«Нулевой километр»: добротное «немое» кино

Опубликовано: 29 октября 2007 г. в 16:42 7 0Нет комментариев0

К творчеству Павла Санаева нельзя относиться без интереса, причем, как принято нынче выражаться, априори. И не потому, что сценарист и режиссер Санаев продолжает славную кинематографическую династию, а потому, что он автор удивительно проникновенной и по-детски сюрреалистичной повести «Похороните меня за плинтусом», про безумную, на грани сумасшествия, любовь, смерть близких и одиночество. (Для тех, кто не знает: мама Павла Санаева - замечательная актриса и Лиса Алиса из «Приключений Буратино», плюс к тому – у него не менее знаменитый дедушка, а отчим - сам великий, но не ужасный Ролан Быков). Так вот, фамилия, конечно, обязывает, но вовсе не является гарантией таланта. В случае ж с Санаевым природа явно на нем не «отдыхала», что, - в дополнение к литературным способностям, - подтвердил, по общему признанию, удачный дебют в отечественном кино – молодежный триллер «Последний уикенд», вышедший на экраны пару лет назад. «Нулевой километр» соответствует реноме Санаева: он умеет сочинять профессиональные сценарии, «заточенные под Голливуд», но адаптированные к нашим местным реалиям. Фабулу он выстраивает, как в учебнике, не брезгуя смешными нелепостями и совсем необязательными персонажами вроде московских «ньюсмейкеров» в ролях «самих себя» (на экране мелькают Федор Бондарчук, телеведущий Андрей Малахов и «Гости из будущего»). Конфликт имеет качества запутанной «многоходовки», что обогащает интригу ближе к конечным титрам. Драматические ситуации определяются не только развернувшимися перед героями криминальными обстоятельствами, но и их личной совестью. В результате мелодрама переходит в эротику, а эротика в экшн, который чреват хэппи-эндом, но вроде не чужд и открытого финала. Если сценарий попытаться пересказать своими словами, получится длинный и несмешной анекдот.Итак, двое амбициозных юношей – Костя и Олег - встречаются в одном купе поезда «Мурманск - Москва»: один, свадебный видео-оператор, мечтает о карьере клипмейкера, другой озабочен проблемой статуса, проще говоря, хочет заработать много денег. Однако для начала друзей «кидают» со съемной московской квартирой, отчего им приходится ночевать в спортзале. В свободное от житейских забот время молодые люди пытаются подцепить каких-нибудь симпатичных девушек, и Костя знакомиться с начинающей балериной Алиной. В модный клуб ребят не пускают, и из развлечений им остается стрельба петардами. В итоге они наносят ущерб джипу некоего крутого парня, девушкой которого (по невероятному стечению совпадений!) оказывается все та же балерина Алина. Разгневанный крутой звонит неким операм – «оборотням в погонах», и нарушителей спокойствия забирают в кутузку. Так завязывается история. Понятно, что встреча Кости и Алины имеет продолжение с разнообразными препятствиями в виде бывшего парня и нынешнего спонсора Алины, надеющейся на контракт со знаменитым английским балетмейстером. В процессе любовных переживаний Костя пытается реализоваться и как режиссер видеоклипов. Да и Олег находит свою судьбу. Инцидент в парке параллельно выводит его на некую маклерскую контору, которая «окучивает» пенсионеров, проживающих в престижных квартирах в центре Москвы. Проводя досуг с проституткой, юноша охмуряет стариков, обретая искомый «статус». Тем временем выясняется, что бизнес у маклеров сугубо черный, старичков «травят» радиоактивными веществами (надо ж до такого додуматься!), и провинциалам пора уносить ноги. и Мордобой, суматошные соития и погоня двигают сюжет к развязке. Меж тем, и перед Алиной встает судьбоносная дилемма: что предпочесть - артистическую карьеру или внезапно нахлынувшую любовь? В общем, девушки в кинозале рыдают, старшеклассники упиваются эротикой и бандитско-ментовскими разборками с брутальным юморком. Люди, ждущие хотя бы какого-то правдоподобия, скрежещут зубами. Но на то она и острая интрига, на то и молодежный фильм, чтобы оставить здравый смысл за пределами кинопленки.Покинув сеанс, долго не мог понять: чего же не хватает «Нулевому километру»? Почему, не смотря на все претензии и старания, фильм производит впечатление недоделанного? Прямо – загадка какая-то! Сценарий, диалоги, картинка, вроде все при них…Ближе к ночи ткнулся по телеканалам, и надо ж такому случиться: на «Пятом» шел старый фильм Сэма Пенкипы «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа». От телеэкрана просто буквально невозможно было оторвать взгляд. Каждый новый кадр был как откровение. И я понял. Просто у американского режиссера был свой киноязык. Какой, это уже вопрос другой. Кто-то этот язык понимает, сразу попадая внутрь мира, представленного режиссером, кто-то его отвергает и даже не в силах вынести. Но этот авторский язык есть. А у Павла Санаева языка нет. Не считать же языком клиповые штампы и эстетику телесериала. Поэтому он и сделал вполне добротную, вменяемую, но совершенно «безмолвную» в художественном отношении картину, похожую на высоко бюджетное порт-фолио. Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.