«Адмирал»: Анти-Чапаев

Опубликовано: 26 ноября 2009 г. в 12:51 1 0Нет комментариев0

Фильм об Александре Колчаке, верховном правителе России, как говорится, обречен на успех. Если не кассовый, то общественно-политический. Уже вижу как политологи, писатели, журналисты, блестя жирными или осунувшимися физиономиями, обсуждают трагедию гражданской войны, с пеной у ртов интерпретируя выход фильма на экраны России. Кто такой Колчак в истории нашей несчастной империи? Душегуб, как его рисовали советские учебники, или спаситель русской нации, не сумевший исполнить свое предназначение: перевешать на фонарях всех дорвавшихся до власти семитов и представителей других вредных нацменьшинств? Так и вижу всяких Натанов и Мордухаев, отрыгивающих кошерной свининой, вопя: «Да это реабилитация белого диктатора!» И они будут правы. Во всяком случае, художественный документ, который представлен нам кинокомпанией «20-й век Фокс», - а именно американцы и проталкивают фильм в народные массы, - порождает именно такие провокационные вопли и вопросы. При этом, по ходу просмотра, отмечаешь весьма, как представляется глядючи из 21-го века, точные и символические детали. Что главными спонсорами белого движения были Франция, Британия и США, флаги которых мелькают на экране чаще, чем российский триколор. Что поражение белого движения было предопределено не только предательством чехословацкого корпуса или переходом на сторону красных украинцев, но и всей атмосферой того революционного времени, когда, казалось, что достаточно распять монархию и сжечь дворянские усадьбы, чтобы в России началась новая эра.В фильме есть эпизод, когда император Николай Второй встречается с Колчаком, назначая его командующим Черноморского флота. Так вот, именно Николай и вся его прибогемленная сволочь виновны в распаде Российской империи, косные, чванливые, высокомерные, бездарные люди, просравшие великую империю. Жалко, конечно, что его дочек расстреляли екатеринбургские комиссары в пыльных шлемах, но, однако, и сам последний император достоин той унизительной казни, которую устроили ему перепуганные жиды. Ну, а Колчакам и иже с ним оставалось идти под большевистские пули. Что достаточно красиво и показано в предлагаемом нам фильме.«Адмирал» создан по лучшим канонам Голливуда. Фильм - эффектный видеоклип на два с лишним часа. С компьютерной графикой, войной и неземной любовью. Жанр - мелодрама с грандиозными декорациями Первой мировой войны и гражданской бойни.Тренд: Колчак - несостоявшийся диктатор России. Вспомним, что как раз в это время менялось общественно-политическое устройство таких европейских стран, как Италия, Испания и Германия. И - Россия. Только Колчаку не повезло. Его место заняли Ленины и Сталины. Не сомневаюсь, что если бы Колчак дошел до Москвы, то собственноручно расстрелял весь Совнарком, а Троцкого посадил бы в клетку, как Емельяна Пугачева. Колчака играет модный ныне и во всех отношениях талантливый Константин Хабенский. Его возлюбленную, неверную жену, бросившую мужа ради любви, - Лиза Боярская. Друга Колчака - знаменитого белогвардейца Каппеля, - Сергей Безруков. Это наш вклад в раскрутку фильма. Все остальное - Голливуд.Здесь уместно сделать реверс в историю того, как гражданская война демонстрировалась на большом экране СССР. Самый знаменитый, и реально гениальный фильм, я его недавно пересматривал, и снова убедился в этом факте, - «Чапаев» братьев Васильевых 1935-го года. Не случайно этот киношедевр вдохновил даже такого маргинала как поэт Мандельштам, который посвятил фильму одно из лучших своих стихотворений. Тогда вся братоубийственная драма была еще близко, воняла кровью, потом и гноем, и психическая атака каппелевцев, показанная на экране, заставила Мандельштама прямо онеметь. И выдать гениальные стихи.Но тогда Чапаев - был «наш». А белые русские люди - чем-то вроде немцев, которых бил Колчак на Балтийском море. Не люди, а - враги. То есть субъекты, лишенные человеческих качеств. Некие тени, типа фантомов, что возникают в образе вьетнамцев в эпопее про Рэмбо.Подлинным прорывом в изменении отношения к белым стал фильм «Сорок первый» про девушку-снайпера, убившую 40 беляков, и влюбившуюся в 41-го, белого офицера, с которым занималась любовью и все равно пристрелила, когда тот, увидев своих уходящих за границу товарищей, в Ирак, захотел убежать вместе с ними. Снятый в середине пятидесятых, этот цветной и действительно очень талантливый фильм, получил несколько престижных европейских кинопремий и примирил русскую диаспору, живущую в Европе и Америке, с хрущевской оттепелью. По крайней мере, самое массовое из искусств не показывало белых извергами. Наоборот, они были очень симпатичными белобрысыми ребятами. Следующим революционным продвижением в сторону реабилитации белых стал фильм «Служили два товарища». Там все вроде правильно с советской точки зрения. «Наши» и «не-наши», то бишь, те же русские люди, оказавшиеся по другую сторону фронта. «Нашим» вроде как надо сочувствовать, а «не-наших» ненавидеть. Но не получается. Распиздяй и полудурок, которого сыграл Высоцкий, вызывает такую симпатию, что пропадает всякое желание казнить его историческим вердиктом. Когда его любимый конь плывет вслед за пароходом, отправляющимся на чужбину, а Саша в исполнении Высоцкого посылает себе пулю в голову, понимаешь, что гражданская война - это не то, о чем хотела тебе рассказать недотраханная учительница истории в капроновых чулках.Но в деле реабилитации белого движения даже советские комедии преуспели. Знаменитый сериал про «Неуловимых» сделал свое дело, окончательно переведя бывших идеологических недругов в разряд «наших» людей. И не беда, что белого офицера играл Армен Джигарханян, а сам фильм сделан армянами. Важно то, что песню «Поле, русское поле…» поет на Эйфелевой башне никто иной, как Владимир Ивашов, подбивший несколько немецких танков в культовом фильме «Баллада о солдате», навеки запечатленный как образ русского Алеши, трогательного и красивого солдата, мечты всех арийских девушек. Самое поразительное, что ни один этот фильм не ответил на вопрос: «А откуда эта ненависть?!» Почему русские люди (оставим в стороне 2% нацменьшинств) готовы стрелять и душить друг друга?Фильм «Адмирал» не дает ответа. Мы видим, как пархатый матрос хочет расстрелять Колчака. Но откуда он взялся на российском миноносце? И почему русские матросы с такой готовностью готовы прикрутить к ногам офицеров камни?Вот что страшно, удивительно и так далее!Значит, было в той имперской системе нечто такое, что заставляло русских людей стрелять в русских людей, не сомневаясь в своей правоте.Кстати, об этом и «Чапаев».И об этом «Анти-Чапаев», то есть наш «Адмирал», рекламируемый «Первым каналом».При всей трогательности рассказанной нам любовной истории (Лиза Боярская, кстати, хороша, как бы ее не хаяли недоброжелатели), фильм - это показ событий со стороны белого фронта. Много бессмысленного православия и какой-то обреченности. Тогда как была война, и на стороне красных были люди не глупее, и не бездарней: тот же Тухачевский, или Рокоссовский, так что…Хочется на самом деле поплакать.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.