Народный артист России Юрий Новохижин: Боюсь сглазить!

Опубликовано: 26 ноября 2016 г. в 15:04 3 0Нет комментариев0

Юрий Новохижин - один из «столпов» псковской сцены, хранитель ее традиций. В труппе Псковского театра драмы имени с 1978 года. В 1994-м году удостоен звания Народный артист России. На протяжении трех десятилетий - председатель Псковского регионального отделения СТД РФ. С 2001 года и по сей день - секретарь Союза театральных деятелей РФ (ВТО). Неоднократный лауреат премии администрации Псковской области в области культуры и искусства. И это, понятно, далеко не все награды и регалии. При этом актер не превратился в «памятник самому себе», и, несмотря на преклонный возраст, участвует практически во всех новых постановках театра. В дни 110-летнего юбилея «Народного Дома имени Пушкина актер дал большое интервью обозревателю Псковской Ленты Новостей Александру Донецкому.

- Юрий Михайлович, вы, что называется, живой свидетель нескольких периодов в жизни псковского театра — брежневского застоя, перестройки, лихих девяностых и так далее. Какой из этих исторических периодов был для театра наиболее продуктивным?

- Трудно сказать. Каждое время своеобразно по-своему. Вот, вспоминаю, допустим, как меня в 1979-м утверждали на роль Ленина в спектакле по пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве». Помню свою фотографию в гриме Ленина, на которой стояли печати управления культуры, горкома партии, обкома и КГБ. Мол, не возражают. Все, как положено. И эта фотография отсылалась в Москву, и уже Москва разрешала или не разрешала играть Ленина. Вот такие были порядки.

- Роль Ленина для артиста в те времена — это карьерный взлет?

- Или же падение.

- Почему?

- А как еще? А если бы не утвердили. Режиссер Вадим Радун хотел, чтобы я играл. А еще эту роль хотел играть Иван Криворучко. Сидела компания принимающих товарищей. А ты играл для них сцену. Примут-не примут? А вдруг им не понравится? Рост не тот, не так, дескать, выглядишь? Театр в те времена — это сфера идеологии и пропаганды. Мы все были, по сути, на службе у государства. Но, с другой стороны, заниматься театром — это было престижно.

- И, стало быть, в девяностые случилось падение престижа актерской профессии, вообще — театра?

- Безусловно! Это небо и земля. Вот месяц назад я был на съезде Союза театральных деятелей России. Тот самый знаменитый съезд СТД, на котором выступал Райкин. На сцену поднимается министр культуры Мединский и заявляет, что средняя зарплата провинциальных артистов в России 69 тысяч рублей. Весь зал, делегаты, двести человек, аж грохнул. Как? Откуда? С чего он это взял?

- А с какого потолка он взял такую цифру?

- Ему, видимо, такие данные подают, он и говорит.

- А на самом деле?

- Не будем брать Москву, Питер. В провинции актерская профессия сведена к выживанию. Народный артист России получает меньше, чем кондуктор в автобусном парке. Читаю объявление: «Укладчица хлеба. Зарплата: от 20 тысяч». А у нас так. В прошлом месяце я вкалывал. У меня было порядка 27 репетиций. Плюс спектакли. Я еле-еле 21 тысячу рублей заработал. А что делать тем актерам, которые, допустим, не попадают в новые постановки? Не репетируют? Вот у заслуженного артиста России Вити Яковлева базовая ставка — 9800. Что ему теперь делать? Нищенствовать? Нигде в Москве такого нет! Там как-то театры умудряются выплачивать народным и заслуженным артистам достойные зарплаты. Если не 60 тысяч, так хотя бы сорок. А у нас — приходишь в магазин, и не можешь позволить себе купить банку зеленого горошка.

- Если так плохо народным, то что уж говорить о молодых?

- Нет, им-то как раз лучше!

- Лучше?

- Конечно! Они же вкалывают. У них много ролей. У нас молодые ребята если плотно заняты, по сорок тысяч зарабатывают. Чем сложна наша профессия? Годы-то идут. Сказки уже не поиграешь. Энергетические затраты сумасшедшие. Сказку нужно играть лучше, чем спектакли для взрослых. С советскими временами нынешнее время даже нельзя сравнивать. Я, допустим, получал двести рублей. А начальник управления культуры — триста. Я как бы получал две трети зарплаты своего главного начальника. А сейчас?

- Не знаю.

- Не будем вслух произносить. Но чем наша профессия хороша? Если уж ты ею заболел, то это навсегда. Она не отпускает. Профессия мстительная. Если не выходишь на сцену постоянно, через полгода сам себя не узнаешь. Начнешь бояться публики, зрителя. Это как в футболе. Пропустил несколько тренировок, и все, считай, карьера закончилась.

- Ну, вам-то грех жаловаться. Вы вроде плотно в театре заняты?

- Да, я всегда был плотно занят. Я только при Сенине мало играл. Но у меня с ним случился конфликт.

- Интересно, а с кем у Сенина не случился конфликт?

- Да, хотя поначалу отношения были хорошие. Я шел ему навстречу. Сам, лично договаривался с руководством музея-заповедника, с городскими властями, чтобы они шли нам навстречу, когда мы делали постановки в городе и на территории музея. А потом Сенин взял и сказал нам в помещении для СТД. Сказал: «Пошли вы вон!». Ну, а кроме того, он зачем-то возжелал уничтожить Радуна.

- Зачем? Радун же тогда фактически был не у дел.

- Вот и я не понимал: зачем? Я говорил Сенину: «Не бери грех на душу. Зачем с Радуном воевать?» Сенин уже был назначен худруком, а Радун был полностью в его власти. Захотел бы — дал ему постановку, не захотел бы - не дал. Зачем надо было сражаться с Радуном? Убивать творческого человека? Сенин мне говорил: «Ты не понимаешь времени. Время - другое». А я ему отвечал: «Время всегда одно и то же. Лет через двадцать ты сам окажешься в роли Радуна». Но Сенин слушал только себя! Письма подметные про меня сочинял. Мол, я его убить хотел из пистолета. Полиция к нам приходила, всех допрашивали.

- Да, «веселуха» у вас тут была!

- Да что ты! Не хочется даже вспоминать. И только когда к нам пришел Месхиев Дмитрий Дмитриевич, он вопрос с помещением для СТД сразу решил. Сказал, что СТД должен быть обязательно при театре, и мы переехали на второй этаж, в бывший кабинет директора. За что я Месхиеву низко кланяюсь.

- В итоге, если провести своего рода «периодизацию» вашей жизни в псковском искусстве, получится примерно четыре периода, разной длины и насыщенности: советский, постсоветский, «сенинский» и нынешний.

- Условно говоря, да, но я бы не стал сравнивать. Жизнь постоянно меняется, и театр меняется вместе с жизнью, причем конкретно — наш театр, мы же не знаем, что происходило в других городах и других театрах. У нас — вот так. Сенинский период мы называли «окаянные дни». Сейчас наступили новые дни, я их называю: «дни возрождения».

- А в чем это выражается?

- У нас сейчас, можно сказать, настало благоденствие, прежде всего — в творчестве. Александр Иванович Кладько — сумасшедший трудоголик, любит порядок, дисциплину. Времени он не замечает, мы репетируем без перерыва, и он нас подчиняет этому своему творческому ритму. И мы тоже перестаем замечать время. У Кладько все подчинено исключительно творчеству. Он поставил на репетициях копилку. Опоздал на минуту — будь добр, выложи рубль. Опоздал на десять минут — десять рублей. Это для того, чтобы никто не опаздывал. Он если где-то задерживается, сам тоже платит. Вот его клюют за то, что он ставит в Пскове спектакли, которые уже ставил на других сценах. Но надо понимать, что эти спектакли уже проверены на зрительскую реакцию, и чтобы сегодня вернуть псковского зрителя в наш театр, ему, всему театру крайне необходима ситуация зрительского успеха. Поэтому, его как художественного руководителя понять можно. Нужны человеческие спектакли, щемящие, берущие за сердце, понимаете? Такие, как «Соседи», который рассчитан практически на любую аудиторию, в том числе и на молодежную. Он попадает в десятку зрительских ожиданий.

- То есть вы хотите сказать, что идет процесс наращивания репертуара?

- Да. мы ищем адекватный репертуар именно для Пскова. Тут нужно угадать, поймать то, что нужно псковичам. Поставить, в принципе, можно все, что угодно. Ну, придут два-три человека. А театру нужны кассовые спектакли, причем касса не самоцель, важно расширять аудиторию, и по возрасту, и по социальным группам. Вот что важно! Кладько старается «нащупать» специфически нашу аудиторию. «Клинический случай» - спектакль для молодежи. Вот к Новому году «Золушку» поставит. Волшебную сказку. Для детей и юношества, а также их родителей.

- Любой юбилей — это всегда пожелания. Что бы вы пожелали нашему театру?

- А что тут можно пожелать? Нужно, чтобы театр жил и творчески развивался. Вот все вроде хорошо, налаживается, а меня не покидает такой неприятный осадок, что все это временно. Просто не хотелось бы, чтобы все хорошее, позитивное, творческое, что сейчас в театре началось, вдруг прервалось бы! Хотелось бы, чтобы хорошее было надолго. Птьфу-птьфу-птьфу! Боишься сглазить» Спугнуть удачу. Хотя бы года три-четыре хочется плотно и плодотворно поработать. Чтобы тех, кто служит театру, надежда не покидала. Чтобы базовую зарплату артистам подняли. А там и Год Театра в России не за горами. И может быть, в стране в конце-то концов уже примут закон о театре. И театр в России получит какой-то новый и важный статус.

Беседовал Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.