Встреча произошла через 17 лет после провозглашения суверенитета Российской Федерации в 1990 году; поразительно, что замечания Сталина, Жданова и Кирова на конспекты учебников истории появились в 1934 году, тоже через 17 лет после революции. Видимо, семнадцатилетний срок это стандартный период регенерации империи, по истечении которого власть в России начинает интересоваться прошлым и пытается его слегка поправлять.Сейчас, как и в середине 1930-х годов, укрепляющийся политический режим взыскует собственной легитимизации, и не потому, что он нелегитимен. Просто созданная из аморфной ельцинской федерации, Россия, наконец, сложилась как государство, а как писал Александр Кожев, «правительственное действие в условиях уже сложившегося государства чисто дискурсивно по своим истокам». Главная задача Путина на данном этапе отнюдь не рост пресловутого ВВП и даже не обеспечение безопасности страны, а противодействие инертной, косной среде, представители которой считают, что «для России и так сойдет», что «все равно у вас ничего не выйдет» и т.д. Попробуем разобраться, насколько закономерно предъявленное к преподавателям истории требование воспитывать граждан и патриотов? И что представляют собой наши учебники и школьные программы по истории России?Учебники ШвабринаЕще 70 лет назад русский философ-эмигрант Георгий Федотов, иронизируя над учебным пособием по истории СССР Шестакова, говорил, что такой учебник мог бы написать Швабрин по заказу Пугачева. И действительно, в советских учебниках сочеталось восхищение царями, символизировавшими государство, а зачастую и создававшими его, и вождями народных восстаний, боровшимися против государства. Их героями были Суворов, чей отряд пленил Пугачева, и сам Пугачев казачий царь Петр Федорович, бахвалившийся «истребить дворянский корень подчистую», в том числе Суворовых, Державиных, Карамзиных, Пушкиных, Толстых. Этатизм советских учебников, в общем, противоречил выраженному в них же воинствующему неприятию тысячелетнего российского государства как «тюрьмы народов». Лишь советский период истории в учебниках представал торжеством порядка и справедливости, хотя с началом перестройки этот образ потускнел. В 1990-х годах появилась новая генерация учебников, в которых произошел отказ от прежних стереотипов, и дореволюционное прошлое обрело, наконец, адекватный образ.Но семидесятилетняя советская эпоха теперь рассматривалась как отступление от траектории развития «цивилизованных» европейских стран, сталинский СССР уравнивался с гитлеровской Германией, а перестройка и радикальные реформы трактовались как возвращение России в лоно «цивилизованного» мира. Первоначально скверно обстояли дела и с обществознанием, первые учебники которого представляли собой эклектичную мешанину марксизма и надерганных из переводных книжек цитат М. Вебера, П. Сорокина и Т. Парсонса. Закадровая мысль учебников обществознания прочитывалась легко: Россия часть Европы, которая в скором времени и формально войдет в ее состав. Однако 90-е годы не прошли даром для гуманитарной науки, которая освободилась от оков вульгарного марксизма и получила требуемое оснащение в виде концептуальных построений западноевропейских гуманитариев. К середине 2000 годов появились вполне пристойные учебники по истории и обществознанию, дающие в целом внятный образ родной страны и окружающего мира. История России трактуется как европейская по происхождению, но развивающаяся автономно от европейского конфессионального и культурного единства. Понятно, что идеальных учебников не бывает, но излишня резкость заявлений высших руководителей об отсутствии в учебных программах «общегосударственного взгляда на историю нашей страны» большинству учителей кажутся странными. Попытаемся разобраться почему.Ошиблись адресом? Может быть, в наших учебниках слишком много внимания уделяется государству и недостаточно обществу? Нет, история государства и его политики это сквозная и основная проблема наших учебников, а большинство положительных героев нашего прошлого это государственные деятели и лояльные власти деятели культуры. В современных учебниках дореволюционная Россия вовсе не выглядит агрессивной и недемократичной страной по сравнению с «цивилизованным миром». Спрашивается, откуда же высокопоставленные критики взяли, что образ нашей истории столь непатриотичен? Ответ напрашивается сам собой из телевизора, где возобладал интерес к недавней истории как в формате сериалов, так и в жанре документалистики, и из прессы. Именно по телевизору идет поток фильмов о дворцовых переворотах XVIII века, сталинских репрессиях, судьбе миллионов советских пленных в годы войны, вторжениях советских войск в Венгрию, Чехословакию и Афганистан, хамстве Хрущева и криминале брежневских времен. В сущности, негативное представление о недавнем прошлом формирует в первую очередь телевизор, но вина за это была возложена на программы и учебники истории. Именно с экрана телевизора и со страниц популярных печатных изданий на потребителя опрокидывается ворох сенсационных, а на самом деле абсолютно надуманных «открытий». Фоном для рассуждений досужих публицистов является представление о дремучей отсталости России от «цивилизованного» Запада, наиболее наглядно проявляющееся в статьях и фильмах о петровской эпохе. Будто задавшись целью подтвердить неглубокую и поверхностную фразу Маркса о «варварских способах» борьбы Петра против варварства, авторы разворачивают перед зрителями и читателями впечатляющую картину жестокости власти, тотального закрепощения народа, преследования инакомыслящих при Петре I. Впору задаться вопросом: а так ли одинока в своем варварстве была Россия в начале XVIII века? Наши представления о России и Западе в эпоху Петра во многом определяются однозначными инвективами знаменитого романа Алексея Толстого. Между тем «советский граф» создал карикатуру на русское общество, резко противопоставив его «умеренности и аккуратности» жителей Немецкой слободы. На самом деле, как свидетельствуют иностранцы, умеренность была скорее свойственна «московитам», чье традиционалистское сознание не позволяло предаваться излишествам. «Цивилизованный Запад» на рубеже XVII-XVIII веков был весьма далек от нынешнего общества всеобщего благосостояния. Конечно, крепостного права в странах к западу от Эльбы в это время уже не было, но реальное положение крестьян-испольщиков на Западе зачастую не отличалось от положения русских крепостных. В Англии, например, до конца XVIII века горные рабочие были связаны пожизненными контрактами и, по мнению Фернана Броделя, были настоящими крепостными. Уровень жизни трети населения западной Европы в это время опускался ниже порога бедности. В Париже накануне революции было 90 тыс. нищих, масса которых колебалась между попрошайничеством и уголовщиной. В Германии и Франции бродяжничество считалось преступлением, бродягу били плетьми, брили, клеймили, а в случае рецидива вешали без суда и следствия или отправляли на галеры. Красочное изображение нравов «цивилизованной Франции» предреволюционного периода содержится в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» и в одноименном фильме. Поэтому указ Петра о запрете нищим просить милостыню нисколько не выпадает из контекста «социальной» политики в Европе того времени. Его «лютые казни» тоже не были исключением. Жестокость была неотъемлемой чертой тогдашнего общества, в котором дремал колоссальный потенциал насилия. Чтобы он не прорывался вспышками бунтов, государство и ставило против него то, что Макс Вебер позднее называл «легитимным насилием». Перенесемся в Англию 1728 года, на три года спустя после смерти Петра I. За стенами Гайд-парка, вне пределов Лондона вешают 19 человек. Рядом стоят врачи и родственники. Думаете, врачи находятся здесь, чтобы констатировать смерть? Отнюдь; они заранее купили у самих казненных их тела, чтобы упражняться в анатомических опытах. Родственники не только оплакивают близких, но и тянут повешенных за ноги, чтобы уменьшить их страдания виселицы были низкими. Причем современники в один голос утверждали, что Англия не так безжалостна, как Франция. Как нам переформатировать историю?Между тем, деформированный образ российской истории, хоть и не получивший отражения в учебниках, воздействует на сознание в том числе учащейся молодежи. Можно думать, что телевизионщики первыми возьмут под козырек и постараются разбавить «чернуху» документалистики глянцем. Эта часть работы наиболее проста; гораздо сложнее создать новые учебные программы и учебники. Проблема состоит в том, что история России XX века излагается с точки зрения западноевропейского филистера, подсчитывающего прибыль от прикупленных акций и более всего на свете дорожащего своим «private»? Между тем российское общество в XX веке претерпело, если применять геологические термины, колоссальный тектонический сдвиг. На историческую сцену выходили представители рабочих, крестьян, ранее лишенные возможности получить образование или участвовать в общественно-политической жизни. С точки зрения образованных слоев населения их деятельность приобретала карикатурные формы, свойственные, например, «Собачьему сердцу» Булгакова. История, однако, прочитывается в трагическом ключе, и здесь фантасмагорический гипертекст Андрея Платонова, как это ни парадоксально, более адекватно отображает 3040-е годы, чем реалистичная сатира Булгакова. Как писал уже цитировавшийся Кожев, «аргументами на исторической сцене деятельной социальной жизни могут считаться лишь акты борьбы и труда». И борьбы, причем не только с «врагами народа», но и за утверждение страны на мировой арене и труда, причем не только подневольного, в СССР 19301960-х годов было предостаточно. Потому-то и выглядит глумлением над историей народа снисходительное перечисление заблуждений, ошибок и преступлений того времени. Взгляд на советский период без идеологических шор заставляет признать, что, несмотря на огромную убыль населения во время гражданской и отечественной войн, двукратного голода, репрессий, именно этот период был одним из наиболее успешных за всю тысячелетнюю историю России. Предельная концентрация ресурсов в руках государства позволила осуществить технологический рывок невиданной силы, изменить образ жизни миллионов людей, создать передовую науку и промышленность. Переход к обществу равных возможностей был неровным и поэтапным. Подлинными героями середины XX века должны стать не чекисты и их жертвы, а строители, изобретатели, ученые, чьим трудом был осуществлен этот рывок. В учебных программах, видимо, должна быть осуществлена ценностная преакцентуация вытеснение устаревших представлений о власти, обществе, науке. Но, находясь в поисках универсальной методологии, должной объяснить особенности российского исторического процесса, нужно помнить, что любая наука, которую воздвигают в основу мировоззрения, это наука прошлых десятилетий, и, как писал Вернер Гейзенберг, «ее фиксация на языке идеологии создаст предпосылку для позднейшего конфликта». Проще всего поставить в основу представлений об истории России самую общую идею служения своей стране, хотя современному человеку и трудно примириться с мыслью о службе во имя чего-то: «Свету ли провалиться или мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне всегда чай пить», говаривал «подпольный человек» Достоевского. Идея всех государственных проектов в истории России от модернизации Петра до мобилизации Путина состоят в отказе от дурно понятой свободы, которая в российской интерпретации всегда означает своеволие. Символика российской истории небогата. На выбор можно предложить фрак Чаадаева, китель Сталина или ботфорты Петра. Лично мне, конечно, импонирует фрак, но для российского бездорожья больше подходят ботфорты.Владимир АракчеевОпубликовано в газете «Псковская правда Вече», 5 июля 2007 года
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.