Много электричества

Опубликовано: 10 сентября 2013 г. в 20:06 1 0Нет комментариев0

Премьера спектакля «Послеполуденный отдых фена — версия 1», наконец-то, состоялась. Немногочисленные (зрительный зал в Псковском педкомплексе вместил лишь четыре десятка человек) зрители остались довольны. Завтра шоу повторят еще трижды, прежде чем французский театр Non Nova укатит в Москву, а у растерянных псковичей останутся вопросы в духе «Что это было?» и «Скоро ли еще будет?». Отвечать на них придется Василию Сенину, принявшему в феврале должность худрука Псковского драмтеатра. Строго говоря, зрительный зал в ППК для «Послеполуденного…» не задействован вовсе. Задействована сцена, за ширму которой зрители заходят, словно в магический салон странствующего цирка. И это оправданно – ведь и магия, и цирк здесь имеют место быть. Цирковое прошлое – у директора Non Nova Фии Менар. «Раньше она работала жонглёром в цирке, и ей всегда хотелось научиться управлять предметами, которыми трудно жонглировать», - пояснил на пресс-подходе актер Жан-Луи Уврар, исполнивший главную и единственную «человечью» роль в спектакле. А магия – в этих самых предметах, неодушевленных полиэтиленовых пакетах, которые отчего-то оживают и производят на земле и в воздухе самые что ни на есть драматичные страсти. Да, пакетики летают – парят, а потом вновь опускаются на грешную сцену, чтобы изобразить такие стенические фигуры и па, которые не снились и балетной труппе Большого. Собственно, в полете полиэтилена не было бы ничего знаменательного, если бы не еще несколько слагаемых. Театральный свет и музыка Клода Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», разумеется) приближают перфоманс французов к полноценному спектаклю. Ну и, конечно, как всегда, нужна идея, которая заставит зрителя внимать и соучаствовать. В данном случае – это превращение всем известного элемента упаковки в фигурку человека (с этим Жан-Луи Уврар при помощи ножниц и скотча справляется в самом начале действа за считанные минуты). С фигурами в «Послеполуденном…», кстати, постоянно что-то происходит. Равно как и содержанием, которым авторы шоу жонглируют так же умело, как и формами. От сжатого – к воздушному, от живого – к мертвому, вверх, вниз, наизнанку и шиворот-навыворот. Даже зонт (единственный элемент реквизита, не считая ножниц, пакетов и вентиляторов) используется актером, как минимум, в трех ипостасях. Впрочем, это все в большей степени импровизация, ведь дуновение фена – материя слабоконтролируемая. «Идея спектакля – отдать все на волю случая, ветра», - месье Уврар готов снять с себя всякую ответственность за поведение подопечных углеводородов. Учитывая, что спектакль – для всех возрастов, и детей в ППК на премьере было немало, любопытно было временами поглядывать на юных зрителей и их эмоциональные реакции. Благо что зрительские кресла расположились по кругу, а для самых маленьких на полу, перед красной чертой, за которую заступать нельзя, разложили подушки-пуфики. Даже несмотря на то, что мальчики и девочки кучковались приятельскими группами, происходящее на сцене явно привлекало их больше, чем разговоры на отвлеченные темы. После того, как фокусы с двумя десятками летающих пакетов перешли в разряд волшебства, дети наперебой стали назначать себе полиэтиленовых героев, с которыми каждый себя ассоциировал. И, конечно, огорчались, когда с «чубриками» случались какие-либо неприятности. «Послеполуденый отдых фена», при всяком отсутствии сюжета – великолепные истории о самых разных вещах. Например, это история о детстве, когда ты можешь придумать что угодно, а потом нафантазировать, что это «что угодно» воплотилось в жизнь. Команда Non Nova, похоже, решила донести это подзабытое ощущение до мира взрослых, и просто хорошо постаралась, чтобы сделать сказку былью. «Настраивали все несколько месяцев, большая лабораторная работа была проведена», - признался Жан-Луи Уврар, раскрывая секреты шуток с гравитацией. Представление длилось всего 30 минут, по истечении которых зрителей выпустили в зрительный зал, а в фойе ППК обнаружился художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Василий Сенин. Сегодняшняя премьера – одно из немногих заметных публике проявлений его работы на ответственном посту. Французов в Псков пригласил именно он, равно как и челябинский LIQUID theatre, который накануне Дня города размазал по историческому центру запоминающийся спектакль SVADьБА. Вот, собственно, и все – если не считать промо-«Газели» с надписями «Иди в театр» на бортах. Впрочем, Василию Сенину, наверняка, есть чем заняться и помимо публичной демонстрации своего худруковского рвения: драмтеатр сейчас переживает реконструкцию, а ремонты в России еще никому легкой кровью не давались. Хотя вот псковские актеры, говорят, нечасто видят своего худрука. То он в Санкт-Петербурге прозябает, то в Краснодаре пьесы ставит. А псковских театральных деятелей брезгливо обходит стороной, и даже – неслыханный моветон! – сбегает из междугородней маршрутки, очутившись с псковичами на соседних креслах. Хотя, если верить страничке Василия Сенина на Facebook, он все время проводит с пользой, и даже, очутившись в Великобритании, две недели отчаянно впитывает нравы и обычаи тамошних театралов. Как бы то ни было, радует уже тот факт, что худрук Сенин четко видит свою миссию, и последовательно движется к цели. «Театр должен стать культурным эпицентром в городе», – заявлял он всего месяц назад журналу «Театрал». – «Он должен быть интересен людям, которые живут здесь, говорить с ними о том, что происходит в их жизни». Жаль только, что даже при существующем интересе псковичей к сцене голоса драмтеатра в городской жизни пока не слышно. Горожане, может, и рады бы изменить свой культурный облик, да только коротких, то к тому же иноземных, вспышек вроде LIQUID theatre и Non Nova для такой масштабной задачи явно недостаточно. Чтобы случился диалог, надо чтобы наш академический театр драмы имени А. С. Пушкина, наконец, заговорил устами своих актеров. Даниил НОВИКОВ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.