Актер Сергей Попков: Скоро ходить в наш театр станет модно

Опубликовано: 25 ноября 2016 г. в 21:09 4 0Нет комментариев0

В эти дни Псковский театр драмы имени Пушкина отмечает юбилей. В программе празднования - творческий вечер, мемориальная выставка, фестиваль молодежных театров. Одним из любимцев публики, признанным корифеем сцены, отдавшим театру без малого тридцать лет своей творческой жизни, по праву можно назвать актера, заслуженного артиста России Сергея Попкова. Сегодня Сергей Владимирович занят практически во всех новых постановках театра. Можно сказать, на его актерских плечах держится весь репертуар. Накануне юбилея обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий встретился с легендой псковской сцены и поговорил с ним о его жизни в искусстве.

- 110 лет Псковскому театру драмы - хороший повод подвести какие-то итоги. Сергей, без всяких преувеличений, ты внес весомую лепту в историю псковского театра драмы. С небольшим перерывом без малого тридцать лет на псковской сцене...

- В марте 2017-го как раз и будет тридцать лет. В марте 1987-го года я приехал в Псков.

- Расскажи, как это было.

- Театр, когда я пришел, был в отменном творческом состоянии. Здесь была очень сильная труппа. Сам я приехал из Волгограда, где работал в ТЮЗе. Там была совершенно иная театральная специфика. Традиции были нарушены войной. Волгоград - город приезжих со всей страны, крупный промышленный центр. К тому же вытянутый вдоль реки на 80 километров. Чтобы человеку с одного конца такого города приехать в другой - это целая проблема. Поэтому у нас там активно практиковались выездные спектакли. Мы ездили по ДК по окраинам Волгограда.

- А что привело в Псков? Вроде не ближний свет.

- Мне мой мастер Александр Григорьевич Галко, народный артист России (полгода назад он умер), сказал: «Поработаешь в Волгограде года два-три, встанешь на ноги в профессиональном смысле, и ищи свой театр, своего режиссера. Ищи такой театр, где ты откроешься, реализуешься как артист». Ну, и действительно, я три года отработал в Волгоградском ТЮЗе, сыграл 17 ролей. И решил поехать, попробоваться в других театрах. В Москву заехал, показывался в нескольких столичных театрах, в Подмосковье. И сразу признаюсь, что-то мне не сильно пришлось по душе. Был в Твери, в Рязани, во Владимире. В Рязанском театре мне сказали, что меня берут. Я посмотрел несколько их спектаклей, и они мне не понравились. Сам театр какой-то неуютный, разобранный был в те времена. Я не согласился и поехал по Прибалтике. Заехал сначала в Минск, потом поехал в Вильнюс, Ригу и Таллин. Я понравился главному режиссеру Рижского театра русской драмы Аркадию Кацу. И он бы меня взял, да дело в том, что он в тот год сам выпускал своих студентов, и ему нужно было их устраивать. Но Кац знал, что нужны молодые артисты в Пскове. И он прямо у меня на глазах набрал номер на телефоне и позвонил в Псков Вадиму Радуну. Тогда я впервые и услышал эту фамилию - Радун. Радун сказал: «Пусть приезжает». Так я оказался в Пскове. Показ был на малой сцене. Показ получился неудачный. Мне очень не понравился. Я был какой-то уставший, зажатый, без энергии, аморфный. Я уже, было, собрался уезжать, и вдруг ко мне в номер пришел актер Игорь Гаврюшкин и сказал, что Радун меня зовет. В общем, Радун решил ввести меня в несколько спектаклей. Мол, «войдешь, если глянемся друг другу, то будешь работать». Так вот они меня по договору и взяли до конца сезона. Ввели сразу в пять спектаклей, роли все маленькие, эпизодические. Оказалось, что взяли на всю жизнь.

- В каком состоянии пребывал тогда псковский театр?

- Труппа была очень сильная. Такие здесь были артисты: Валерий Порошин, Коля Смирнов, Коля Осколков, Коля Лунин, Свекольников, молодежь, они тогда только пришли в театр - Ира Смирнова, Витя Бабич, Леша Масленников... Да, Иван Криворучко, вообще звезда был, я приходил за кулисы и смотрел, как он работает. Потом я нашел тут свою «вторую половину» и так стал псковичом.

- И уже никогда не возникало мыслей - уехать?

- Нет. Москва, Питер, та же Прибалтика - все близко. Я в выходные, помню, постоянно ездил в Питер, пересмотрел все ленинградские спектакли. Я здесь как актер реализовался в полной мере. Радун стал давать мне главные роли. Стал делать свои программы. Стал сотрудничать с телевидением, на радио работать. Оброс, как говорится, знакомствами. Ездил вместе с театром на гастроли, которые в те времена были очень мощные: Львов, Мурманск, Выборг, Таллин, Ленинград, Даугавпилс - вообще был нашей второй площадкой, мы там каждый год играли все наши новые спектакли. В 1988-м театр ездил на гастроли в ГДР. Мы много ездили с гастролями и по области, по весне и осенью, и нам это очень нравилось. Премьерные спектакли всегда шли с аншлагами.

- Ну, а потом пришли 90-е...

- Да, это были проклятые годы, когда все посыпалось. Не от хорошей ведь жизни Радун ухватился за идею театра «Карусель». Лето для театра - проигрышное время, но Радун придумал его использовать для спектаклей на открытых площадках. Как-то и «Карусель» помогала тогда выживать. Ну, а потом начались задержки зарплаты - по три месяца, по полгода. Мы уже и друг у друга не могли занять несчастную пятерку. У меня дочка родилась. Пришлось мне из театра уйти. Причем я не один ушел - многие тогда ушли. Пришлось искать какую-то другую творческую работу.

- И что позволило выжить?

- Первые полгода я работал в псковском Театре кукол. Новый год у них проводил, Дедом Морозом там у них бегал. Потом стал сотрудничать с Псковской филармонией. Делал свои программы по Пушкину. Занимался зимним карнавалом. Был первым режиссером Псковского карнавала. В 2000-м году параллельно устроился диктором на радио. Всю область объездил с шарманкой - сказку исполнял. Концерты вел, вечера, корпоративы. Много чем пришлось заниматься. Даже в Голландию ездил на Пушкинский фестиваль, за 12 дней дал 14 выступлений. В конце 90-х я еще организовал общественную организацию «Театр - творческая инициатива» и под это дело открыл актерскую студию. Никогда не думал, что займусь еще и театральной педагогикой. Я, конечно, со своими учениками больше занимаюсь сценической речью. То есть из профессии я не уходил.

- А как в театр обратно вернулся?

- Дело в том, что в театре я продолжал играть до начала нулевых годов. Я участвовал в каких-то спектаклях, которые шли в репертуаре. А в 2006-м встретил на улице тогдашнего директора Валерия Павлова, который сказал мне: «Ну, хватит бегать. Возвращайся в театр». Ну, и я ввелся в пару спектаклей. А что такое театр? Он ведь затягивает. Достаточно просунуть руку, как говорится, и ты уже весь внутри целиком. И я снова принес в театр свою трудовую книжку.

- Ну, и обнаружил театр в не самом лучшем состоянии, ведь так?

- Да, театр у нас был старый, буквально на глазах разваливался. У Радуна начались проблемы со здоровьем. Ему уже было тяжело ходить. Все было очень сложно, тяжело. Финансирование - нулевое. Помнишь, мы поставили спектакль «Тупик Олега Кошевого»? Так вот, себестоимость этого спектакля была 5 тысяч рублей. Пять ширм, шесть табуреток, и купили только ночную рубашку для Чепайкиной и семейные трусы - для меня. И это был период, когда мы фактически остались без сцены. На радиозаводе репетировать было невозможно из-за страшной холодины.

- Да, и вдруг откуда не возьмись, как говорится в русской поговорке, появился... Василий Сенин.

- И все сломал. Несмотря на то, что с его приходом в театр пошли большие деньги, его задача была - разрушение. Правда, надо отдать ему должное, он был честным. Он нам сразу сказал, что в Пскове проездом, на два-три года. Он умудрился в короткий срок со всеми переругаться, все сломать. И иногда нам даже казалось, что все - больше в Пскове театра не будет. Это был кошмарный сон. Не хотелось в театр идти. Я вдруг ловил себя на ощущении, что мне не хочется идти в театр! Но потом пришел Александр Кладько, и все изменилось.

- Да?

- Сразу же в театре изменилась творческая атмосфера. Конфликт ушел. Мы загорелись творческими задачами. Конечно, не сразу. Где-то с полгода мы друг к другу присматривались. Не все было так просто. Но понемножку-понемножку, и вот уже три спектакля поставил. И сейчас мы уже с большим оптимизмом смотрим в будущее. И вот я сейчас смотрю в зал: даже публика у нас меняется. Мы же видим, какие люди к нам приходят, с какими лицами, с каким настроением. И у артистов, понятно, настрой другой. Мы тут с утра до вечера в театре. Постоянно репетируем. Работы много, и это только радует. Улыбаться стали, дружней. У меня такое ощущение, что скоро ходить в наш театр станет модно. Это я просто по отношению к себе чувствую. Многие театром интересуются, просят пригласительные. Это ведь тоже показатель успеха. Вплоть до того, что заходишь в магазин, а продавщица узнает: «А мы вас в спектакле видели». Или спрашивает, какой спектакль мы сейчас ставим. Это, признаюсь, очень приятно.

Беседовал Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.