Сергей Дамберг: Развитие туризма должно зависеть от логики рынка, а не от воли начальника

Опубликовано: 26 ноября 2012 г. в 19:07 2 0Нет комментариев0

Еще недавно туризму прочили системообразующую роль в региональной и городской экономике, что подтверждалось и включением Псковской области в число участников ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». Но с ноября свое существование прекратил областной комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию – «туризм» вновь стал одним из отделов в комитете по культуре. Одновременно с этим пост руководителя комитета покинула Наталья Трунова, получившая предложение возглавить государственное «Агентство экономического развития Ленинградской области».

Что дальше? Как скажутся организационные перемены на судьбе псковского туризма? Эти вопросы мы обсуждаем с замдиректора ГБУ «Институт регионального развития» Сергеем Дамбергом. Напомним, проблемы туристской отрасли были одним из приоритетов исследовательской деятельности ИРР на протяжении ряда лет.

- Что же, туризм ушел из зоны наибольшего благоприятствования?

- Надеюсь, что нет. Целевая программа же осталась? Она будет реализовываться. Конечно, это плохо, когда туризм попадает в культуру – это же экономическая отрасль, тут нужно в маркетинге понимать. Хотя, на самом деле, творческие индустрии должны развиваться по тем же законам и в контексте туристской отрасли. Но у комитета по культуре огромное хозяйство, там не только творческие индустрии. Но я надеюсь, что те люди, которые остались (а остались все, кроме Труновой) смогут продолжить работу и не будут заменены на ветеранов культурно-массовых мероприятий.

- Насколько работа комитета по туризму была завязана на личность руководителя?

- Конечно, это было завязано на личность, в том числе. Эта личность энергично пробивала федеральную целевую программу, занималась выставочной работой, занималась рекламой региона. К сожалению, такая пиар-ситуация сложилась неудачная у Натальи Александровны, что эту часть работы никто не обсуждал и не видел, а это очень важно. Но если говорить про переход туризма в культуру, можно вспомнить все наши Масленицы. Мне на самом деле нравилась работа Игоря Гаврюшкина, и я никогда не скрывал этого момента. Я думаю, что он на три головы выше, как менеджер, чем все, что есть у нас. Когда по итогам третьей Масленицы, за которую отвечали уже местные специалисты, мы проводили семинар в ИРР, приходили представители организаторов, которые, как выяснилось, даже не видели перед собой никаких экономических задач. А когда нет экономических задач, когда нет никаких критериев, кроме аморфной идеи «поддержать традиции», то тогда невозможно организовать успешное мероприятие. Это же сервис, просто своеобразный сервис. Так что, вот эта Масленица действительно была скверной.

- Если уж зашла речь об экономических критериях – что изменилось с того момента, как туризм был объявлен приоритетом регионального развития? Что можно сказать про турпоток, например?

- За то время, что мы его мерили, а с некоторых пор мы перестали это делать, турпоток существовал по своим законам. Он не растет в одночасье. Его надо выращивать. Нужен хотя бы пятилетний период нормальной стабильной работы, которая не зависит от того, есть Трунова, нет Труновой, какие вообще административные решения принимаются и так далее. Я думаю, если эта целевая программа будет реализовываться дальше, то рост будет. Вот недавно по городу установили знаки, указывающие на Туристский информационный центр. Конечно, одного инфоцентра мало, мы когда разрабатывали, говорили о том, что нужна сеть. Главный офис, конечно, не должен быть там, где он сейчас, в «Октябре», а должен быть в Кремле. Там есть инфоцентр музея, который работает, скажем, не здорово – и надо объединять усилия. Тем более раз теперь это в одном ведомстве. Инфоцентр надо развивать, ему нужны филиалы, продвижение, собственный функционал. Например, вся выставочная активность должна быть на их совести. Главные угрозы здесь, конечно, административные: у нас ведь любят менять чужих на своих, грамотных – на тех, у кого сроду, кроме стажа, никаких достоинств не было, отменять нужные дела, чтобы не тратить деньги или не рисковать...

- А инфоцентрами вообще занимались в комитете по туризму?

- Да, занимались, стараясь поменьше потратить – побольше получить. Это нормально – только не на первой же стадии, когда нужно вложиться. Этого не удалось. Но хотя бы люди, которые там работают, постепенно становятся хорошими специалистами. Руководитель, по крайней мере, Юлия Андреева – она получила образование в сфере туризма и сейчас она стала грамотным руководителем этого небольшого подразделения. Здесь проблема в том, чтобы развитие туризма не зависело от воли начальника, а зависело от логики рынка. Вот, наше исследование турпотока было хорошим. Это тот случай, когда я могу сказать, что это действительно был удачно сконструированный проект со сложным методическим дизайном. Но, к сожалению, он был слабо востребован, я бы сказал, поверхностно – кроме валовой цифры, ничто не привлекало внимание заказчика. А по моим впечатлениям, умение пользоваться маркетинговыми исследованиями вообще-то говорит об уровне менеджмента. И в нашей стране очень низкий уровень менеджмента. Пока очень много участков рынка, где нет конкуренции. А где нет конкуренции – не нужен менеджмент: достаточно начальника, который будет руками водить. Самый низкий уровень менеджеров – это те, кто вообще ничем не пользуется, а все решения принимают от балды. А есть те, кто пользуется поверхностно – какими-то отдельными показателями (охвата, динамики численности). Вот так было в нашем случае.

- Так, а результаты исследования подводили к каким-то практическим решениям?

- Да, конечно – это сугубо прикладной проект, там всегда в конце идут рекомендации. Можно к этому проекту вернуться. Если есть заказчик – не формальный, а именно люди, которые потом будут принимать какие-то решения на основании цифр, которые показывают то-то и то-то.

- Вы считали турпоток за свой счет или исследование как-то отдельно оплачивалось?

- Этот проект не требует никаких дополнительных затрат из областного бюджета. Конечно, здесь важна динамика, даже при понимании вала, и такие проекты – это дорогое удовольствие. И если нет полной уверенности, что это очень нужно и будет востребовано, тогда просто безответственно продолжать. Поэтому мы и свернули это дело.

- И никто не заметил, не спросил: как же так?

- Ну, не то, чтобы не заметили – заметили, конечно, но действительно, никаких переговоров по этому поводу не было. Последнее время, единственное, чем пользовался комитет по туризму и пространственному развитию – это наши замеры по их событийным мероприятиям.

- И то, наверное, чтобы в отчет что-нибудь вставить…

- Да, для отчетности, скорее всего, и для понимания, насколько это успешно. Я бы сказал, что когда первый раз проводятся какие-то праздники, не суть важно, сколько народу пришло. На старте динамика важнее вала. А для этого надо продолжать. Не изобретать ничего нового, а продолжать вкладывать вот в это. Но разрабатывать сами мероприятия можно было, опираясь на наши результаты. А они были разработаны поперек.

- Поперек – то есть даже противоречили рекомендациям исследований?

- Конечно. Ну, например, мы четко увидели, что самая важная целевая группа в этом пестром винегрете турпотока – это петербургские семьи со средним достатком, высоким уровнем образования, потребления и соответствующими притязаниями. И они используют Псковскую область фактически как дальний пригород. Никакой проблемы в том, что большинство туров короткие, с одной-двумя ночевками, нет. Перспектив вытянуть их до недельного или пятидневного пребывания нет никаких. Не нужно этого делать совершенно. Это не задача.

- Но именно об этой задаче неоднократно говорилось кураторами отрасли…

- И неправильно говорилось, на мой взгляд. Если вы продаете баскетбольные мячи, не нужно стремиться, чтобы к вам приходили все более и более длинные покупатели. Продавайте тем, кто приходит. Но только продавайте то, что они хотят. Вот так и здесь. Все эти офисные работники, клерки, менеджеры – их сотни тысяч и миллионы в одном только Петербурге. И предлагать им праздники-балалайки, русский китч – совсем не то, что нужно. Если конструировать событийное, интерактивное сопровождение сервиса, исходя из представлений этой целевой группы, из энтертейнмента, к которому они привыкли, то тогда ряд выстраивался бы совсем иначе.

- Что-то было еще такое же очевидное?

- Было, конечно. Была понятна примерная корзина, что они покупают, чего им не хватает. Было понятно, например, что им не удается пообедать.

- Не удается пообедать??

- Да, и очень большая часть турпотока попадала в магазины. Туристической семье во время поездки по Пскову, когда они тут день-два проводят, совершенно нечего делать ни в «Ленте», ни в «Империале». Но бизнес-ланч, стандарт, к которому они привыкли, в выходные дни не найти. Нет такого предложения в Пскове. Стандартный обед – это чтобы было быстро и не дорого, но при этом не бутерброды с кофе. То есть, вот такого рода вещи – вполне конкретные рекомендации, а не абстракции в духе, что туризм необходимо развивать и его значение трудно переоценить.

- Новые «владельцы» туризма – комитет по культуре – уже выходили на институт, чтобы обсудить варианты сотрудничества?

- Нет. Но я думаю, им надо сначала освоиться с этой темой. Разобраться, с тем, как там будет реализовываться целевая программа. Я думаю, что у них есть потребность в замерах и думаю, что она обеспечена средствами, так или иначе, потому что у нас в бюджете нет денег. Мы в принципе готовы вернуться к этому проекту – но только если это действительно будет востребовано. Очень обидно тратить исследовательские усилия на то, чтобы потом это стояло красивой папкой на полке. Это деньги, это труд большого количества людей, и выкидывать его, конечно, не хочется.

- Возвращаясь к показателям – все-таки, ваше исследование показало хоть какую-то положительную динамику?

- Да, там был небольшой рост. Цифра приближалась к 300 тысячам туристов в год. Но сложно понять природу роста на короткой дистанции. Был кризис: кто-то отменил дорогие поездки, заменил их дешевыми, были разные факторы. Но, другое дело, что меня всегда настораживает, а какие решения будут приняты дальше, после получения цифр? Вот если роста нет – что, мы тогда плюнем на этот туризм? Если так, то тогда лучше не мерить! Или наоборот: если рост есть, то значит и так все хорошо и можно не вкладывать деньги в развитие отрасли?

- Сергей Вадимович, вы по-прежнему уверены, что туризм может быть локомотивом развития области?

- Во многом, да. Но за счет косвенных эффектов. В первую очередь, туризм развивает все сервисы, которые есть. Прежде всего, малый бизнес, а это очень важно для Псковской области. Во-вторых, туризм приучает очень многих грамотных специалистов к Пскову, и нам легче рекрутировать их на работу сюда. Нам нужен интенсивный кадровый обмен с Петербургом, не односторонний, когда грамотные псковичи уезжают туда и разнорабочими занимаются ерундой, а когда и сюда приезжают люди. А человеку психологически проще приехать поработать даже на короткое время туда, где он провел выходные, куда ездил отдохнуть с семьей…

- И где бы ему еще и понравилось.

- А Псков нравится! Псков – беспроигрышный город для первого визита. Он действительно очень нравится самым разным петербуржцам (и не только – я говорю про Петербург, потому что это основной поставщик потока). Конечно, налоги с турфирм – это копейки, да и те в основном не с приема, а с отправки туристов. Дело не в этом. Вот этот турпродукт в областном бюджете всегда будет весить очень немного. Но совокупный турпродукт может превышать 10%. Я думаю, что это благодатная сфера, куда более благодатная, чем сельское хозяйство и логистика. Туризм втягивает регион и настраивает людей на работу.

Беседовала Светлана Прокопьева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.