Рецидив

Опубликовано: 26 сентября 2014 г. в 23:29 6 0Нет комментариев0

Сегодня депутаты областного центра обсуждали на первой после выборов сессии ключевой вопрос: начальник городского финансового управления Тамара Винт представила народным избранникам отчет об исполнении псковского бюджета за первое полугодие 2014 года. Обсуждение происходило в формате «В Багдаде все спокойно»: может, и было обсуждение в кулуарах, но на самой сессии после отчета госпожи Винт ни один депутат, кроме главы Пскова Ивана Цецерского, ни прокомментировал, ни задал вопроса о печальных цифрах главного финансового документа Пскова. Хотя, думается повод для тревоги был. Во всяком случае, так показалось со стороны, и, в первую очередь, из-за того, что каждый год одна и та же картина повторяется.

Дело заключалось в том, что вновь, в который уже раз, бюджетный процесс — а именно он, по сути, является стержневым в управлении муниципалитетом — так вот, этот самый бюджетный процесс в Пскове в очередной раз «просел». Отчет Тамары Винт не был похож на покаяние, однако практически сразу он начался с того, что почти все ключевые параметры не исполнены в должной мере. Вы просто вдумайтесь: по доходам псковский бюджет исполнен лишь на 35,9%, по расходам — на 34,9%. С неналоговыми доходами и вовсе беда: они исполнены лишь на 28%. Сбор ключевого налога для бюджета – НДФЛ – исполнен только на 41%.

Главный «начфин» объяснила «провис» рядом факторов: «Низкое исполнение неналоговых доходов связано с тем, что отсутствовали заявки на участие в торгах: не состоялось 42 аукциона по продаже объектов недвижимости, также не состоялось два аукциона по продаже земельных участков», - отметила Винт.

Не состоялось 42 аукциона. Какой уже год городской бюджет страдает из-за несостоявшихся аукционов, однако планировать эти расходы правильно до сих пор чиновники не могут. Так же, как и наладить систему аукционов в принципе. Разумеется, во всем виноваты особенности федеральных законов и тому подобное — так всегда говорят власти. Выводы чиновники сделать не могут и уже не первый год, с упорством, достойным другого применения, продолжают делать те же ошибки. Отчетливо понимая, что выполнить план не получится, но то ли Бюджетный кодекс требует, то ли доходную часть «для красоты» нужно под расходную подгонять – непонятно.

Вот только образовавшиеся дыры за счет чего будут залатываться? Особенно проблема актуальна для таких сфер, как социалка и жилищно-коммунальное хозяйство. В ЖКХ проблема и вовсе может перейти в системный кризис.

В отчете Тамары Винт это, опять же, звучит вполне обыденно: «При плане в 234,1 млн рублей исполнение составляло 56,6 млн, в том числе, ровно 53 миллиона было направлено на погашение задолженности», - отметила начальник финансового управления. А вот контрольно-счетная палата г. Пскова в лице Светланы Медведевой говорит немного о другом: в первом полугодии отмечается низкое исполнение плана капитального ремонта — 24,2%, при этом большая часть расходов — 89,7% - направлена на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. «В связи с этим существует риск невыполнения пункта 30 решения ПГД от 17.12.13 «О бюджете г. Пскова на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в части окончания работ, выполняемых на открытом воздухе до 15 октября 2014 года, - сообщается в отчете КСП. При этом в принципе по сравнению с первым полугодием 2013 года расходы на ЖКХ снизились на 6,5%.

Дальше — больше. По целевым программам годовые плановые значения исполнены лишь на 14,7% вместо необходимых пятидесяти. Непосредственно доходы от реализации муниципального имущества составили 10,8%, от продажи земельных участков — на 5,8%, то есть почти в 10 раз ниже нормы. Не приведены в соответствие с Бюджетным кодексом муниципальные программы по развитию системы дошкольного образования и по развитию туризма в Пскове. А муниципальная программа под названием «Патриотическое воспитание молодежи в г. Пскове на 2014-16 годы» и вовсе не утверждена постановлением администрацией города Пскова.

Ну и в довершение всей этой «благостной» картины неутешительный вывод от контрольно-счетной палаты: расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 52,8%. Вот, оказывается, где у нас реально ощутимый рост.

Надо ли говорить, что отчет начальника финуправления был принят практически единогласно. Иван Цецерский хоть и признал определенные проблемы с исполнением бюджета, полагает, что ситуация под контролем и депутаты за бюджетом пристально следят: «Мы знаем, как идет процесс исполнения бюджета, какие есть проблемы внутри его исполнения, по каким направлениям у нас есть, к сожалению, недополучение по доходам тех сумм, на которые мы рассчитывали. В связи с этим есть некоторое отставание от намеченных плановых показателей исполнения бюджета», - мягко посетовал глава Пскова.

Безусловно, высказывания и чиновников, и депутатов в таких случаях звучат чаще всего именно так: мол, все еще впереди, в первой половине года всегда идут подготовительные работы и так далее. Но здесь возникает целая масса вопросов. Во-первых, мы, стало быть, традиционно будем тянуть большую часть работ до холодов, пока у нас вновь не наступит неожиданно зима, а потом, к примеру, будем класть асфальт в снег. Ну да, здесь опыт имеется, и никто уже из горожан такой системе не удивится. В итоге во второе полугодие придется бешеными темпами осваивать «дошедшие» средства. Иногда – зарывать их в землю, иногда – терять. В лучшем случае – перекидывать на следующий год.

Ну и ключевой момент в разговорах на тему «наверстаем к новому году». Последний пример — итоги работы 2013 года — говорит об обратном. Как сообщала на апрельской сессии все та же госпожа Винт, городской бюджет за 2013 год был исполнен на 74,2%. Исполнение бюджета по расходам было под стать и составило 74,5% от утвержденных плановых цифр. Да, можно ошибиться на 5 процентов, но уж не на четверть бюджета, в самом деле. Если говорить абсолютными величинами, то при бюджете в 4,4 млрд рублей в 2013 году промашка, получается, составила больше миллиарда рублей. Показательно, что в 2012 году история была практически под копирку такой же: доходы городского бюджета составили 77,9% от уточненного плана, а расходы - 78,4%. Так что на лицо – уже рецидив.

Почему за такое колоссальное недополучение доходов и, соответственно, урезание расходов никто не отвечает? Почему не устраивают даже показательные «порки»? Неужели это вот просто «так получилось»?

В итоге городской бюджет недобирает ежегодно порядка четверти запланированных доходов и, соответственно, приблизительно столько же не тратит на людей. Кто от этого больше всего страдает? Сказать сложно, потому что в реальности бюджетный процесс — крайне непрозрачен: и на муниципальном, и на региональном уровне. Что и говорить, если областные парламентарии уже 2 года пытаются добиться выделения специального рабочего места с электронными программами по бюджету, но администрация области на это все это время не идет.

Так что кто страдает? Может быть, школы и детские сады. Может быть, многострадальное благоустройство. Может, канализации и коммунальное хозяйство. Но вряд ли сами чиновники и приближенные к ним структуры: например, затраты на муниципальную газету исполнены практически в полном объеме, не считая каких-то копеек. Так что как у нас могло бы быть, если бы бюджетный процесс был отлажен, как часы, нам остается только наугад тыкать пальцем.

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.