Кино про псковскую мечту

Опубликовано: 28 сентября 2009 г. в 15:10 6 0Нет комментариев0

30 лет назад на экраны страны вышел фильм «Москва слезам не верит». Его смотрели все, но мало кто знает, что главные героини родом из Псковской области.В 1979 году режиссер Владимир Меньшов представил на суд зрителей мелодраму, в успех которой вначале мало кто верил. Это история про любовь, предательство и женское счастье.Вопреки первоначальным прогнозам, картину высоко оценили и зрители, и профессионалы. В Советском Союзе фильм стал лидером проката и обеспечил огромные кассовые сборы, а в США он был удостоен премии киноакадемии «Оскар» как лучшая иностранная лента.В центре повествования - жизнь трех подруг, приехавших из провинции покорять Москву. Скромница Антонина (Раиса Рязанова) работает маляром, выходит замуж за рабочего и создает крепкую семью. Практичная и разбитная Людмила (Ирина Муравьева) ищет завидного жениха и находит его, однако счастье с известным хоккеистом длится недолго: спортсмен начинает выпивать. Главная героиня Катерина (Вера Алентова) за 20 лет проходит путь от простой работницы до директора крупного предприятия. Но с личной жизнью все непросто: мать-одиночка, возлюбленная женатого плута, Катерина страдает и плачет в подушку, но затем все-таки встречает необычного слесаря Гошу (Алексей Баталов), и любовь двух сильных личностей становится хеппи-эндом. Аншлаг! Аншлаг!Как рассказывают очевидцы, в Пскове с первых же дней проката фильма желающих посмотреть его было очень много. Тот, кто попал на сеанс, потом рассказывал друзьям и знакомым об удивительно трогательной истории любви. Люди, услышавшие восторженные отклики, спешили в кинотеатр и выстаивали длиннющую очередь за билетом. И через два с лишним часа после начала сеанса уже сами сыпали в разговорах запомнившимися фразами киношных героев: - Какие люди, и без охраны!- Не учите меня жить, лучше помогите материально!- Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.- То, что у меня нет обручального кольца, вовсе не означает, что я не замужем.Это все - «Москва слезам не верит». Многие фразы из фильма вскоре после премьеры станут крылатыми, и псковичи будут начинать свои телефонные разговоры с приветствия «Хэлло-о-оу! Общежитие слушает», а на вопрос, как дела, неизменно последует в ответ: «Жив – здоров, и даже довольно упитан».Елена Бибикова, управляющий отделением Пенсионного фонда России по Псковской области:- В первый раз фильм «Москва слезам не верит» я посмотрела в кинотеатре - кажется, в «Октябре». На сеанс было не попасть, все очень хотели увидеть новый фильм.Сейчас пересматриваю его примерно раз в год. Многие фразы знаю наизусть. Изумительный фильм, один из моих самых любимых. Всегда вызывает положительные эмоции. - А параллели между собой и главной героиней находите? Все-таки она, как и вы, добилась профессионального успеха, стала руководителем…- Нет, у меня совсем иная история жизни. Сочувствовала ей - это да. Но Катерина - сильная, вызывает уважение. Из трех подруг она мне нравится больше всех. Людмила, героиня Муравьевой, вызывает улыбку, иронию. Играет она здорово, но роль такая. Антонина - ну тут дом, семья... Так что Катерина - любимая героиня.Впрочем, не только остроумными диалогами, любовными переживаниями и замечательной игрой артистов фильм брал зрителя за душу. Было в этой ленте что-то из как будто другой, не «нашей», не советской жизни. Удивительно, но при этом героини были ближе к псковскому зрителю, чем он мог себе представить. Правда, тогда об этом мало кто догадывался. Валентин Черных родился в 1935 году. В годы войны жил в Псковской области. В 1967 году окончил ВГИК, а в 1968 году - курсы режиссеров телевидения. В художественном кинематографе сценарист дебютировал в 1973 году фильмом «Человек на своем месте». В 1975 году Черных совместно с режиссером Евгением Матвеевым и писателем Петром Проскуриным создал сценарий к фильму «Любовь земная». «Москва слезам не верит» - самый известный фильм, поставленный по сценарию Черных. Вместе с режиссером Евгением Матвеевым он также участвовал в создании фильма «Любить по-русски». Является автором сценария кинолент «Свои» (режиссер Дмитрий Месхиев), «Выйти замуж за капитана» и других.Из Красного города - в белокаменную!Понять из фильма, откуда именно приехали в столицу героини, нельзя. Однако в книге «Москва слезам не верит», написанной автором киносценария Валентином Черных, ответ на этот вопрос дан предельно ясно. И три подруги, и столичный родственник Катерины, профессор Тихомиров, и его первая жена - псковичи, а еще точнее - красногородцы. «Академик, женясь на женщине вдвое моложе себя, должен был знать, что ему могут изменять. Такое происходило с молодыми женами и в Красногородске, все об этом знали, кроме старых мужей». «Людмила, Антонина и Катерина приехали в Москву из маленького районного городка Красногородска Псковской области. Из Красногородска чаще уезжали в Ленинград, все-таки поближе, чем Москва. В Ленинград ездили продавать мясо, когда осенью забивали свинью, в Ленинград ездили за покупками. Но еще в тридцатые годы первые красногородские пробрались в Москву на строительство шарикоподшипникового завода. И после них уже каждый год кто-нибудь уезжал в Москву к дальним родственникам или бывшим соседям. И те пристраивали вновь прибывших на стройки и заводы».Собственно, так, друг за другом, перебрались в столицу и три одноклассницы - Людмила, Катерина и Антонина. Первой, после седьмого класса, в Москву уехала Люда. Она писала такие замечательные письма о магазинах, театрах, метро, высотных зданиях, что вслед за ней через год в столицу отправилась Тося. А потом настал черед и Катерины. «…В этот утренний час в Замоскворечье было пусто и жарко. Во дворах играли дети, женщины развешивали выстиранное белье. У цистерны с пивом скопилась очередь мужчин. Мужчины в сатиновых шароварах и майках, небритые, помятые с субботнего похмелья, курили и стучали костяшками домино. Совсем как в Красногородске. Казалось, что здесь столичная жизнь ничем не отличалась от провинциальной. Женщины варили воскресный обед, летом все делали окрошку, только ставили ее в холодильники, а не в погреба, как в Красногородске».Катерина псковскаяВ романе героиня, роль которой в фильме исполнила Вера Алентова, достаточно долго не ощущает себя москвичкой, и в отличие от той же Людмилы своего провинциального прошлого не стесняется. На вопрос директора фабрики «Ты москвичка?», Катерина отвечает: «Я псковская». После чего начальник, сам со Смоленщины, признает девушку «почти соседкой» и предлагает помощь: «Если будут проблемы - заходи. Смоленские всегда помогали псковским, а псковские - смоленским».Светлана Черепанова, пенсионерка, жительница Пскова:- Героини фильма - мои ровесницы, и мне очень близки образы, созданные замечательными актрисами. Нравится, как в фильме показана женская дружба. Помню, когда смотрела фильм в первый раз, очень переживала за главную героиню. Хочется, чтобы современные девушки больше походили на нее - были такими же добрыми и целеустремленными. Любимый герой - слесарь с золотыми руками Гоша. Душевный человек. Хоть он и выпивает, мы его полюбили. Очень нравится, как он относится к женщине: с одной стороны, чуток и внимателен, а с другой, может, когда надо, и на место поставить.«Катерина смотрела ему вслед. Невысокий, коренастый, длиннорукий. Он ей напоминал псковских деревенских мужиков. Они ходили так же, чуть сутулясь, будто их руки тянулись к земле».Чуть позднее, отправляя директору фабрики первомайскую открытку, главная героиня по совету молодой жены профессора Тихомирова подпишет поздравление так: «Катерина псковская». «…Катерина задерживалась у картин, которые она знала по репродукциям. Она долго рассматривала «Утро в сосновом бору» Шишкина. Красногородск окружали леса, и всегда жители боялись медведя-шатуна. В рассказах медведь всегда был один. В то, что собралось такое количество медведей в одном месте, Катерине поверить было трудно, но художники, как и писатели, тоже имеют право на вымысел, на преувеличение – так говорила им учительница литературы». Красногородское прошлое долго не отпускает девушек. Образно говоря, столичный быт они меряют провинциальной линейкой, а москвичей то и дело сравнивают с людьми, оставшимися в той, прошлой жизни. С удивлением обнаруживают, что большинство москвичей, как и красногородцы, ходят в баню раз в неделю. «Живя в Красногородске, Катерина думала, что все москвичи постоянно ходят в театры, в консерваторию, на выставки, но уже через полгода поняла, что столичные граждане живут так же, как красногородцы. Во всяком случае, те женщины, с которыми она работала на фабрике. С утра - на работу, после работы - по магазинам, потом домой - приготовить еду и заняться хозяйством».Сергей Карпов, радиоведущий: - Я родился в 1979 году, так что, можно сказать, являюсь ровесником фильма. Кажется, всю жизнь знал, что это кино есть, видел фрагменты, а полностью посмотрел уже в зрелом возрасте, лет в 20. Фильм можно разбить на несколько историй, каждая из которых интересна и самодостаточна. Очень впечатлила история хоккеиста Гурина, хоть он и находится в тени главных героев. Взлет, падение и возвращение к нормальной жизни хорошего человека показаны очень убедительно, от начала до конца. А из героинь… Ну, наверное, правильно было бы сказать, что больше других запомнилась история Катерины – такой советской золушки. Но нет. Скажу об Антонине. Она вроде бы на вторых ролях, такая незаметная, но – наш человек, ничего не требовала, не просила от жизни, но в конечном итоге у нее получилось все. Имею в виду, прежде всего, хорошую крепкую семью. Пусть и ездят они с мужем на стремной машине, главное, что им этого хватает. Помните сцену у Дома кино, когда девушки знакомятся с еще не известным стране Иннокентием Смоктуновским и наблюдают за кинозвездами тех лет? «Катерина стояла в толпе и смотрела на актеров, знакомых по фильмам. Она узнала Ланового. Высокий, красивый, он поднимался по лестнице, чуть откинув голову, надменный и отрешенный. Катерина представила его на улицах Красногородска, такого медлительно-значительного, с откинутой головой, и рассмеялась. Так ходил местный красногородский сумасшедший Ванечка…»И тут же:«- Ой, Румянцева! - Катерина показала на Надежду Румянцеву.Людмила осмотрела улыбающуюся актрису.- Лет через пять будет похожа на Зинку - знаешь, которая в Красногородске на рынке пирожками торгует»…Марина Ботнарь, студентка, обладательница титула «Топ-модель» в конкурсе «Мисс Псков-2008»:- Фильм замечательный. Хоть столько лет прошло после его выхода на экраны, он не теряет актуальности. Мне больше других нравится героиня Ирины Муравьевой - пробивная, активная, остроумная. Ей не повезло в жизни, муж стал алкоголиком, но она не унывает. Молодец! А из мужчин, конечно, больше других нравится Гоша. И уж ни в коем случае не телеоператор Рудольф-Родион.Книга Валентина Черных «Москва слезам не верит» вышла в свет в 1990-е, спустя 15 лет после триумфа кинокартины. Так что у сценариста, очевидно, появилась возможность дополнить основные сюжетные линии. В отличие от мелодрамы Меньшова, книга Черных более реалистична и изобилует проблемными отступлениями. На примере профессора Тихомирова, больше двадцати лет не приезжавшего в родной городок, показана утрата связей с малой родиной. В образе москвички, соблазняющей провинциалку красивой жизнью, выступает молодая жена ученого Изабелла. Только что провалившуюся при поступлении в институт Катю «столичная штучка» поит ликером, угощает сигаретой, предлагает противозачаточные таблетки, попутно объясняя, как ими пользоваться, и задавая недавней школьнице нескромные вопросы. Из диалога академика Тихомирова и Людмилы:«- А ты где жила в Красногородске?- На Больничной улице, ближе к молокозаводу.- А я на Школьной».Прототипов искать не стоит!Валентину Черных в этом году исполнилось 74 года, и он нечасто бывает в Красногородском районе, где в 1940-е провел несколько лет своей жизни. Как сообщил «Псковской правде» краевед Дмитрий Игнатьев, в годы войны Валентин вместе с матерью жил в деревне Курцево Красногородского района. На местном Велейском кладбище похоронена мама писателя. Детские воспоминания Черных легли затем в основу сценария киноленты «Свои». К сожалению, поздравить сценариста с 30-летием выхода фильма на экраны и расспросить его об истории создания романа не удалось. Валентин Черных находится сейчас за пределами России и вернется в Москву только в конце сентября. А что касается персонажей фильма «Москва слезам не верит», то, судя по всему, прототипов у них не было.- Я думаю, что Валентин Константинович вывел в романе собирательные образы, - говорит Дмитрий Игнатьев. - Вот, например, он пишет про академика Тихомирова, которым очень гордились в Красногородске. Дескать, в городском музее стоял даже «стенд с его портретом, двумя его книгами, тремя брошюрами и краткой биографической справкой». Так ведь не было такого академика. И генерала Стругалева из Красногородска, именем которого, как следует из книги, у нас назвали улицу и крахмало-паточный завод, тоже не было. Фамилии Тихомирова и Стругалева в Красногородске известные, но не стоит искать параллелей и прямых совпадений. Это же не документальное произведение, а художественное. И фильм, естественно, тоже. Как бы там ни было, 30 лет назад сценаристу Черных, режиссеру Меньшову, замечательным актерам и всей съемочной группе удалось создать картину, которую полюбили несколько поколений отечественных зрителей. И нет сомнений, что простая история о человеческих отношениях будет еще многие годы волновать людей. Александр Савенко, «Псковская правда», 24 сентября (использованы кадры из фильма и отрывки из романа Валентина Черных «Москва слезам не верит»)

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.