Культобзор: наидобрейшие персонажи…

Опубликовано: 11 марта 2014 г. в 16:43 2 0Нет комментариев0

Как показала еще одна неделя, из всех искусств для нас важнейшим является театр. Да и из не-искусств, похоже, тоже он…

Головой об стену…

Как в той известной пословице, в псковском театре за одного отмененного двух антрепризных дают: два спектакля, на очень разный вкус, но равно качественных - правда, каждый по своему. И после условного «ретро» «Пяти вечеров» на прошлой неделе в эти выходные последовало вполне себе современное «Танго» по пьесе Славомира Мрожека от работающего в режиме постоянного творческого эксперимента московского театра «А.Р.Т.О.».

Сцена из спектакля «Танго» в постановке Андрея Калинина.

Вот тут-то и выяснилось, что зритель из числа тех, кто готов заплатить тысячу за билет, не всегда готов заниматься декодировкой нонконформистских символов и, встраиваясь в предлагаемую режиссером Андреем Калининым «экстремальность сценического бытия», во второй раз выворачивать уже разок - цитирую: «вывернутый гротеск». Надо ли объяснять, какую дискуссию (с вовлечением и тех, кто на спектакле не был…) вызвало это предлагаемое обстоятельство, да еще вкупе с признанием режиссера: «Мы даже в Москве испытываем проблемы со зрителями. На этот спектакль мы не делаем рекламы. Последние спектакли мы все играем при неполном зале, и даже 50 человек (и это в двенадцатимиллионной Москве… - Прим. авт.) собрать не можем»… В Пскове, заметим, из-за нестандартной рассадки зрителей количество «посадочных мест» на один спектакль сократили и вовсе до 49.

Словом, все жуть как актуально: разговор без выводов о традициях и новаторстве с разной степенью горячности и корректности все длится, он будет длиться вечно, и закованный в цепи эксперимента, они же рыцарские доспехи Артур Мрожека - совсем не король круглого стола, так уж сложилось… - просто бьется головой об стену.

Больше хороших и разных

Театр, впрочем, всегда высвечивал самые острые социальные проблемы (парадоксально, но даже вне зависимости от собственно качества игры, режиссуры и драматургии, уровня цензуры, etc., - просто по природе своей). И всегда был нужен. Даже в самые сложные времена. И показательно, что на этой неделе на очень разных уровнях прозвучали новости о создании еще двух театральных площадок - в Пскове и в Псковской области, в Пушкиногорском районе, в музее-заповеднике «Михайловское».

Одна из этих «точек» - студенческий (или, студенческо-преподавательский?) театр в ПсковГУ. Создают его под началом Татьяны Комиссаровской, возглавлявшей Псковский академический в самые, пожалуй, трудные его времена.

По сути, молодежный театр не такое уж и новшество для Пскова. В разные годы - возьмем хотя бы последние четверть века - здесь с разной степенью успешности работали разные самодеятельные труппы. Более всего, на мой взгляд, интересным и успешным в этом ряду был молодежный театр Ирины Романовской, работавший по-настоящему творчески, очень серьезно, всегда с качественным материалом и более чем качественным результатом. История о том, как этот театр целенаправленно уничтожали и уничтожили - грустная и отдельная.

Далее, маленькую студенческую труппу «Татьянин день» - в противовес тому, что делал на академической сцене Иосиф Радун - в свое время собрал народный артист России Иван Криворучко. Результаты там были скромнее, но «Татьянин день» даже в Пушкинском театральном фестивале, помнится, однажды принял участие: в порядке творческого поощрения и вне основной программы, разумеется.

Далее - опять же, в противовес - театр-студия уже под началом Вадима Радуна несколько лет достаточно успешно работала в псковском Политехническом. Молодежный театр Анастасии Волковой, который сколько-то проработал в Городском культурном центре, но так и не состоялся по-настоящему, вырос из театра Детской школы искусств. Сама Анастасия Волкова - небесталанный, хотя, может быть, по молодости лет, несколько чуть более, чем должно, амбициозный режиссер, вышла из Псковского педкомплекса, а с юными театралами в ППК в разные годы работали Елена Шишло и Роман Захаров.

Наконец, сорок лет в городе работает народный, самодеятельный «Театр слова» Леонида Изотова - и счет людей, по-настоящему благодарных судьбе и Леониду Ивановичу за это подлинно творческое пространство, идет на многие сотни.

Кажется уже один этот перечень - более чем убедительное доказательство тому, что театр в ПсковГУ нужен, а уж сколько он проживет и как эта жизнь его сложится, - не от нас ли зависит?

Проработать и доложить

Вторая псковская театральная новость этой недели - федерального уровня. Президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал инициативу музейщиков «Михайловского», озвученную в Пскове же, на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству членом этого совета, директором музея-заповедника Георгием Василевичем. В подписанном главой государства перечне поручений по итогам этого совета - поручение «проработать вопрос об организации на базе федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» и федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге» постоянно действующего театрального проекта». Правительству поручено определить источники финансирования проекта, предполагающего «создание и показ спектаклей по произведениям А.С. Пушкина и русской литературной классики». Доложить о выполнении велено уже 1 июня текущего года.

В Пушкинском Заповеднике уже много лет показывает свои работы - в том числе и не пушкинские» - молодой театр «Пушкинская школа». На фото сцена из спектакля «Маскарад» в постановке Владимира Рецептера.

Плюсы такого поручения для Псковской области перечислять можно долго, начиная с банального создания дополнительных рабочих мест в районе. Минусы: ну, не нравятся хорошие новости некоторым…

Благословите женщину. И мужчин

Но, выйдем из театра, наконец, - не вся наша жизнь театр, честное слово. И слово «танго» в преддверии 8 марта не у скромной сотни зрителей на два вечера, а у куда большего числа псковичей ассоциировалось не с названием экстра-постановки, а с праздником, торжеством любви и игрой страстей, то есть с шоу на музыку Астора Пьяцоллы в Псковской филармонии. Концерты этой недели вообще были весьма и весьма разными, по преимуществу, праздничными и местами даже облегченными (от Александра Либа с программой «Благословите женщину» в Псковской филармонии, до Ирины Салтыковой - в R-16…).

«Специфически женскими» были и многие выставки. Ручной работы дамские сумочки от псковского мастера Татьяны Васильевой в областной библиотеке. «Весенний салон» (почти 40 мастеров прикладников и более 200 экспонатов - от стеклышек-тиффани до обрядовых кукол) в Великих Луках. «Цветы» трех современных латвийских художников Андриса Зегнерса, Илзе Дудиня, Майра Карста в музее истории города в Печорах. С творчеством этого прибалтийского трио, кстати, псковичи могли познакомиться в октябре прошлого года. Тогда выставка их работ силами Консульства Латвийской Республики в Пскове была организована в Псковском музее-заповеднике по случаю празднования 95-ой годовщины провозглашения независимости Латвийской Республики, и экспозиция пользовалась заслуженным успехом.

Сумочка «Музыкальная» от Татьяны Васильевой.

Самой яркой выставкой недели (впрочем, и не только - этой недели) однако стал к празднику ни на минуту не приписанный, сугубо мужской, дуэтный показ работ двух псковских художников, тезок Игоря Иванюка и Игоря Макеева в галерее «Дар» в Пскове.

Две вершины

- В Пскове, да и ни в каком другом городе, никогда нельзя говорить, что, мол, этот художник выше, этот ниже, - это не так, это не правильно, - представляет новую, уже десятую экспозицию в новой галерее куратор выставки, искусствовед Ольга Кошелькова. - Но, безусловно, есть некие вершины, и вот они действительно, здесь, перед нами: две вершины, два не просто заметных, но обсуждаемых, для кого-то любимых, для кого-то не любимых, но ярких художника.

Игорь Макеев и Игорь Иванюк: диалог…

Игорь Макеев и Игорь Иванюк представляют здесь новые свои работы, откровенно новые. «Нет, они узнаваемы и всегда будут узнаваемы, - комментирует Ольга Кошелькова. - не об этом речь: не о стиле, не о почерке, а просто о том, что на этой выставке по духу, по ощущению много нового. Вон, - видите, «Шляпа волшебника», и выглядывает из-под этой шляпы совершенно не лукавый, а добрый-добрый-добрый, просто наидобрейший персонаж, для Иванюка это же что-то вообще необыкновенное! Или вот две работы рядом: «Аксонометрия оптимизма» и «Аксонометрия пессимизма». Почему-то оптимизм ненавязчив, не лезет в глаза, и для экспозиции эту картину даже подсветить бы, если по-хорошему. А «Аксонометрия пессимизма», она такая, что повесь и свет весь выруби, свечечку маленькую в дальнем углу поставь, а холст все равно будет звучать… И не надо никаких выводов, в этом весь Иванюк. А вон при входе, например, картина Игоря Макеева. Нарисован букет, но называется «Полет»; смотришь, и действительно в какой-то момент появляется ощущение полета. Так заставить летать редко кто может. А он - может…»

Игорь Макеев. «Полет».

За почти полвека знакомства в отношениях двух художников, случалось разное, но никогда не было, - рассказывают Макеев и Иванюк - ни одной серьезной ссоры. Равно не было и совместной, дуэтной выставки. Эту, родившуюся легко и как-то очень спокойно, назвали «Диалог», отобрав порядка 30 картин, в чем-то перекликающихся…

Игорь Иванюк. «Аксонометрия оптимизма» и «Аксонометрия пессимизма».

- По глобальным вопросам у нас, безусловно, много общего, - подтверждает Игорь Макеев. И Игорь Иванюк ему вторит:

- Мы вообще-то очень похожи, если по большому счету. Он предан искусству и я, надеюсь, тоже. И это стрежневое. - И резюмирует:

- А то, что у нас картинки очень разные, так это и есть самый ценный момент.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.