Смысл жизни

Опубликовано: 8 декабря 2013 г. в 19:02 0 0Нет комментариев0

У нашего народа были великие учителя. Один из них – М. В. Ломоносов, он был талантливым учеником, великим ученым и добрым учителем. Его идеи и открытия обгоняли его время на 100-120 лет вперед. Он утверждал, что образовывает человека жизнь и школа. Жизнь дает запас впечатлений, оттачивает характер. А школа дает знания - без них нет ничего. Ломоносовская формула - «Через учения – к счастью». Ее можно выложить большими буквами на фронтоне каждого учебного заведения.

Н. И. Новиков служил своему отечеству пером и книгой. Великий просветитель России боролся за просвещение, но за такое, которое отстаивал Ломоносов – за просвещение на благо человека и Отечества. Новиков призывал Россию читать, сажал за книги. Мастеровые подписывались сообща на печатные издания: один грамотный, а четверо неграмотных. Сложились, получали газету, и грамотный читал ее вслух товарищам, собравшимся в кружочек. Такие сцены часто описывал Карамзин. Образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами – вот в чем Новиков видел цель воспитания и обучения.

«Вопросы жизни» - так называлась статья, автором которой был профессор-хирург Н. И. Пирогов. Статья была написана в 1850 году. Она расходилась в списках по всей России. Пирогов осмелился сказать простую мысль: «Школа должна растить не чиновника, а человека, в котором прежде всего:

Высокая человечность,

Способность к самостоятельному мышлению,

И чувство собственного достоинства, - вот что должна воспитывать школа.

«Вникните и рассудите, отцы и воспитатели!» - взывал Пирогов. Все, готовящиеся стать полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми!

О человеческом достоинстве размышлял и Н. Г. Чернышевский. Он призывал еще к воспитанию в себе чувства долга, которое должно сопровождать человека всю его сознательную жизнь. Просто – долг! Честный человек не может быть обманщиком, он должен работать честно, где бы он ни работал! «Умственное и сердечное не спорят между собой, закон человеческой природы: ум и честность – это одно и то же», - писал Чернышевский своему сыну. Роман Чернышевского «Что делать?» стал азбукой гражданской жизни, первой книгой для чтения каждого порядочного молодого человека. (С. Соловейчик «Час ученичества»).

Вот одни из тех, кто создавал духовный мир нашего народа. Нравственная сила их была невероятно притягательна. Служить своему Отечеству из века в век учили нас великие наставники. Наш народ усвоил их наставления, доказав это в бою и трудовых буднях.

Моему поколению повезло со школой, где нас любили и давали хорошие знания, приучали учиться и любить сам процесс. Мы сдавали экзамены с четвертого класса, по русскому и математике, устно и письменно. Учились охотно, поэтому легко сдавали экзамены и выдерживали иногда конкурсы свыше пяти, десяти и более человек на место. О репетиторах тогда и не знали, добросовестно учились сами. Потом добросовестно и ответственно трудились на рабочих местах. До сих пор еще некем заменить старшее поколение на рабочем месте. Жили и трудились под девизом: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе». Потом, постепенно, в наше сознание стала проникать потребительская психология. Главным стало не «быть», а «иметь». Американский политик утверждал: один доллар, вложенный в пропаганду, значительнее, чем пять долларов – в экономику. Где-то еще в шестидесятых-семидесятых годах наши дети получали еще фундаментальные знания. И что мы видим – умных, талантливых, хорошо подготовленных наших детей «пригрел» Запад. Оставшиеся поняли, чтобы «иметь», надо попасть во власть, оказавшись во власти, лозунг: «Раньше думай о Родине…», - как-то потерялся. Настало время подумать о себе и своих любимых. И пошло, поехало… Что и имеем на данный момент, вот это-то и тревожит старшее поколение.

Но жизнь показывает – младшее поколение, становясь на плечи старшего, осуществляет дальнейший процесс развития. Каким будет общество, теперь будет зависеть от них самих. Придется уже сейчас разгребать пороки сегодняшнего дня: «коррупция», «воровство», «невежество», «чиновничье чванство».

Отрадно видеть, что сейчас, среди молодежи, стало приоритетным иметь семью, растить детей, ведь ничего более радостного в жизни нет. Они уже сейчас тревожатся за своих детей, если останутся на рабочих местах «специалисты», с купленными дипломами, или чванливые чиновники и т.д. Естественно, будут бороться с этим.

Из века в век, старшее поколение возлагало на плечи молодых свои надежды, свои наказы: защищать свое Отечество, свои идеалы, цели, мечты. Помните, как в фильме о Харламове, Тарасов говорит: «Защищай ворота, как будто ты защищаешь свою Родину!» Все будет хорошо, и нынешнее поколение тоже назовет и оставит своих Героев последующим.

Валентина Миллер

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.