Недавно у меня поднялась температура.
И такой был странный со мной эпизод –
я посмотрел на свои руки, и возникла мысль,
что пять пальцев – совсем не норма,
а значит, со мной что-то не так.
Василий Сенин,
из интервью «The New Times»
В последние месяцы Псковская Лента Новостей неоднократно обращалась к теме происходящего в театре драмы имени А.С. Пушкина. Мы, журналисты, пытались разобраться, что же происходит в псковском академическом, насколько эффективно тратятся там бюджетные средства, соблюдает ли руководство государственного учреждения законы, отчего в частых зарубежных вояжах пропадает худрук Василий Сенин. Перефразируя вынесенное в эпиграф странное признание последнего - мы хотели понять, какая в Народном доме «температура», всё ли в норме или «что-то не так». Сейчас, когда участь директора театра Сергея Дамберга фактически решена, и со дня на день он лишится должности, кто-то скажет, что, может, и не стоило бы нам вновь обращаться к ситуации в этом «храме искусств» и публиковать сведения, которых мы добивались и которые, как ни увиливало руководство театра (даже закон нарушило, на что указала прокуратура), ему пришлось предоставить. Дескать, теперь-то, перед закрытием занавеса, чего уж?..
Однако, как мне представляется, такой разговор необходим, и именно сегодня. Ибо директора приходят и уходят, а государственные учреждения остаются. И очень хочется, чтобы с реорганизацией учреждений культуры и сменой руководства та совершенно ненормальная ситуация, о которой мы писали неоднократно, навсегда ушла в прошлое. Давайте внесем ясность: на самом деле не так и важно, о каких фамилиях идет речь - Дамберг, Сенин или Пупкин, не важно - о какой организации мы говорим - об автобазе, театре или социологической конторе, только то и важно, чтобы закон исполнялся всеми, независимо от чинов и званий, чтобы в государственных бюджетных учреждениях во главу угла ставилась финансовая дисциплина, чтобы чиновники, получающие деньги из нашего общего кошелька, работали и не забывали, что они слуги народа, а не патриции среди плебеев.
Но, видимо, такой дух царит в госучреждениях, такая там карма ммм... нехорошая, что многие, оказываясь у потенциальной «кормушки», в определенный момент начинают думать, что им, «богом избранным», можно творить всё, что ни заблагорассудится - и сойдет с рук, останется безнаказанным, ни перед кем не надо держать ответ. Будем справедливы: зачастую так и происходит: горе-руководители творят что угодно и не несут за это никакой ответственности. В худшем случае, их переводят из одного властного кресла в другое (кстати, интересно, в нашем случае этот технологический прием российской бюрократии не будет востребован?). Примеров того, как заворовавшегося или просто проштрафившегося чиновника вместо того, чтобы жестко и показательно наказать, сохраняют в номенклатурной обойме - пруд пруди. И недаром в народе на такое положение дел уже давно отзываются поговоркой «Ворон ворону глаз не выклюет». Никто не хочет выносить сор из избы, и так идет с самого верха. Для примера: уж сколько говорено про материалы следствия в отношении бывшего министра обороны Сердюкова, но кто-нибудь из нас сомневается в том, что наказания он не понесет, возмездие не свершится? Исключения из этого правила редки, но все-таки случаются. Несколько примеров того, как чиновников увольняют и при этом не скрывают причины, знаем и мы, жители Псковской области. Но, повторюсь, такие явления - большая редкость. А должны бы стать нормой, ибо замалчивание негатива вредит в первую очередь самой государственной системе; факты, когда хамов, хапуг покрывают и не изгоняют, только подрывают доверие граждан к власти в целом, создают благодатную почву для появления новых коррупционеров и просто бездельников, мечтающих поживиться за казенный счет.
Если с помощью СМИ и неравнодушных граждан удается вывести рвачей и жуликов на чистую воду, сорвать маски и явить обществу их истинное лицо, то это правильно и справедливо. Если власть хоть как-то реагирует на такие сигналы, проводит проверки, принимает кадровые и организационные решения - это можно считать нашей общей, пусть и небольшой, но победой.
Теперь о содержании тех самых ответов театра на запросы ПЛН, о которых шла речь выше. Они, несмотря даже на то, что первый был откровенной отпиской, а второй - после вмешательства прокуратуры - выполнен так, чтобы, с одной стороны, соблюсти закон, а с другой, все-таки не сболтнуть лишнего - так вот ответы эти на самом деле весьма информативны. Выскажу спорную мысль, но - наверное, не может быть так, что в организации все в порядке, «комар носа не подточит», а официальные бумаги, выходящие из-под пера начальства, грешат ошибками и свидетельствуют о том, что до идиллии там как до тайланда с америкой. Так и здесь. Согласно бумаге из театра, одна из командировок худрука начинается в 2014-м, а заканчивается в предыдущем, 2013-м (ладно - это мелочь, списываем на техническую ошибку, с каждым может случиться). Другое интересно: директор и главный бухгалтер (а ответ театра после вмешательства прокуратуры подписал почему-то главбух) абсолютно по-разному отвечают на один и тот же вопрос о сумме, выделенной театру из бюджета, - причем, расхождения там не в копейки, а в десятки миллионов рублей. На широкую ногу живут, кто б сомневался. Театр тратит на собственные постановки миллионы, выплачивает колоссальный гонорар штатному режиссеру-худруку, при этом кассовые сборы - меньше расходов в разы, порой почти в десять раз, и показали эти спектакли: какой 5 раз, какой и вовсе 2. Например, на постановку резонансного «Графа Нулина» израсходовано 941 100 рублей, кассовые сборы принесли 188 150 рублей. «Гедда Габлер» обошлась в 1 миллион 398 тысяч 900 рублей, кассовые сборы - 151 210 рублей.
Фото: http://red-torch.ru/
Наконец, командировки худрука, о которых поначалу так не хотел говорить директор театра, ссылаясь на закон «О персональных данных». Напомню, в сентябре мы обратили внимание на то, что Василий Сенин много времени проводит вне Пскова, в различных поездках (только за год, с августа 2013-го по август 2014-го, он сам отметил в соцсетях как минимум 13 таких выездов, в том числе в Таиланд, США, Великобританию, Францию, Швецию и т.д.). И - о чудо! - после раскрытия «театрально-коммерческой» тайны выяснилось, что интересующие нас заграничные поездки худрука Сенина - это в большинстве своем командировки, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде оплаты проезда, проживания, суточных. Причем, зарубежные командировки зачастую весьма и весьма продолжительные - где 15 суток, где 18, где меньше, а где и больше - так, например, командировка худрука во французский Авиньон на международный театральный фестиваль в июле этого года продолжалась аж 25 суток и обошлась бюджету в более чем 160 тысяч рублей, а общая сумма расходов на такие вот вояжи «25 дней, 25 ночей, всё включено» с заявленной целью «развития дальнейшего сотрудничества» или «обсуждения и подписания» перевалила за треть миллиона. Здесь не могу не процитировать коллегу, обозревателя ПЛН Марину Давыдову, писавшую: «Никто не против того, чтобы творческая личность жила, как ей вздумается, и сама искала себе поводы для вдохновения. На многое можно закрыть глаза, если налицо эффективность работы. В нашей стране не принято судить победителей, но Василий Сенин - не победитель. Он - сотрудник Государственного бюджетного учреждения культуры, которое за минувший год выдало массу скандалов и поводов для критики. В роскошно изданном буклете, повествующем об «итогах 107-го театрального сезона» в Пскове (он стоит 160 рублей), собственным постановкам театра отведена одна страница с парой абзацев. И примерно столько же - на планы 108-го сезона».
И еще про деньги из казны. Как следует из ответа руководства театра на запрос ПЛН, источники финансирования у большинства командировок Сенина - это «бюджетные средства», но часть поездок оплачивалась из «собственных средств». Что это - не более чем двусмысленность (и речь на самом деле идет просто о деньгах из другого «кармана» госучреждения) или новое слово в организации процесса (когда в командировку сотрудник едет за свой счет), сказать не берусь. Однако, как следует из той же бумаги, «все остальные поездки художественный руководитель осуществлял в нерабочее время и за свой счет». Это означает, что, во-первых, «собственные средства» - это все-таки «не за свой счет», а во-вторых, выходит, были за этот год и еще «все остальные поездки», что и вовсе заставляет задаваться вопросами: а в Пскове-то он вообще бывает когда-нибудь? Театр на прямо поставленный вопрос «сколько рабочих дней с 1 января 2014 года по 1 сентября 2014 года художественный руководитель театра Василий Сенин находился на своем рабочем месте, а сколько отсутствовал по разным причинам?» отвечает уклончиво: «Художественный руководитель присутствовал на рабочем месте, за исключением времени, указанном в п.8». А из пункта 8 о служебных командировках Сенина никакого однозначного вывода вообще сделать нельзя - как раз из-за вот этого «все остальные поездки художественный руководитель осуществлял в нерабочее время и за свой счет» - что хочешь, то и думай, то ли он между выездами за кордон сидел в Пскове и посвящал себя служению Мельпомене, то ли был дома, в Москве.
«...Тут все как в жизни. Чем меньше денежных средств, тем экономнее они должны расходоваться», - буквально вчера сформулировал основной финансовый принцип при обсуждении бюджета области на 2015 год вице-спикер областного Собрания депутатов Виктор Антонов. Эти бы слова - да в уши руководству региона, чиновникам от культуры и самим сотрудникам театра. А то ведь кризис на дворе, рубль падает, оптимизация бюджетных расходов запущена с «филиализацией», всем предлагают потуже затянуть пояса. А театр - что? Так и будут туда вбухиваться десятки миллионов бюджетных рублей без всякой видимой отдачи или все-таки театр, как и вся область, начнет жить в общей системе координат? Вероятно, решающее слово здесь должен сказать Андрей Турчак, но он, к удивлению многих, по-прежнему молчит. Так что ждем, понимая, что уж кому-кому, а губернатору не должны быть безразличны ни общественное мнение, ни тревожная ситуация в «витрине» псковской культуры, некогда объявленной приоритетом в деятельности региональных властей.
Кому-то, возможно, покажется, что журналисты ПЛН слишком много внимания уделяют театру - мол, такие вещи происходят сплошь и рядом, что вы прицепились к ним? Разумеется, мы не против театра, но, помимо уже озвученных причин, тут, как в капле воды отражается океан, видна общая ситуация в госсистеме. От лица редакции Псковской Ленты Новостей могу в очередной раз повторить: за событиями вокруг театра драмы мы как следили внимательно, так и будем это делать. Полагаю, продолжение истории последует достаточно скоро: как сообщили ПЛН в областной прокуратуре, после обращения регионального депутата Игоря Савицкого «по вопросу неправомерных действий руководства» псковского театра при расходовании бюджетных средств по инициативе прокуратуры Счетной палатой Псковской области проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения. По ее результатам при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования.
Александр Савенко











Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться