Бог против Гитлера

Опубликовано: 9 мая 2013 г. в 19:41 1 0Нет комментариев0

Профессиональный историк Илья Бояшов писателем предпочитает себя не называть. Литература, мол, всего лишь хобби. Что не мешает Бояшову регулярно издавать новые книжки. Одна из них - "Путь Мури" - в 2007-м году была удостоена престижной литературной премии "Национальный бестселлер". Другая - "Танкист, или Белый тигр" - экранизирована Кареном Шахназаровым. В январе 2013 года фильм получил кинематографическую премию "Золотой орёл" в номинации "Лучший фильм 2012 года". В апреле этого года, в рамках международного книжного форума "Русский Запад", Илья Бояшов посетил Псков. В интервью Псковскому агентству информации он рассказал в том числе и о своём взгляде на историю Великой Отечественной войны. - Что можно сказать об итогах Великой Отечественной войны? Не была ли это Пиррова победа? - Та катастрофа, которая с нами случилась, она не поддаётся описанию. Даже у Сталина хватило ума не праздновать День Победы лет двадцать. То, что с нами случилось, настолько не поддавалось осмыслению, что оставалось только сожалеть и ужасаться. Когда сейчас начинаешь читать материалы из открывающихся архивов, волосы встают дыбом. В тридцати километрах от Питера находится так называемый Невский пятачок. Там у меня друг живёт, я каждое лето туда приезжаю. Так вот, кости человеческие до сих пор рассыпанны и хрустят под ногами. Слов никаких нет. Это просто ужас! И чем больше документов читаешь, тем страшнее становится. И хочется всё это забыть, потому что человек просто не в силах всё это вынести. Это была такая мясорубка, с такими чудовищными потерями, что и говорить об этом сложно. Ну что тут можно сказать, когда на отрезке в полтора километра до 300 тысяч убитых. В течение трёх лет. Я когда "Танкиста" написал, получил своё от ура-патриотов. И решил, что больше к этой теме никогда не вернусь. Вы простите, что я несколько эмоционален, я просто говорю том, что осознал и что понял, когда стал заниматься темой Великой Отечественной войны. - У нас сейчас в историографии сталкиваются две точки зрения. Первая состоит в том, что мы завалили врага своими трупами. А другая, которая считается более взвешенной, исходит из того, что военные потери СССР и Германии были примерно равны. Вы, как историк, к какой позиции ближе? - Я вот что скажу. Всё ещё зависит от соотношения населения, об этом нельзя забывать. Вот была такая советско-финская война, и наконец подсчитали, что мы потеряли 156 тысяч потеряли, тогда как финны потеряли 53 тысячи человек. Только вот для нашей страны со 143 миллионным населением - это одна потеря, а для финнов с их 2 миллионным населением - совершенно другая. Насколько невосполнимы эти потери были для финнов, настолько восполнимы для нас, как бы это чудовищно сейчас не звучало. То же самое и с немцами. Их 12,5 миллионов и наши 27 миллионов в процентном соотношении с населением уравниваются. Кроме того, нельзя забывать, что у СССР огромное число военнослужащих умерло в плену. До 90% попавших в плен умерло от жестокого обращения. Начиная с 1944 года военные потери стали выравниваться. Операция "Багратион", например, была для немцев катастрофой. 320 тысяч немцев просто исчезли. Там были дивизии, от которых просто не осталось ни одного человека. Например, 12-ая Восточно-прусская дивизия вся пропала без вести где-то под Минском. Ближе к концу войны стратегическая инициатива была у СССР, и всё равно война это, конечно, национальная катастрофа. Последствия которой до сих пор зримы. - Когда вы, как историк, смотрите фильмы Никиты Михалкова о войне — "Предстояние" и "Цитадель", то как вы реагируете? Возмущаетесь, смеётесь? - Суть заключается в том, что Никита Михалков - художник. У него могут быть провалы. Его может не понять публика. Хотя что такое цитадель? Это - символ. Искусство любого художника символично. В фильме имеются великолепные символы. Помните, мотылёк летает. Паучок на прицеле. У меня это смеха не вызывало. Может быть, я слишком отвлекался на детали, на которые Михалков - мастер. Его этому научили. Мне мотыльки эти очень понравились. - Я имел в виду не изображение мира, а саму концепцию истории по Михалкову. Михалков пропагандирует такой взгляд на историю, согласно которому мы, русские, выиграли войну только потому, что Бог был на нашей стороне, а не на немецкой. А разве это так? - Думаю, да. Мы же выиграли войну. Значит, Бог был на нашей стороне. - Стало быть, если бы мы проиграли, Бог был бы на стороне Гитлера? - Бог нас наказал. За все гнусности, что мы сотворили в годы Гражданской войны. Вспомните разрушенные церкви, расстрелы священников и так далее. В истории Византийской Империи был эпизод, когда императора сменил один военачальник, такой подонок, заливший всю страну кровью. И был один святой монах, который кинулся на колени и спросил у Бога: "За что?" И свыше раздался голос: "Искал хуже, но не нашёл". Вот вам - за грехи ваши! Понимаете? Уж простите меня за мой мистицизм, но я скажу, что искупление народа было страшное. Да, Бог! Заставил искупить грехи отцов и дедов, искупить предательство. Да, в Великую Отечественную войну наш народ свою вину искупил. И это было страшное искупление. - Получается, в Первую Мировую войну Бог Россию оставил? - Да. Власть сделала всё, чтобы Ленин пришёл к власти. Хотя мы на самом деле Первую Мировую войну не проиграли. Вот что самое дурацкое в этой истории! Без Бога тут точно не обошлось. России стоило всего два месяца отсидеться в окопах. Ничего не нужно было делать. Понимаете? Нам оставалось только ждать, потому что всё остальное происходило на западном фронте. Мы практически разгромили Австро-Венгрию. Мы удержали фронт. Но произошла революция внутри страны, и какие-то мелкие обстоятельства сложились так, что всё это привело в итоге к огромной трагедии. В Петербург не привезли хлеба. В районе Пскова на путях стояли вагоны с хлебом. Но с каким хлебом? Белого хлеба было навалом. Однако хотели чёрного. Потому что белый хлеб был дорогой. И всё это спровоцировало революцию. Когда читаешь всё это, ну, безумие какое-то! Ну, я понимаю голод в Ленинграде во время блокады. Но здесь-то счёт шёл на несколько дней. Выбитая профессиональная армия, когда офицерами становились разночинцы и бывшие крестьяне. К 1916 году оружие было, все оружейные заводы заработали. Если в 1915 году мы отступали под ливнем немецких снарядов, то в 1916-м у военных было всё! От ботинок до снарядов. Два месяца отсидеться надо было, два месяца! И мы были бы державой-победительницей вместе с Антантой и со всеми вытекающими последствиями. И может быть, даже Гитлер бы к власти тогда не пришёл. Потому что Россия бы обязательно настояла бы на том, чтобы союзники ноги об Германию не вытерли, как это сделала Антанта. Если бы Россия не вышла бы из Первой Мировой войны, Второй Мировой бы не было. И вся история пошла бы иначе. Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.