ЦДИ эксклюзив: интервью с Александром Заболотным

Опубликовано: 21 октября 2007 г. в 10:36 4 0Нет комментариев0

Покушение на «Гамлета» - Я сейчас ни о чем, кроме «Гамлета» думать не могу. Ничего не ем, ночей не сплю. Только Шекспиром и живу. Это будет необычная вещь, с вывертом. Идею держу в секрете. А то сразу стибрят, – делится творческими планами на новый сезон режиссер Псковского театра кукол Александр Заболотный, спрятавшись у себя в кабинете и глотая крепкий растворимый кофе. Вид у него такой, будто только что вышел из сумрака, или из какой другой параллельной реальности. Здесь уж от себя не отделаешься: на то оно и творчество, бляха муха, то есть сомнения, доводящие иной раз прямо до «самоуничижения паки гордости». Это такое особое измененное состояние сознания, когда уже совсем, - по диагнозу поэта Пастернака, - не отличаешь пораженье от победы. И сам с собою говоришь. И все кажется тщетой, суетой и томлением духа. В это время наверху, на сцене, идет «Человек, которого не было», феерический и немного грустный спектакль по пьесе Сергея Довлатова.- Довлатов какой-то бред написал дня за два и кинул здесь, в Пскове. А я этот бред поставил, – грустит режиссер. – Знаешь, как долго его вдова отказывала нам в постановке? Считала, что пьеса – страшная халтура. Потом, видно, деньги, понадобились, и она все-таки согласилась. Я вспоминаю историю постановки. В 2001-м году сотрудник театра Алексей Маслов, разбирая старый хлам в шкафу, нашел машинопись неизвестной кукольной пьесы. На титуле значилась фамилия Довлатова. Вскоре выяснилось, что текст подлинный. Будучи в Пскове, Довлатов предложил пьесу тогдашнему режиссеру театра, но та, как водится, завалялась. Довлатов хотел «срубить по-быстрому денег». По совету своего друга Льва Лосева, зарабатывавшего буквально тысячи на кукольных постановках. И это в те, 70-ые годы. Дело у Довлатова не выгорело, но рукопись - не сгорела. И – дошла до юного зрителя. В 2003-м году при финансовой поддержке «Новой газеты» спектакль был поставлен на маленькой и неудобной псковской сцене. - Все качественное и быстрое находится рядом, – рассказывает Александр Заболотный о каждодневных творческих заботах. – Это – Петербург. Будем говорить честно, там нет театров кукол, но там есть мастера. Они могут сделать, но это дорого стоит. У нас таких мастеров нет. Я нашел одного резчика по дереву. Но он не мастер по куклам. И художник этим заниматься не должен. Или – со звуком. Ночами сидим - думаем, а не звучит. Нужен ведь мастер. А – мастера нет. В репертуаре, кроме спектакля по Довлатову, еще несколько громких названий, включая мистического «Фауста» и «R-n-B»-спектакль «А у нас во дворе» cмощным провокационным мессиджем, рассчитанным и на взрослого зрителя. То есть это дурной тон так выражаться, но театр экспериментирует, ищет живые формы взаимодействия с современным зрителем, который буквально с горшка начинает общаться не только с телевизором, но и с компьютером. Необходимо соответствовать. Вернее: быть ярче, живее, завлекательнее, чем предлагаемая технологиями виртуальная реальность, компьютерная игра. - Должно быть все: и компьютер, и театр. Если мы решим, что должно быть что-то одно: либо компьютер, либо театр. Тогда мы – идиоты, – не сомневается режиссер. – Абсолютно. Хотя некоторые считают, что должен быть только музей. А остальное – не нужно. В новом сезоне театр будет давать не по одному спектаклю в день, как раньше, а сразу по два. Пусть зритель привыкает. И, конечно, выезжать на гастроли по городам и весям.- Редко, но мы гастролируем. И когда выезжаем, нас принимают очень хорошо. Потому что приезжие гастролеры привозят лабуду. Два-три человека. Я их называю халтурщиками. Им легко, весело. Они отбарабанили, сорвали свои деньги, не заплатив ни налогов, ничего. И, к сожалению, все этим забито. С этим бороться невозможно. «Сочинский цирк»! Бред! Ну, какой цирк может приехать в школу?! Я сам из цирка. Я знаю, что это такое. Но в школу приедут два алкоголика. Клоунами подурачатся, зато заведующая получит свой откат. Вот такие дела. И этим никто не занимается! К нам иногда звонят: «Ну, что вы не приехали-то?» «Куда?» Оказывается, деньги собраны, дети сидят – ждут. А халтурщики напились и сгинули. А педагоги даже не понимают, что происходит. Ну, спросите, хотя бы документы. Все думают, это копейки. А если посчитать… Вот такие настроения, отражающие действительность, в которой приходится обретаться художнику. Педагоги, кстати, по словам режиссера, тоже часто неадекватно оценивают кукольный театр. Весьма. В частности, им не нравится народный персонаж Петрушка.- Говорят, он плохой. – Обижается за своего любимого персонажа режиссер. - Дерется. Ну, и что? А все остальные, значит, хорошие? Только та же воспитательница подчас так может ребенка об пол шарахнуть! Еще похлеще Петрушки.Беседовал Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.