Православный поп-арт

Опубликовано: 6 апреля 2010 г. в 18:46 16 0Нет комментариев0

Фильм «Поп» начинается с заставки кинокомпании «20 век Фокс», что с непривычки как-то режет глаз. Кино-то, оказывается, американское, пусть и с громкой премьерой в московском храме Христа Спасителя, да еще назначенной на светлое Христово Воскресение. Потом на экране появляются логотипы «Православной энциклопедии» и «Первого канала», а также указание на поддержку Фонда патриотического кино, и все встает на свои места: «Поп» - это ко-продакшн. РПЦ нынче не только не гнушается делать спецзаказы штатным миссионерам вроде дьякона Кураева, благословляющего рок-концерты, но и готово к сотрудничеству с любой фабрикой грез, видимо, понимая, что важнейшее из искусств, каковым для нас является кино, в чем-то сродни вековому опиуму для народа. И вовсе не случайно, а глубоко символично, что ту церковь в псковском селе Закаты, которую приезжает возрождать священник Александр Ионов, использовали под клуб, где крутили фильмы. Авторы «Попа» – сценарист Александр Сегень, по одноименному роману которого снят фильм, и режиссер Владимир Хотиненко прекрасно обыграли эту онтологическую связь между снами наяву и религиозным опытом. В храме, оскверненном советским агитпропом, крутят фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», а уж затем, после прихода немцев, портрет Сталина на фронтоне храма заменяет образ Святого благоверного князя, в честь которого и нарекли при крещении будущего православного батюшку. «Вот какое у тебя здесь кино!» - припечатывает идеологического врага партизан Леха, пришедший убить священника, потому что его невесту застрелил немец, хотевший проверить, носит ли русская девушка трусы, да не далась и хлопнула фашиста по морде. Да мажет парень, стреляя в упор, только дырку делает в иконе Богородицы, и не иначе сие событие - чудо, к которому пытаются подвести зрителя создатели фильма. Значит, и учрежденная захватчиками Псковская православная миссия под сенью божественной защиты, оправдать которую и стараются авторы фильма. Этот трудная задача заявлена и в программном монологе латвийского священника Александра Ионова, который поминает Александра Невского, который бил немцев, и произносит православный батюшка свою пламенную речь в момент, когда принимает решение отправиться не куда-нибудь, а на Псковщину, служить немцам, фактически став прислужником их пропагандистской машины. Он сам задает себе этот вопрос: «Не получаемся ли мы предателями Родины? Русские же!». Для советских людей так и было. Для русских и особенно православных – не совсем так. Пусть пришли прибалтийские священники вместе с оккупантами и работали на новый порядок, но храмы-то возродили. Пусть не все, а только несколько, но при большевиках и таких послаблений не было. И прав один из священников, когда отмечает, что если б не немцы, сослали бы всех попов в Сибирь. Так какая разница, когда это произойдет, годом раньше или позже? Роман «Поп», как заявлено в аннотации, написан не только по благословению, но и по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, отец которого как раз и служил в Псковской Православной миссии и, как известно, был по национальности немцем. Поэтому и немцы в фильме показаны ни зверьми, а людьми, вместе со всеми участниками войны заслуживающими сочувствия, пусть они и вешают русских парней и девушек и морят голодом военнопленных. И тут ведь содержится оправдание: люди, де, военные, то есть подневольные, а Сталин, собака такая, не подписал Женевскую конвенцию по военнопленным, так чего же вы хотите? – война.Сергей Маковецкий и Нина Усатова (она играет жену священника) создали образы православных подвижников, спасающих сирот и окормляющих духовно всех страждущих, ну, кроме разве что погибших от рук партизан полицаев отец Александр отказывается отпевать, но ближе к финалу опять обнимается с немцем, казнившим русских людей. Такой вот он настоящий христианин, он не Гитлеру служит, и не Сталину, а исключительно одному Христу, и в этом служении готов сам взойти на Голгофу.Заказное послание Владимира Хотиненко со товарищи прочитывается легко: каковы бы ни были внешние обстоятельства русский православный пастырь должен оставаться со своей паствой, в радости, в беде ли, и тот факт, что отец Александр не уходит вместе с немцами (а так поступили большинство реальных представителей Псковской миссии) полностью реабилитирует священника в глазах соотечественников. И пусть подобный сюжетный ход - всего лишь художественное обобщение, это не так мало, как кажется. Ведь важнейшим для нас является популярное православное кино, а фильм «Поп» полностью отвечает этой задаче.Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.