«Акценты» Донецкого: Кто «слил» фото мертвых детей?

Опубликовано: 26 ноября 2016 г. в 13:42 44 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Жуткая постправда. История гибели псковских подростков продолжает будоражить общественное мнение.

«Где-где?.. В говне». Польского политолога чуть не побили в студии ток-шоу за нелицеприятные высказывания о жизни в России.

Господа-банкроты. На этой неделе мы узнали много нового о банкротстве видных псковских бизнесменов.

Трагедия, произошедшая с псковскими подростками 14 ноября в Стругах Красных и ставшая своего рода хитом интернета и прочих масс-медиа, продолжает будоражить общественное мнение. Эхо трагедии так или иначе звучит и резонирует в информационном пространстве. Можно прямо говорить о ситуации так называемой «постправды»: это когда объективные факты менее значимы при формировании общественного мнения, чем эмоции иличныеубеждения. Тем не менее, люди пытаются разобраться, что же произошло на самом деле. Параллельно и независимо от следствия в различных изданиях появляются новые статьи, идет сбор подписей под петицией о публичном расследовании, в Фейсбуке открыта отдельная группа, модераторы которой собирают всю информацию о смерти подростков, депутаты инициируют прокурорские проверки. То есть информационный ком из версий, догадок, предположений растет не по дням, а по часам. При этом комментарии официальных лиц чрезвычайно скупы.

На этом фоне довольно неоднозначную реакцию вызвал неожиданный слив в сеть фотографий мертвых подростков с места трагедии. Фотографии сделаны кем-то с близкого расстояния и на них отсутствует какая-либо обработка. Снимки, конечно, жуткие. Кровища, изуродованные выстрелами лица детей. Зрелище малоприятное; что называется, не для слабонервных. Понятно, что фотографии сделал кто-то, имевший непосредственный доступ к месту трагедии, там, в дачном доме в Стругах Красных.

Пресс-служба Следственного управления СК России по Псковской области от слива жутких фото в сеть сразу же открестилась. И не просто открестилась, а умудрилось перевести стрелки на журналистов, цитирую: «Еще раз повторю, что мы категорически против, чтобы не только дети, но и взрослые наблюдали далеко не самую приятную сторону работы, с которой следователи сталкиваются ежедневно. Еще предстоит выяснить, каким образом фотографии тел подростков оказались у представителей СМИ. Но уже сейчас вызывает недоумение тот факт, что именно некоторые нерадивые журналисты, в том числе псковские, стали активно распространять эту информацию, в том числе в социальных сетях. К сожалению, они оказались еще более одержимы в погоне за лайками и репостами, чем подростки, которых сами же осуждают», - подчеркнул старший помощник руководителя следственного управления по взаимодействию со средствами массовой информации Антон Доброхотов.

Уж не знаю, кто тут гонится за лайками и репостами, но тот неизвестный, кто слил фото в сеть, был явно не журналистом, а человеком из силовых структур, может, из СОБРа, может, из Рогвардии или прокуратуры, и сделал он это явно с определенным намерением — по-видимому, опровергнуть многочисленные слухи о том, что дети не покончили с собой, а были убиты. Тот, кто распространил фото в сети, явно желает показать публике, что это все-таки было самоубийство, самострел. И тут, после слива и публикации этих жутких снимков, остается только один вопрос: насколько информативны и убедительны эти фото для специалистов? Потому что... ну, что видит обыватель, далекий от следственной и оперативной работы? По сути - ничего! Он видит трупы двух подростков без лиц, и все. А вот что случилось с ними? Сами с собой подростки это сотворили, или им кто-то «помог», - понять из фотографий нельзя.

Я специально подчеркиваю это обстоятельство, поскольку в сети весьма популярна версия, что в доме присутствовал некто третий, не попавший в кадр. И на одном из видео (когда подросток стреляет из окна по полицейской машине) этот третий якобы четко произносит слово «вверх». Что, понятно, порождает различные конспирологические домыслы. Возможно, слово «вверх» произнес сам стрелявший мальчик, но по каким-то причинам акустического свойства оно получилось таким вот «чужим» на слух. В любом случае, кто-то должен ответить и на эти вопросы, а покуда ответов нет, версии об убийстве будут набирать сторонников в сети.

Российские подростки уже сделали из произошедшего нечто вроде культа: они рисуют портреты погибших подростков, посвящают им стихи собственного сочинения, в общем, как-то романтизируют трагедию на Псковщине, и в этом смысле публикация жутких фотографий, с моей точки зрения, может быть даже полезна, поскольку полностью уничтожает всякий романтический флер. Взглянув на фотографии, каждый понимает, что в самоубийстве при помощи охотничьего ружья, как и в смерти вообще, ничего красивого нет. Эти снимки очень отрезвляют. И вот лично я показывал бы их детям в школах, такими, какие есть, без всякой компьютерной ретуши. «Посмотрите, дети! Вот, что происходит с симпатичной мордашкой после выстрела картечью».

Вопросы, между тем, остаются, и депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг уже направил соответствующие запросы в следственное управлениеи в генпрокуратуру с требованием проверить, а не являются ли погибшие дети, стрелявшие по полицейским, — и сами потерпевшими? То есть нет ли в обстоятельствах их гибели таких составов преступлений как «доведение до самоубийства», «побои», «оставление в опасности», «небрежное хранение огнестрельного оружия», «превышение должностных полномочий», «халатность»? Очевидно, что-то тут есть, связанное и с семейным насилием, и с побоями. В этом деле вообще много мутного, начиная с оружия, которое почему-то оказалось крайне доступным для детей, и заканчивая тем фактом, что полицейские поначалу были введены в заблуждение и всерьез считали, что девочка находится у мальчика в заложниках. Это видели все зрители трансляции. Так кто ввел полицейских в заблуждение и зачем?

Есть у депутата Шлосберга вопросы и к прокурору Псковской области господину Белову, который присутствовал на месте трагедии, но по какой-то причине не инициировал привлечение к переговорам с несовершеннолетними профессиональных психологов. Одним словом, трагедия в Стругах Красных — это не тот случай, о котором уже завтра забудут и СМИ, и общественность. Сюжет явно будет долгоиграющим, во всяком случае до тех пор, пока следствие и суд не расставят все точки над «i».

Весьма символический инцидент произошел на этой неделе во время съемок ток-шоу телеканала ТВЦ «Право голоса», на котором чуть не побили молодого польского политолога Томаша Мацейчука. Видео инцидента доступно на сайте радио «Эхо Москвы». В какой-то момент дискуссии о судьбе жителей Украины, как обычно, протекающей на повышенных тонах, Томаш Мацейчук заявил, что жители Украины тоже хотят жить как нормальные люди, цитирую: «а не в говне, как вы», то есть мы, жители России.

Ведущий ток-шоу Роман Бабаян остановил дискуссию и переспросил поляка: «Я сейчас правильно услышал, что мы живем в говне?». «Конечно, правильно», - не сомневался поляк. «Да это вы в говне живете!» - взорвался Бабаян и бросил в польского политолога бумаги. Тут же к наглецу подбежали другие российские политологи, участвовавшие в дискуссии, Михеев и Маркин, и начали выгонять поляка из студии. Но тот уходить никак не хотел и продолжает утверждать, что имеет право на собственную точку зрения. «Ты, баран, пошел вон», - кричал Михеев, и чуть ли не хватал поляка за грудки, а закончилось все легким мордобоем. Кто-то нанес удар, впрочем, не слишком точно, и запись прервалась.

Подобные ситуации вообще не редкость для отечественных пропагандистских ток-шоу. И случаются они оттого, что в их формате предполагается присутствие так называемых «мальчиков для битья», как показывает последний опыт, не только в переносном, но и в прямом смыслах. В амплуа «мальчиков для битья» обычно выступают либо российские оппозиционеры типа Надеждина или Гозмана, либо украинские политики (самый знаменитый пример — лысый Вячеслав Ковтун), либо иностранные политологи и журналисты вроде знаменитого ныне Майкла Бома или поляка Якуба Корейбы. В последнее время вот появился новичок — Томаш Мацейчук, и сразу схлопотал по сусалам.

Интересно, что после всех драк и оскорблений, эти персонажи, как ни в чем не бывало, вновь появляются на очередных российских ток-шоу, и продолжают с удовольствием транслировать свои мнения. Причем иногда, как я заметил, тот же Майкл Бом, способен буквально раздваиваться, появляться на двух разных телеканалах одновременно. Это заставляет заподозрить существование двойника Майкла Бома, либо эфиры не такие уж прямые.

В любом случае, мальчики ходят на эфиры как на работу, и тут у обывателя возникает вопрос — кто им за это платит? Уж не сами ли телеканалы? Ведь чем служат эти «мальчики для битья»? А просто напросто доказательством того, что свобода слова в России, в отличие от хваленого Запада, на самом деле существует. Вот, посмотрите, удостоверьтесь сами. Какой-то поляк способен прямо заявить, что все мы, русские, живем натурально - в дерьме. И парадоксальным образом эта точка зрения как бы «идеологического врага» оседает в сознании масс.

Политологи Михеев с Марковым убеждены, что это не так. А вот что думает простой телезритель? Подозреваю, что простой-то телезритель с мнениями поляков как раз часто и солидарен. И это в полной мере продемонстрировал последний инцидент. На сайте «Эха Москвы» был проведен опрос: «Согласны ли вы с оценкой польского журналиста, что «мы живем в говне»? Так вот, «да» ответили 46%. «Нет» - 52%. И 2% - затруднились с ответом, то есть не решили, где мы живем?

Вопрос, конечно, дискуссионный, но вот лично я, прогуливаясь вчера по городу Пскову, и постоянно попадая ботинками в липкую грязь на тротуарах, вспомнил слова поляка не раз и не два. Более того, дойдя до улицы Пушкина, отремонтированную, как известно, всего два года назад, наткнулся на огромную лужу, которую пешеходы вынуждены были обходить по газонам рядом с домами. Посреди улицы стояла пожилая женщина, глядела на лужу и громко причитала: «Это сколько же денег в эту улицу вбухали!». И трудно было с ней внутренне не согласиться, и опять же, не вспомнить слова спесивого поляка о том, где мы дружно, всей нацией, и пребываем. Применительно к русской жизни «говно» - понятие не столько физическое, материальное (хотя и это тоже), сколько метафизическое, относящееся к тому, что происходит у нас в мозгах. О чем еще можно говорить, когда миллионы рублей, вбуханные в реконструкцию, на Руси неизбежно превращаются в стыдобищу и позор?

И я завершаю. На этой неделе псковичи узнали о том, что многие видные представители местной элиты были объявлены банкротами. Несколько месяцев назад мы узнали о финансовых затруднениях лидера «Справедливой России» Олега Брячака, но теперь к видному справедливороссу присоединились видный единоросс Алексей Севастьянов и бывший видный жириновец Василий Салопов. Официально информация звучит так, цитирую: «Генеральный директор ЗАО «Авто-Русь», депутат Псковского областного Собрания Алексей Севастьянов признан банкротом. Соответствующее решение принято Арбитражным судом Псковской области 31 октября. Введена процедура реализации имущества до 29 марта 2017 года». Также «в Арбитражном суде Псковской области рассматривается дело о признании банкротом и.о. директора МП г. Пскова «Комбинат благоустройства», экс-депутата Псковского областного Собрания, экс-директора ЗАО «Псковпищепром» и ГУП «Псковалко» Василия Салопова». Богатые тоже плачут? Что бы это значило?

По-моему, ничего. Бизнес есть бизнес. К тому же по-русски. Можно сколь угодно злорадствовать (и на интернет-форумах сейчас многие как раз в злорадстве и упражняются), можно сочувствовать, можно объяснять случившееся объявленными санкциями за «Крымнаш», в ближайшей перспективе эти банкротства мало что изменят в жизни самих банкротов. У нас банкротов в долговую яму не сажают. Более того, должники с многомиллионными долгами становятся депутатами. Это если ты задолжал денежной конторе 15 тысяч кредита, на тебя нашлют коллектора с паяльником в анус и устроят персональный психологический концлагерь.

Если же «сильный мира сего» должен миллиарды, то, будьте покойны, должник продолжит спокойно заниматься своими прочими бизнесами, жить на широкую ногу в шикарном особняке на «псковской Рублевке», сладко есть, пьяно пить, ездить на дорогом внедорожнике, принимать законы в Псковском областном Собрании, и сам черт ему не брат! Во всяком случае именно такая картинка возникает в сознании обывателя, и она совсем не далеко ушла от истины. Пока что мы не видели ни побирающегося на паперти Василия Салопова с баночкой под мелочь, ни стреляющего медяки в подворотне Алексея Севастьянова. Стреляют медяки совершенно другие люди, которых банкротами никто не объявлял. За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.