Сообщения об уничтожении иностранной еды напоминают боевые сводки с фронта: триста сорок восемь тонн санкционных продуктов питания ликвидировано в России за два дня; крупное соединение вражеских сыров уничтожено под Белгородом; польские яблоки давят гусеницами тракторов под Смоленском. Пока у населения глаза лезут на плешь от происходящего, публицисты делают глубокомысленные выводы: власти ставят рискованный эксперимент в стране, где до сих пор сохранился «культ жрачки».Или того похлеще: древний ритуал всесожжения пищи является свидетельством укрепления в России монотеистических религий.Перефразируя старую шутку, власть рождена, чтоб Кафку сделать былью?
На этом шизофреническом фоне обрастает новыми подробностями скандал с наручными часами пресс-секретаря Путина. Оказывается, на запястьях Дмитрия Пескова замечена не только эксклюзивная модель швейцарской фирмы Richard Mille стоимостью в 37 миллионов рублей, а целая коллекция роскошных хронометров.Риторическое восклицание: «Откуда деньги, Дим?», по-видимому, следует считать избыточным, ибо ответ всегда предсказуем: «Не твое дело, плебс». Пресс-секретарь Песков, тот хотя бы что-то проблеял в свое «оправдание», мол, жена подарила. Смешно и неубедительно, но он все-таки чиновник. Какое-то паблисити приходится соблюдать. А вот признанному оракулу власти Владимиру Соловьеву, вступившемуся за Пескова в Твиттере, стесняться, по справедливости, вообще нечего, и когда один из твиттернутых вопросил, откуда у дочери телеведущего часы за 17000$, трубадур режима отреагировал вполне адекватно: «Представься, мразь!»
Вот так: мразь, и других вариантов нет. Я, ты, он, они, мы. Все мы мрази, если задаем неудобные риторические вопросы. Мрази, если искренне недоумеваем, откуда у кремлевского чинуши наручные часы, стоимость которых большинству жителей этой страны просто невозможно себе вообразить. Ну, то есть все мы читали о российских миллиардерах из списка «Форбс», их шикарных яхтах, средиземноморских виллах и лондонских апартаментах, однако пресс-секретарь Путина в список «Форбс» явно не входит.
Да, годовой зарплате чиновника в 9 миллионов рублей можно позавидовать, как и блестящей карьере потомственного дипломата и пиарщика. Да, можно представить себе загородный дом за 37 миллионов рублей, ну, элитную квартиру можно представить, ну эксклюзивный автомобиль... но чтоб часы! Понятно, предмет роскоши. Возможно, у меня плохо с воображением, но в моей несчастной голове это не укладывается. И главное: зачем? Дом нужен, чтобы жить. Автомобиль, чтобы ездить. А часы, получается, чтобы следить за временем? Да, но не за 37 же миллионов рублей? В стране, где 23 миллиона твоих сограждан прозябают за чертой бедности. Где каждый новый день делает нас немного беднее. Потому что рубль падает, а цены растут. Этично ли это? Вопрос, опять же, излишен, а ответ один: представься, мразь!
На первый взгляд сверхценные часы Пескова и сжигаемые по указу Путина тонны еды никак не связаны. В первом случае мы видим от шальных денег слетевшего с катушек чиновника, демонстрирующего свою «альфа-самцовость» urbi et orbi. Во втором мы наблюдаем некую акцию устрашения, странный психологический эксперимент по развенчанию старого национального мифа: «Хлеб — всему голова». Поведение кремлевского небожителя и уничтожение еды роднит одна характеристика, одно общее качество — и то, и другое совершается с особым, исключительным цинизмом. Всем нам знакомо это словосочетание из юридической практики и криминальных хроник, означающее проявление бесстыдства и грубой непристойности. Надругательство над обычаями и традициями народа. Демонстративное, показное пренебрежение к общепринятым нормам морали и нравственным ценностям общества.
В крестьянской стране, где на генетическом уровне хранится память о регулярных неурожаях и голодоморах, о страшной войне и жестокой блокаде, о каннибализме и опухших от дистрофии детях; в стране, где еще четверть века назад еду «доставали» и «добывали» в сумасшедших очередях, где ради доморощенной еды до сих готовы стоять раком на приусадебных участках, сжигать пищу — согласитесь, уникальный цинизм, что-то вроде святотатства. В стране, где больше половины населения едва сводит концы с концами, где 23 миллиона человек, согласно официальным данным Росстата, пребывает в пищевой цепочке ниже всякого плинтуса, демонстративно напяливать на руку часы за 37 миллионов рублей, - цинизм эксклюзивный. И есть ли куда падать ниже?
Проблема, однако, в том, что взывать власть к абстрактной совести, к неким категорическим императивам, приводя какие-то примеры из нездешней жизни - занятие наивное и бесполезное. В Польше, говорите, в аналогичной ситуации министра транспорта сразу уволили? За часы стоимостью всего лишь 5,5 тысяч долларов? Что это доказывает? А ничего! Ровным счетом. Россия — не Польша, и Польшей никогда не станет. К чему применять к родным реалиям чуждые нам моральные нормы?
Все мы прекрасно понимаем (не дети), что, когда известный оппозиционер и борец с коррупцией публично задается вопросом, откуда у Пескова деньги на роскошь, он (борец, а не Песков) сознательно прикидывается «дурачком», нарочито разыгрывает партию шута. Это такой расхожий полемический прием. Достаточно бегло просмотреть биографию Пескова, чтобы сделать правильные выводы, выяснив, что с 2006 года именно бывший успешный дипломат Песков занимался в Кремле PR-ом, а ведь это фантастические бюджеты. Все эти умопомрачительные по стоимости контракты с американскими PR-агентствами, создание с нуля телеканалов, вещающих на весь мир? Не забудем и про отечественных пропагандонов типа Соловьева. Кто считал, сколько денег там крутилось и крутится? Коробки из-под ксерокса еще никто не отменял. Декларация о доходах — это для плебса, для лохов, для мрази. Для «своих» — драгоценные хронометры на запястье. По настоящему удивляться нужно не тому, что у Пескова мелькнули часы за 37 миллионов рублей, а тому, что ВСЕГО за 37 миллионов.
Дело в том, что выражение «власть с особым цинизмом» - это, как говорится, масло масляное, типичная тавтология. То, что для большинства «особый цинизм», для власти — норма существования. Формулировка «с исключительным цинизмом» относительно Пескова и его часов справедлива в сознании тех, кто годами живет от зарплаты до зарплаты, и абсолютно ничего не значит для придворной челяди. Это для нас придуманы заповеди вроде «Не укради», и если эту заповедь нарушить, можно легко загреметь на нары. Во властных коридорах другие правила жизни, другие понятия. Вспомним хотя бы образцово-показательный сюжет с бывшим министром обороны Сердюковым и его мадам.
Это для 87% опрошенных Левада-центром россиян уничтожение продуктов питания аморально; для власти, судя по всему, это лишь средство достижения очередной цели. Какой именно цели, - наказать контрабандистов или собственное население? - понять трудно, но это и не столь важно. Важно, что она, власть, всегда функционирует в нашей стране в особом «сакральном пространстве», - вне общества, вне общественных норм и ценностей, вне каких-либо категорических императивов и религиозных догм. По русски: вне совести. Это «душегуб» Иван Грозный мог убояться Бога, прислушаться к гласу юродивого и сутками каяться перед иконами; нынешняя светская власть никого и ничего не слышит. Власть слепа и глуха ко всему, что взывает к «человеческому, слишком человеческому», поэтому и выглядит как бездушная машина, как механическая давилка, пускающая сок из запрещенных персиков.
И слава Богу, если только сок, а не кровь. В этом смысле путинская «вертикаль» — штука пусть и циничная, но вполне себе вегетарианская. Лично я отнюдь не склонен нынешнюю власть демонизировать. Власть как власть. Не хуже, чем прежде. Загляните в перестроечные газеты конца 80-х, весьма поучительное чтение. У вас зарябит и потемнеет в глазах: коррупция, коррупция, коррупция... У нас ведь в России, если кратко вспомнить историю, даже считавшиеся либеральными правители пускали кровь человеческую. У Николая Второго было «Кровавое воскресенье» 9 октября 1905 года, у Хрущева — разгон рабочей демонстрации в Новочеркасске в июне 1962-го, у Ельцина — расстрел российского парламента в октябре 93-го. У Путина покамест — лишь показательная казнь импортных помидоров. Явное «умягчение» нравов. Как писал поэт Бродский, «ворюга мне милей, чем кровопийца».
Саша Донецкий









Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться