От революции-смуты к революции духа

Опубликовано: 7 ноября 2007 г. в 9:58 2 0Нет комментариев0

Политический класс в России вновь расколот, на этот раз – отношением к новому государственному празднику – Дню народного единства 4 ноября. Раздаются голоса, что, дескать, события четырехсотлетней давности настолько далеки от злобы сего дня, что бессмысленно делать их содержательной основой нового празднества. Говорят, что праздничный день выбран искусственно, лишь бы заменить традиционный праздник 7 ноября, и зачем, вообще, нужно было его отменять, ведь в советский период были достигнуты очевидные успехи в развитии страны? И где есть гарантии, что народная революция не повторится вновь, и тогда снова придется восстанавливать праздник 7 ноября. Доводы публицистов необходимо подтверждать результатами научных изысканий, с них мы и начнем наш анализ. Что такое социальная революция и может ли она повториться в будущем? Революции XVII–XX веков в европейских странах проходили с участием народа, каковое обстоятельство дало возможность Марксу обосновать теорию классовой борьбы. В дальнейшем, когда торжество консервативной мысли конца XIX – начала XX века обнаружило ущербность марксистских теорий, стало ясно, что поведению толп в революции свойственны некоторые психические качества личности. Так появились теорииреволюции как массового невроза, проявившиеся даже в последних исследованиях российских историков.К настоящему времени, однако, среди историков сложился определенный консенсус, позволяющий описать общие черты европейских революций. Главная из них – решающую роль в революции играют так называемые контр-элиты, то есть проникнутые определенным миросозерцанием элитарные группы, которые вступают в открытую политическую борьбу ради ниспровержения существующей социально-политической системы. Инициатором и предводителем великой французской революции была интеллигенция, усвоившая и практически переработавшая идеи просветителей о создании рационально устроенного общества. В российских революциях 1905 и 1917 гг. решающую роль также играла интеллигенция, проникнутая социалистическими идеями. По своему происхождению, уровню благосостояния эти люди порой существенно отличались. Среди них были дети штатских генералов и помещиков (Владимир Ульянов-Ленин, чей отец владел деревней Кокушкино под Казанью), Лев Троцкий, отец которого был крупным землевладельцем Херсонской губернии. Весьма показательна цитата из письма Ленина из Шушенского (1899 г.): «В Сибири вообще в деревне очень трудно найти прислугу, а летом прямо невозможно». Преобладали среди интеллигенции едва сводившие концы с концами земские учителя и фельдшеры, но роднила их ненависть к «самодержавному» режиму и «буржуазии», а также социалистические идеи. В ходе восстания в феврале-марте 1917 г. вот эта социалистическая интеллигенция и пришла к власти. Большевики представляли собой лишь одну из ее фракций, и после захвата ими власти в октябре 1917 года разразилась кровавая Гражданская война. До ноября 1918 г. война шла между бывшими союзниками; по мере укрепления позиций правых, ультраконсервативных сил (Колчак, Деникин, Юденич) бывшие меньшевики и эсеры переходили на сторону большевиков. Многие из них достигли важных статусных позиций, например, Киров. Однако их судьба оказалась схожей, и к 1937 году почти все активные деятели революции 1917 года были уничтожены. Революции всегда пожирают собственных детей. Гарантированы ли мы в будущем от новых революций? Гарантированы, если в нашей стране не возникнет новая контр-элита. Предотвратить ее возникновение может только открытая, нелицемерная политика правящего класса, который должен постоянно обновляться, привлекая в свои ряды инициативных, творчески мыслящих интеллектуалов и своевременно избавляясь от балласта. Второй вопрос – обоснована ли новая праздничная дата 4 ноября? Во-первых,эта дата новая лишь на первый взгляд. 4 ноября (22 октября по старому стилю) – день празднования иконе Казанской божьей матери, знаменитая «Казанская», которую праздновали по всей Руси на протяжении трех с лишним столетий. В этот день воины Второго ополчения Минина и Пожарского вступили в решающую схватку за овладение стенами Китай-города и заставили польский гарнизон покинуть эту часть крепости. Кремль освободили от поляков 27 октября (9 ноября), приложив куда меньшие усилия. В общем, выбор дня 4 ноября в качестве праздника мотивирован и обоснован. Да, в сознании современного россиянина он не укоренился в качестве праздничной даты, но национальные праздники формируются традицией их празднования. Тот же день 7 ноября далеко не сразу был принят народом в качестве праздника. Обладая определенной поддержкой среди городского и крестьянского населения, большевики первые десять лет их правления вовсе не воспринимались как земные боги. Об этот свидетельствуют множество данных, но мы приведем два факт, как наиболее показательных. Факт первый – составление частушек с именами Ленина, Троцкого.«Сидит Ленин на березе // Держит серп и молоток // А его товарищ Троцкий // Гонит роту без порток // Ходит Ленин по деревне // С красной сумкой на боку // Вы подайте ради бога // Пролетарскому полку // Ленин Троцкому сказал // Пойдем Троцкий на базар // Купим кобылу карею // Накормим пролетарию».Никакого почтения к большевистским вождям в этом тексте не просматривается, и явно, что советские праздники и их ритуал проходили мимо сознания крестьян. Красноречиво свидетельствует об отношении крестьян к советской власти их участие в выборах. Вплоть до 1926 года, пока контроль за участием в выборах не был тотальным, явка избирателей на выборы депутатов Советов никогда не превышала 60 %, то есть в среднем была не больше, чем сейчас. Ничего удивительного в этом нет, ведь Гражданская война унесла жизни почти 15 миллионов человек, 2 миллиона жизней унес голод 1921–1922 гг. в Поволжье,6 миллионов – голод на Украине, в Южной России и Казахстане 1932–1933 гг. Война и голод свидетельствовали, что советская власть фактически начала геноцид собственного народа.Когда сейчас говорят о выдающихся успехах Советского государства в деле обеспечения народа общедоступн6ым образованиеми здравоохранением, забывают обычно, что общедоступным все это стало лишь на рубеже 1950–1960-х гг., через 40 лет после Октябрьского переворота. Западноевропейские страны перешли к социальному государству еще в 1930-х годах, а в СССР в 1940 году по инициативе Сталина была введена плата за обучение в старших классах средней школы и вузах. Плата была не чрезмерной, но фактически заградительной для детей колхозников, не поучавших за свои трудодни ни копейки. Социальное государство 1960–1980-х годов было создано титаническим трудом российского и других народов СССР, неимоверными жертвами и лишениями. Д.И. Менделеев в начале XX века писал, что при сохранении таких темпов воспроизводства населения через 100 лет в России будут жить 500 миллионов человек. Гражданская война, миллионы погибших от голода, колхозное рабство и бедность, отучавшие людей рожать лишние рты – все это привело к тому, что сейчас в России живет в 3 раза меньше людей, чем предполагал великий ученый. Так стоит ли отмечать день 7 ноября как праздник? Нужно сохранить его как день траура по утраченным надеждам, по невинно убиенным в сражениях новой Смуты. А день 4 ноября останется праздником России возрождающейся. вступающей в XXI век очищенной от пароксизмов Смуты и извечного нестроения. Владимир Аракчеев

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.