музыкальной династии Александра Меркулова. Иконописный величественный образ Святой покровительницы Пскова представал в былинной поступи мелодии вокальной партии, мастерски исполненной известным псковским баритоном Юрием Наконечным.

Ещё одним «сквозным» образом концерта стал колокольный звон Псковских церквей, который композиторы слышали то как ровный «благовест» («Концертная увертюра «Древний город» Евгения Петрова), то как светлый призыв к заутрене (симфоническая зарисовка «Довмонтов город» Екатерины Блиновой»), то как набат, призывающий к сражению (симфоническая картина «Псковский Кром. Духи древних воинов» Антона Танонова).

Тембровая палитра представленных сочинений привлекла слушателей яркими красками. Концертной увертюре Евгения Петрова «Древний город» особый колорит придало звучание трио солирующих гуслей - инструмента, возникшего на Псковщине и пережившего здесь в ХХ веке новое рождение. Псковскую исполнительскую школу блестяще представили солисты, лауреаты международных конкурсов – Ирина Иванова и её ученицы - студентки Областного колледжа искусств Ольга Глазова и Ольга Красницкая.

«Плачу» для клавесина с оркестром Дарьи Полевой - псковички, выпускницы Псковского музыкального училища и Российской академии музыки им. Гнесиных - совершенно особую окраску придало необычное сочетание русского мелоса и барочного тембра. Сочинение, задуманное в 2006 г. и посвящённое смерти бабушки, было завершено по просьбе Натальи Ждановой – представительницы ещё одной известной в Пскове музыкальной династии. Наталья Жданова ярко и выразительно исполнила партию клавесина.

Симфонический оркестр под управлением Эдуарда Банько звучал особенно глубоко и насыщенно. Энтузиазм дирижёра, благодаря энергии и творческим контактам которого и стало возможным исполнение этой программы, передавался и исполнителям в оркестре и слушателям в зале. Оркестру удались и мощные тутти, и прозрачные сольные эпизоды. Не обращаясь к привычным и знакомым публике популярным произведениям прошлых веков, оркестр под управлением Эдуарда Банько смог передать неповторимый облик каждого прозвучавшего сочинения, а их жанровая амплитуда была чрезвычайно обширна: от медитативного размышления о природе Времени и Вечности в симфонической картине Николая Мажары «На реке Великой» до страстного личного монолога в «Плаче» Дарьи Полевой, от эпической фрески концертной увертюры «Древний город» Евгения Петрова до напряжённой психологической драмы «Княгиня Ольга» Вячеслава Круглика, от праздничного гимна «Торжественной увертюры» Светланы Нестеровой до акварельного пейзажа симфонической зарисовки «Довмонтов город» Екатерины Блиновой. Концерт завершили фрагменты из монументального полотна – кантаты Александра Меркулова «Вече» на стихи псковских поэтов. В традиции гимнических финалов русских эпических опер прозвучала последняя часть кантаты, в исполнении которой наряду с солистами Юрием Наконечным и Любовью Батеевой приняли участие Академический хор музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств (хормейстер – Инна Суровицкая) и Хоровая студенческая капелла Псковского государственного университета (руководитель – Татьяна Сосницкая)

Симфонический оркестр Псковской областной филармонии не в первый раз включает в свой репертуар сочинения современных композиторов (достаточно вспомнить исполнение кантаты «Вече» Александра Меркулова в 2009 г.), но подобную программу представляет впервые. С её исполнением симфонический коллектив вышел на новый уровень мастерства и, возможно, вступил новый этап своего развития. Композиторы, музыка которых звучала в концерте, принадлежат к новой талантливой плеяде русской композиторской школы Северо-Запада. Их сочинения исполняются в рамках всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, отмечаются престижными европейскими и российскими музыкальными наградами и премиями. Творческое сотрудничество с молодыми композиторами Петербурга и Москвы может открыть новую страницу в развитии любимого псковичами симфонического коллектива.

Лариса Никитина, музыковед, член Союза композиторов РФ.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.