Возвращение незаконно списанных денег может усложниться

Опубликовано: 19 августа 2013 г. в 14:44 1 0Нет комментариев0

Похоже, благие намерения защитить интересы клиентов финансовых учреждений оборачиваются в процессе работы над новой редакцией закона «О национальной платежной системе» лоббированием интересов банков. Минфин предложил внести изменения в наиболее критичную для них статью - о возврате клиентам средств, списанных в ходе несанкционированных операций. В отличие от существующего варианта, безоговорочный мгновенный возврат больше не предусматривается, пишет «Коммерсантъ». Изменения, предложенные Минфином, сводят на нет почти все плюсы, которые граждане получили бы от вступления в силу ст. 9. По сути, существующая редакция статьи обязывала банки в случае несанкционированного клиентом списания средств сначала возвратить ему деньги, а потом разбираться, по чьей вине оно произошло. Новые поправки норму об автоматическом возврате изменяет совсем не в пользу граждан. Клиент сможет рассчитывать на быстрый возврат денег, только если они были списаны со счета после того, как клиент уведомил банк об утере карты или о том, что не проводил последнюю операцию. При этом незаконность последней операции придется доказывать клиенту, а не банку. «Эта версия согласована на последнем заседании рабочей группы по развитию законодательства в банковской сфере и направлена в заинтересованные ведомства», - пояснил замминистра финансов Алексей Моисеев. Отметим, что закон о национальной платежной системе был принят еще в 2011 году. Однако ст. 9 до сих пор не вступила в силу, банкиры неоднократно заявляли о своей неготовности к ее применению, и ее вступление было отложено на 2014 год. Существующая версия статьи предписывала банкам обязательно информировать клиента о проведении операции по его счету и получать его согласие. Если же операция была проведена без соответствующего информирования и получения согласия клиента, банк обязан вернуть клиенту сумму указанной операции, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Клиент, в свою очередь, был обязан информировать банк в случае выявления им несанкционированных операций или утраты карты в течение суток. Все сообщения по трансакциям с клиентом банк обязан хранить в течение трех лет. Новая версия ст. 9 гораздо больше нравится банкирам. В предыдущей, уверяют они, есть весьма серьезные правовые риски: даже если банк честно уведомил клиента по сотовому телефону, суды могут встать на его сторону, сочтя, что уведомления не было. К тому же операторы сотовых сетей просто не хранят в течение трех лет информацию обо всех SMS и не могут гарантировать, что клиент сообщение прочел. Однако глава Финпотребсоюза Игорь Костиков считает, что новые изменения ущемляют права потребителей. «Изначально предполагалось, - поясняет он, - что необходимость обязательного уведомления и автоматического возврата денег защитит потребителей от произвола банков, которые не спешат модернизировать свои системы безопасности». Отметим, что в Псковском регионе предметом преткновения во время судебных разбирательств с финансовыми учреждениями чаще становятся казуистически составленные договора. Об этом ЦДИ сообщил председатель областной общественной организации защиты прав потребителей «Наше право» Александр Алексеев. «Потребитель не должен обладать финансовым образованием, чтобы разобраться в договоре на получение займа или оформление кредитной карты, - рассказал он. - Наша практика показывает, что в случае спорных ситуаций между клиентом и банком нередко приходится обращаться к третьим лицам, специалистам, чтобы проанализировать все тонкости документов. Это неправильно. Человеку должна быть предоставлена ясная и доскональная информация. На деле получается, что финучреждения предпочитают «темнить».

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.