Культобзор: радость в чистом виде

Опубликовано: 19 ноября 2013 г. в 17:43 1 0Нет комментариев0

Сказать, что концерт «Джазовой провинции» был классным - ничего не сказать. По сути, эти парни сделали нам день, а, может, и больше. Пожалуй, вся осень была не лишней, и весь этот - тяжёлый и дрянной по сути, что уж… - год, может быть, мы когда-то любовно вспомним за один-единственный вечер, когда в Пскове пел Билл Эванс…

Ах, эти разные ботинки…

Поначалу, впрочем, всё было почти обычно: весело и мило. «Я тут такой красивый, в красном пиджаке и зелёных ботинках, только потому, что так дизайнер велел», - объяснил Леонид Винцкевич. Дизайнер при этом, оказывается, руководствовался прямыми аналогиями: в зелёное и красное одет новый альбом «Винцкевич-Тейлор квартета» - очень симпатичного русско-американского проекта, который и начинал концерт нынешней «Джазовой провинции» в Пскове.

«Винцкевич-Тейлор квартет» - своего рода визитная карточка «Джазовой провинции» в Пскове.

Зелёные башмаки клавишника (создателя и арт-директора фестиваля «Джазовая провинция», между прочим), красные - саксофониста… Да и джаз, который они играли, никак не был ни белым, ни чёрным - пожалуй (да простят меня учёные-музыканты, назубок знающие историю и теорию вопроса!), он был вполне себе разноцветным. Слушать Леонида и Николая Винцкевичей (фортепиано и саксофон соответственно), Джоэла Тейлора (Joel Taylor, ударные) и Кипа Рида (Кip Reed, бас) было очень приятно. И слышать, как сделана их музыка, - интересно. Ах, какой раскачивающийся подъём по полутонам - стóит многих взлётов! А вот вам «оглядка» на русских, XIX века, классиков, с таким кайфом «вплетавших» в симфоническую ткань интонации колокольного звона. А вот вам и совсем «Эй, ухнем!». Несколько прозвучавших в Пскове композиций «со славянскими мотивами» Леонид Винцкевич назвал мировыми премьерами. Дескать, впервые - здесь, а из Пскова уж, проверенные на лучшей в свете публике, - по всему миру. И у лучшей в свете псковской публики, в общем, не было повода в этих словах маэстро усомниться...

Зал принимал музыкантов тепло: хорошая, умная музыка стоила сердечной благодарности. «Как вы внимательно слушали», - не удержался в конце отделения от комплимента Леонид Винцкевич. И добавил, что, значит, есть надежда: может, что-то и понравилось по-настоящему.

Корни разных трав

Наши концерты с этими же музыкантами идут в лучших московских и питерских залах, уточнил Леонид Винцкевич параллели и меридианы фестивальной «провинциальности». Так уж сложилась эта причудливая джаз-география, что столица у неё одна: Нью-Йорк. «Но! - в утешение нашим людям, не принимающим мир, если он как минимум не «дву-столичен», тут же произнёс, - всякий населённый пункт становится столицей на вечер, когда там идёт концерт».

Впрочем, стоило на сцену выйти Биллу Эвансу со своим «Soulgrass», все отсчёты стали как минимум бессмысленными, а это - дорогого стоит. Можно рассказывать о Майлзе Дэвисе и Мике Джаггере в сотворцах, о Грэмми в активе. О том, какой это драйв - играть, например, блюграсс, проросший из причудливой взвеси ирландской, шотландской и английской традиционной музыки, или скоростной фьюжн, взращённый из разных американских корней, джаз-рока, фанка. Можно рассказывать, да. А можно играть и слушать. И пританцовывать хотя бы сидя в кресле, если иначе филармонический зал и, хуже того, - плохо понятая филармоническая традиция не позволяет.

Билл Эванс прекрасен.

Зал так и танцевал: мотал головой в такт, прихлопывал ладонями по бёдрам и коленям, отбивал такт носами модных и не очень туфель, взрывался аплодисментами и замирал - не в протяжённом сосредоточенном внимании, а на мгновение, радостно переводя дух перед новым вздохом и танцем. Эти парни - Билл Эванс (Bill Evans; саксофон, вокал), Дэйв Андерсон (David Anderson, бас-гитара), Митч Стейн (Mitchell Stein; гитара, вокал), Джош Дион (Joshua Dion; ударные, вокал), Райан Кавано (Ryan Cavanaugh, банджо! Банджо в джазе, фантастика!) - на час с небольшим сделали Псков не столицей (бог с ними, с нашими центростремительными амбициями!..). И не счастливым городом даже (у счастья всегда слишком много подтекстов…). Но - берите ещё выше: городом, где радостно.

Радостно, как не бывает.

Новый свет, Старый свет…

Конечно, завершать (обрывать) на этом было бы просто не справедливо. Даже если рассказывать только о музыкальных событиях от прошлого до этого вторника, - неделя была фантастически хороша. Каждый меломан, без преувеличения, мог выбрать своё в непривычно богатой афише. Слушателям предлагали, кажется всё на свете, от «Сплинов» в псковском «Супере» до Тамары Гвердцители в великолукском ДК ЛК.

Без претензии на мировую премьеру, но, безусловно, впервые в Пскове филармонический симфонический оркестр играл симфоническую поэму «Ханицио» мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса и «Первобытную сюиту» Чарльза Сэнфорд Скилтона из США и много ещё чего: концерт из цикла «По странам и континентам» предлагал воображаемое путешествие по Штатам и Латинской Америке, задёшево.

Совсем другие земли открывали перед псковской публикой фантастически лёгкие, летающие по сцене артисты всемирно известного ирландского шоу «Rhythm of the dance», и невероятным казалось, что такой «симфонической» экспрессии в музыке можно достичь, играя на простых, чуть ли не народных инструментах бесхитростные напевы. И не придумывая при этом ничего - просто ничтоже сумняшеся много раз повторяя мелодию с крепким, как ром, crescendo…

На сцене псковской филармонии - летучие ирландцы.

Шоу было ярким - сплошные чудеса от заезжего мастера иллюзий. Чистый синий цвет вдруг превращал зал и сцену в огромное, гулкое пространство, а чистый алый - сжимал до размеров, ну, например, бьющегося сердца. Ритмический рисунок из под ног танцующих казался полноценной мелодией из высоких и низких звуков, хотя …деревянный настил, металлические набоечки на каблуках, откуда уж тут взяться какому-нибудь до-ре-ми. Полнокровные танцовщики казались невесомыми, а весь танец - одним непрерывным прыжком-полётом, но одновременно было даже боязно: как абсолютно синхронные удары такой силы выдерживает не самая надёжная наша филармоническая сцена?..

Кто-то был счастлив (ещё одно путешествие, больше даже во времени, нежели в другую страну), подпевая маэстро Раймонду Паулсу. Концерт советского и латвийского композитора, дирижёра, пианиста и как-то странно ещё и политика Раймонда Паулса формально был посвящён 95-й годовщине провозглашения независимости Латвийской республики и 20-летию Консульства Латвии в Пскове, но от этого хиты и новые песни более независимыми от слушательской любви не стали, наоборот.

Ещё один концерт «к круглой дате» дали на этой неделе в филармоническом зале в Великих Луках: 30-летие отпраздновал камерный хор «Кант», и программа была выстроена нарочито не развлекательно, из классики разных стран и эпох.

В репертуаре великолукского «Канта» далеко не только собственно канты - русские хоровые пьесы XVIII века, но и Моцарта, Брамса, Брукнера, Свиридова, многих других классиков. Фото с сайта http://luki.ru

- Есть мысли и чувства, к которым люди обращаются нечасто. Исправить это может хорошая классическая музыка, как раз такая, которую мы исполняем, - подытожил, комментируя концерт, руководитель и дирижёр хора Иван Беседин. - Очень хочется, - признался, - чтобы наши голоса помогали задуматься, почувствовать что-то большее, чем суета каждого дня.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.