Древний Псков уходит от нас

Опубликовано: 12 декабря 2013 г. в 14:10 9 0Нет комментариев0

Пресс-конференция «Наследие Псковской земли: сохранить НЕЛЬЗЯ уничтожить» проходит в четверг, 12 декабря, в Общественном пресс-центре Псковской Ленты Новостей. Поводами для пресс-конференции стали плачевное состояние памятников культурного наследия Пскова как федерального, так и регионального значения; бездействие органов власти, в обязанности которых входит контроль за состоянием памятников; принятие новых правил землепользования и застройки Пскова; подведение итогов года. Приглашенная на пресс-конференцию градозащитников председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова не смогла присутствовать на мероприятии, но пожелала высказаться на сайте Псковской Ленты Новостей. Редакция предоставила ей такую возможность и публикует текст выступления.

«(12 декабря 1999 года около 2-х часов пополудни перестало биться сердце Елены Николаевны Морозкиной, защитницы исторического наследия Псковской земли)

Циничное пренебрежение достоянием прошлого, начавшееся «в лихие 90-е», в наши дни достигло трагических масштабов – и сейчас мы пожинаем плоды своей безголосости в те годы. Подвижники, осмелившиеся требовать от власти исполнения своих служебных обязанностей, чаще оставались в гордом одиночестве. Показательна в этом судьба и Юрия Павловича Спегальского, и Леонида Алексеевича Творогова, и Елены Николаевны Морозкиной, и Бориса Степановича Скобельцына…

Те вопросы, которые поднимаются на сегодняшней пресс-конференции, были актуальны всегда, но особенно остро они встали с середины 90-х, потому я приведу слова, вырывавшиеся из глубины души Е.Н. Морозкиной, под которыми подписались бы сейчас многие псковичи. Подборку подготовленных Еленой Николаевной к печати, но не опубликованных статей, – Древний Псков уходит от нас, – я впервые предала гласности в 2004 году, когда в серии «Вся Россия», выпускаемой альманахом «Памятники Отечества», издала восстановленную мною по рукописи её «Псковскую землю».

«… Беда постигла душу города – поющую Пскову… Берега Псковы и Великой в пределах города в 1976 году были объявлены заповедными. Соответственно, кипящую Пскову призвали к порядку – «порядок» наводился от Гремячей башни и ниже. Ледниковые валуны с её ложа были вычерпаны. Берега спрямлены, острова уничтожены. Сломана единственная во Пскове водяная мельница – когда-то на малой реке их было свыше тридцати! Померк блеск воды у её истребленной плотины…

Перерезана звезда улиц, ведущих к церкви Богоявления с Запсковья. Фоном для её живого силуэта сделались мёртвые коробки современных зданий и упирающиеся в небо трубы. Дальняя точка зрения на эту церковь померкла. То же случилось с церковью Успения с Паромени….

Мостик через Пскову у церкви Богоявления стал бетонным; за Окольной стеной на Запсковье исчез умиротворяющий пейзаж. И Запсковье, и Завеличье потеряли почти все свои деревянные дома в окружении частных садов, которые создавали необходимую среду для белостенных церквей, сберегали животворный воздух и обаяние старого города… И многие каменные дома ХIХ века – благоприятное окружение для памятников древнего зодчества – стоят без окон, без дверей, с ободранными или провалившимися кровлями даже в центре города – уже не на краю, а за краем гибели. А ведь памятники архитектуры, лишённые своей среды, словно люди, оказавшиеся в чужом обществе, замыкаются в себе и не отдают миру всех тех богатств, которыми они владеют.

Площадь старого Пскова составляет всего лишь 5% от территории нынешнего города! И надо сберегатьвсё, что осталось в нём ценного, включая губернский Псков…

Искажён исторический пейзаж у Петра и Павла на Брезе, где князь Довмонт одержал свою последнюю победу…

Гибнут уникальные палаты, возведённые в ХVIIвеке, которыми Псков так гордился и славился. Четыре палаты на Романовой горке, палаты Русиновых, Солодёжня, дом Печенко, палаты Гурьевых… Это зияющие дыры, чёрные провалы проёмов, обветшалые, обшарпанные, сыплющиеся, готовые обвалиться обвисшие арки крылец…

На всех вышеупомянутых разрушающихся палатах исчезли охранные доски, на которых прежде было написано, что это памятник архитектуры, который охраняется государством. Ныне их не охраняет никто… Многие двухэтажные дома ХIХ века стоят в Пскове без окон, без дверей, без кровель. А ведь они были хорошей средой для памятников древнего Пскова, да и сами когда-нибудь станут «памятниками архитектуры», если доживут…»

И вот крик отчаяния (который – уверена! – сейчас срывается и с наших уст), одинокого (потому бессильного) стона боли за наш Псков, его разрушающиеся и разрушаемые памятники, ещё хранящие в себе крупицы многовековой истории Отечества: «Если бы на Персях псковского Крома – на стене Кремля его, обращённой к городу, - как и прежде, стояла колокольница, на которой висел вечевой колокол, я подобралась бы к нему и ударила в набат, дабы сбежался весь Псков… Но хочется, чтобы этот набат услышала вся Русская земля…»

Именно в середине 90-х, с которых в России (а древняя Псковская земля и олицетворяла для Елены Николаевны, как и для большинства из нас, всю Россию) и началось планомерное, сознательно-умышленное – похотью нуворишей - уничтожение святынь, Е.Н. Морозкина писала:

Разгрохали страну

Безжалостные власти.

Святую пелену

Разрезали на части.

И втоптана в песок

Былая позолота.

И к ней помёт присох,

И вновь ступает кто-то.

Лоскутик подыму

И на груди упрячу,

И с ним пойду сквозь тьму,

Шагая наудачу.

И станет мне теплей,

И чудо сотворится –

Над кипенью полей

Заплещет в небе птица.

И ровный тихий свет

Прольётся на откосы,

И путнику вослед

Зашелестят берёзы…

Исключительно Псковский край Е.Н. Морозкина имела в виду, когда, обессиленная борьбой за сохранение уникальных памятников старины, вопрошала к Всевышнему:

Услышь меня, Господь:

Спаси мою Россию!

И стать её, и плоть,

И душу сохрани!

Елена Николаевна постоянно обращалась за поддержкой к видным общественным деятелям, в Министерство культуры, ЦК КПСС, центральные (союзные) газеты. Таким образом ею был спасён не один памятник архитектуры.

Неоднократно – и в советское время (04.06.1988: Постановление Совета Министров СССР №816), и в нынешнее (проект «Туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Псковский», утверждённый Правительством РФ 28.07.2011) – Москва давала Пскову, его властям, шанс возродиться, чтобы стать центром международного и отечественного туризма. Думаю, этот «кластер» предусматривал и цели, в результате достижения которых и горожанам в своём малом отечестве жилось комфортнее.

Однако у местной власти, большая составляющая которой – люди пришлые, бездуховные и безнравственные, современные ценности - мамона и собственное благополучие, ради которого они способны заложить и город, служить которому «назначены судьбой».

Так что же нам делать? Только объединяться! И звонить во все колокола, заявлять во весь голос о беспредельно циничном уничтожении нашего малого отечества, которое за всю свою многовековую историю не раз спасало наше великое Отечество. И чаще собираться. Чаще, причём консолидированно, протестовать. И эти протесты предавать гласности. И в своей борьбе дойти до Москвы – до тех, кто назначал эту заведомо разрушительную власть и кто продолжает её поддерживать. Капля камень точит.

А по итогам этой конференции составить открытое обращение к президенту и его новой партии (Народному фронту), Общественной палате, Госдуме и Совету Федерации, Министерству культуры. И не только передать его по назначению и не уходить из высоких приёмных до тех пор, пока нас не услышат, но и опубликовать в местных и столичных СМИ.

Время не ждёт! Уже многое упущено, так будем помнитьуроки изаветынаших предшественников и станем наконец в своих порывах едины.

Тамара Вересова, председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России».

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.