Ларьки – под защиту

Опубликовано: 18 октября 2012 г. в 19:33 2 0Нет комментариев0

Когда в мае грянула новость, что Петр Слепченко покидает пост сити-менеджера Пскова и рекомендован губернатором на должность бизнес-уполномоченного региона, это выглядело как предложение выгодной, но, по сравнению с прежнем местом работы, слишком уж непыльной синекуры. Последовавшее за этим затишье в новостях о деятельности экс-главы администрации областного центра на несколько месяцев только усугубило первое впечатление. Однако активность омбудсмена в последнее время заставляет скорректировать такое мнение. Например, сегодняшняя встреча Слепченко с «предпринимателями, осуществляющими торговлю с нестационарных торговых точек» (в народе – с «ларечниками» и владельцами прочих «павильонов») преподнесла уполномоченному хитрый бюрократический ребус, решение которого – если это случится – станет его весьма серьезным и заметным успехом.

До этого Слепченко уже встречался с представителями различных ассоциаций деловых людей, с крупными и средними предпринимателями – и те также выкладывали ему без обиняков наболевшее. Казалось бы, решение проблем бизнеса в масштабе завода, холдинга или вообще отрасли гораздо важнее для экономики региона, чем вопрос о том, с какими трудностями сталкиваются владельцы городских ларьков. Тем более все эти ларьки стало как-то модно считать «нецивилизованными», портящими вид города, и, потому, потихоньку искоренять. Однако на деле проблемы «нестационарных торговцев» заслуживают пристального внимания: 500 нестационарных торговых точек в городе – это серьезная сфера, сотни рабочих мест, обязательный городской сервис, облегчающий жизнь десяткам тысяч жителей, и, что тоже важно, потенциально серьезная возможность пополнения бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений.

Правда, с последним пунктом есть как раз-таки проблемы… Присутствовавшая на встрече председатель комитета социально-экономического развития администрации Пскова Татьяна Гуринович сообщила, что в бюджет города платежи поступают не более чем от 40 из 500 нестационарных торговых точек.

Злого умысла и укрывательства тут нет: остальные просто не имеют договоров аренды земли, а, значит, и не могут за нее платить. Но и самоуправства в данном случае тоже не наблюдается – все ларьки установлены в соответствии с утвержденной схемой… Согласитесь, разобраться в этом парадоксальном казусе непросто – а уж каково будет его распутывать?

Отсутствие договора аренды (и, соответственно, обязанности вносить плату) вдруг оказывается не благом, а наказанием: предприниматели без договора на землю не могут быть уверены, что их не «выселят» в один прекрасный момент для строительства какого-нибудь капитального здания (либо, как на Октябрьском проспекте – просто по решению, что ларьки портят там общий вид). Это значит и то, что бизнесмены не имеют мотивации благоустраивать территорию вокруг ларьков, делать свои торговые точки более опрятными и т.п. Не могут они и протянуть нормальную линию электричества (а значит - и установить лишний холодильник или другое торговое оборудование, что ведет к недополучению прибыли). И бюджет при этом, напомню, недополучает… Почему же тогда все устроено так, как устроено?

Виной всему – традиционная российская бюрократия. В ходе обсуждения с предпринимателями и приглашенными на встречу чиновниками администрации Пскова и области, а также с представителями бизнес-ассоциаций, выяснилось, что большинство ларьков работают на основании так называемых «договоров на право размещения», потому что заявки на заключение договоров аренды буксуют месяцами, а то и годами где-то в ведомственной переписке. Но такие «договора на размещение» не предусмотрены федеральным законодательством, а значит, по сути, ничтожны.

За прояснением, в чем заключается «затык» в бюрократической чехарде, Петр Слепченко обратился к представителям областного госкомитета по имущественным отношениям, в ведении которого находится решение земельных вопросов в Пскове. Комитет на встрече представляли сразу два человека - и новый руководитель Людмила Гребнева, и ее бывшая начальница, ныне направленная на работу по созданию особой экономической зоны «Моглино», но продолжающая «курировать» земельную сферу - Ольга Торбич. Именно их структура отвечает за подписание договоров аренды. Однако для этого нужны согласования еще трех комитетов областной администрации - по культуре, по туризму и инвестициям, а также по природопользованию – а также определенные действия по «формированию участков» со стороны администрации Пскова. И вот тут как раз дело стопориться.

Как отметила Людмила Гребнева, несколько десятков заявок на заключение договоров аренды давно были направлены на согласование в областные комитеты - но они до сих пор не удовлетворены. Не лучше обстоит общение и с городской администрацией: на письма там, по словам г-жи Гребневой, отвечают, что средств на формирование участков для нестационарной торговли у них пока нет – в первую очередь деньги идут на создание участков для многодетных семей, для строительства многоквартирных домов и для реализации туристско-рекреационного кластера «Псковский».

Затем в ходе выступлений предпринимателей выяснилось, что согласования в трех госкомитетах региона – вообще фарс. Все эти структуры уже согласовали в целом схему размещения нестационарных торговых точек, и нынешние запросы, получается, идут «по второму кругу». Так и тут возникают абсурдные ситуации: на некоторые повторные заявки комитет по культуре, ранее разрешивший установку ларька в том или ином месте (когда подписал схему в целом), теперь дает отрицательные ответы!

Предприниматели выступали за то, что нужно вообще отменить областной закон еще 2006 года, по которому все полномочия по земельным делам были отобраны от города и переданы области – мол, с городскими властями на местном уровне нормально бы договорились.

«Если удастся все-таки организовать нормальную схему, чтобы вы не ходили по этим кругам ада, то, по большому счету, для вас должно быть не важно, кто управляет землей – город или область», - попытался успокоить бизнесменов Слепченко. Впрочем, он тут же обратился к Людмиле Гребневой и председателю госкомитет по экономическому развитию, промышленности и торговле Дмитрию Равиковичу: «Надо попытаться так отрегулировать эту схему, чтобы люди не страдали. Нужно найти в себе силы. Давайте соберемся у меня и попытаемся убрать лишние препоны».

Тем не менее, на уточняющий вопрос о том, как отменить «двойное» согласование с комитетами, никто из чиновников ничего вразумительного ответить не смог… Зато депутат Псковской городской Думы Валерий Лесников пообещал, что вынесет на сессию городского парламента предложение обратиться с законодательной инициативой в областное Собрание о пересмотре того закона, по которому рассмотрение земельных вопросов в Пскове передали региональным структурам.

Между тем Ольга Торбич заявила, что нужно просто продолжать начатую уже работу. Как пояснила бывший руководитель комитета по имущественным отношениям, несмотря на принятие пресловутого закона еще в 2006 году, фактически он начал полноценно исполняться лишь с ее приходом в комитет в конце 2010 года.

«Наша задача – это защита ваших интересов. Но, поясню, почему это сложно», - обратилась она к предпринимателям. Г-жа Торбич напомнила, что в городе никогда не проводилась инвентаризация схемы расположения ларьков, поэтому много времени было потрачено на данную работу. Затем, когда схема была принята, началось формирование земельных участков. Но данный процесс занимает по законодательству 4-6 месяцев, и сократить этот срок пока не представляется возможным. «Работа была с места сдвинута – сейчас надо ее не остановить, а продолжить», - подчеркнула выступающая.

Проблемы с запросом копий многих документов, на что также жаловались бизнесмены, Ольга Торбич объяснила так: в администрации Пскова раньше стояла «самопальная программа», базу данных которой не удалось перенести в то программное обеспечение, с которым работает областной комитет. Поэтому городские архивы, где хранились многие данные по предпринимателям, сотрудникам областного госкомитета приходится переводить в удобоваримый электронный вид вручную, предварительно в очередной раз запрашивая их у бизнесменов.

После выступления одной из предпринимательниц всплыла и еще одна претензия: чтобы пролонгировать старый договор аренды, владельцам нестационарных торговых точек приходится обивать пороги чиновничьих кабинетов порой больше года – а в результате новый договор заключается всего лишь на 365 дней, хотя единая схема дислокации действительна в течение 5 лет. Причем, как возмущались предприниматели, такой небольшой срок действия договора определил сам комитет по имущественным отношения, о чем посетителям раздраженно сообщают его сотрудники.

Ольга Торбич заметила, что срок такого договора в один год максимум никаким законом не определен – это действительно было решение комитета. Но она назвала данный ход временной и вынужденной мерой - на момент инвентаризации, потому что никто не мог сказать, не запланируют ли неожиданно на месте установки ларька какое-либо строительство. «А сейчас срок можно изменять, я согласна», - добавила она. При этом осталось неясно, срок всего лишь «можно изменять», или он действительно будет изменен.

В ходе дискуссии ее участники «вывалили» еще «вагон и маленькую тележку» других, более частных проблем.

Петр Слепченко взял срок поменьше, чем принято в тех самых комитетах – 3 месяца. В начале января он предложил снова встретиться, пообещав, что приложит все возможные усилия, чтобы добиться принятия более простой и понятной схемы взаимодействия владельцев ларьков с властями. В этой схеме должны быть учтены 3 основных пожелания. Первое - что договора должны заключаться без излишней волокиты и бюрократической возни на более длительные, чем 1 год, сроки. Второе – что для предпринимателей должен быть создан принцип «одного окна» - чтобы все заявки и документы они сдавали, например, в городской комитет социально-экономического развития, а дальше уже чиновники занимались всей бумажной работой. Третье – что не должно быть всяких повторных согласований и немотивированных запросов тех или иных документов и справок у предпринимателей, когда содержащиеся в них данные чиновники могут запросить сами в той же налоговой или других органах.

Что ж – 3 проблемы за 3 месяца. Получится ли у бизнес-обмудсмена с этой бюрократической арифметикой – покажет время. Но, по крайней мере, обнадеживает то, что сроки четко определены – и они не как в той истории, где или ишак сдохнет, или визирь помрет…

Сергей Васильев

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.