«Красный туризм»: Псков в тренде

Опубликовано: 10 июля 2014 г. в 23:07 3 0Нет комментариев0

С 9 по 11 июля в Пскове проходит мероприятие, название которого трудно выговорить на одном дыхании: очередное заседание подкомиссии по сотрудничеству в области средств массовой информации межправительственной российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.

В работе этой «подкомиссии комиссии» принимает участие заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. Собственно, благодаря господину Волину и его другу – сенатору от Псковской области Михаилу Маргелову российско-китайская встреча и проходит в одном из лучших отелей города.

Договоренности об этом возникли почти год назад, когда заместитель министра и сенатор приезжали в Псков накануне Дня ВДВ (1 августа). Тогда пребывание на Псковщине этого многолетнего товарищеского, творческого и профессионального тандема носило неформально-дружеский оттенок. Хотя Алексей Волин встречался и с вице-губернаторами, и с главой Пскова, и с представителями местного бизнес-сообщества, и с главными редакторами псковских газет. И вот тот визит дал такие, несколько неожиданные всходы.

Не сносите прошлое – вдруг пригодится!

Сам Алексей Волин считает, что для Псковщины трехдневная встреча с китайскими товарищами является очень важной и полезной: «Китай – один из крупнейших поставщиков туристов на мировой туристический рынок. И многие страны, многие регионы буквально борются за то, чтобы привлечь и заинтересовать китайского туриста. В заседании нашей комиссии принимают участие все лидеры китайского медиарынка. И поэтому, если в Китае будет известно о туристических возможностях Пскова, это серьезно повысит привлекательность региона для китайцев. Тем более, что в Китае сейчас развивается два направления туризма: культурно-познавательный, связанный с посещением различных исторических мест, и так называемый, «красный туризм», связанный с посещением мест с коммунистическим, революционным прошлым».

Тут невольно начнешь испытывать чувство глубокой благодарности по отношению к псковским коммунистам, которые грудью встают на пути робких предложений о сносе (или переносе) хоть одного памятника Ленину в Пскове. И, конечно, отдельная большая благодарность псковским музейщикам: могли бы ведь в суровые годы перестройки и прикрыть квартиру-музей будущего вождя мирового пролетариата вместе с домиком «Искры». Но не снесли и не закрыли. А тут как раз китайские товарищи начали активно ездить по миру вообще и по ленинским местам в частности. Алексей Волин дальновидность псковичей поддерживает: «Никогда не надо сносить свое прошлое! Оно может пригодиться... То, за что недавно было стыдно, с течением времени становится интересно (в худшем случае), а в лучшем случае – полезно».

Правда, масштабная (и уже можно сказать – многолетняя) реконструкция Пскова способна отпугнуть любого туриста. Но Алексей Волин уверен – не китайского: «Китай – страна, которая сама перманентно находится в состоянии реконструкции. Более того, все реконструкции – это свидетельство того, что есть развитие. Я в прошлом году был очень впечатлен той работой, что проведена в Изборской крепости, завтра поеду, посмотрю, что там за год изменилось. Я в Пскове бываю практически ежегодно - с 1978 года, и всегда посещаю Изборск».

Но не стоит думать, что китайский турист не прихотлив. Что он готов спать, где угодно, или есть, что придется. «Очень мало людей, которые предпочитают экстремальные виды туризма. Для остальных важны комфортные, не слишком дорогие отели. И тут мы могли бы поучиться у китайцев, они как раз построили множество таких прекрасных, не очень дорогих (в отличие от Европы и США) отелей. В Пскове они тоже есть, хотя могло бы быть и больше. Вот люди, приехавшие на заседание подкомиссии, столкнулись с тем, что не могли найти свободные номера в тех отелях, в которых хотели бы жить. Также обязательно нужна сеть ресторанов, особенно национальной кухни, с региональным специалитетом. Я ведь тоже еду в Псков из Москвы не за тем, чтобы есть моцареллу, здесь хочется пробовать русские блюда и национальные напитки, в умеренных количествах», - отметил заместитель министра.

Что они делают со своим интернетом?

Но главной задачей российско-китайской встречи в Пскове всё же является не пиар туристического потенциала страшно далекого от Китая региона, а развитие информационного сотрудничества. Здесь, по словам Алексея Волина, всё хорошо: реализуется около 70 двухсторонних проектов между российскими и китайскими газетами, радио, между ИТАР-ТАСС и большим количеством китайских информационных агентств. Но не будет ли у российской стороны соблазна перенять китайский опыт в сфере регулирования интернета? Мы, в общем-то, и так одной ногой на этом пути, а Китай свой интернет цензурирует и ограничивает уверенно.

Но заместитель министра связи и массовых коммуникаций России уверен, что китайцы нас плохому не научат. Хотя бы потому, что «мы друг друга не учим. И вообще исходим из той точки зрения, что медиа – это бизнес. И в этом бизнесе есть общие интересы, они касаются обмена информацией, технологических, культурных, экономических возможностей двух стран. Мы можем заниматься производством совместных программ, сериалов, подготовкой кадров. Но что они делают со своим интернетом, а что мы делаем со своим – никому из нас неинтересно. Мы не обсуждаем в ходе нашего общения вопросы регулирования интернета».

Но после того, как слово «регулирование» вообще прозвучало, трудно было удержаться от вопросов «по специальности» заместителя министра связи и массовых коммуникаций. В частности, как он относится к попыткам приравнять сервисы, аккумулирующие новости, к СМИ? Обсуждалась же недавно такая возможность – на примере Яндекса. Господин Волин от этих инициатив решительно отмежевался: «Наше министерство не поддерживало эту инициативу: интеграторов новостей невозможно приравнять к СМИ. Ведь тогда по этой логике к СМИ можно приравнять и киоски, которые тоже выкладывают в определенной последовательности и зависимости обложки газет и журналов. Яндекс-новости занимаются той же выкладкой, которую мы видим на витрине киоска. Но никто не требует приравнять киоски к средствам массовой информации. В принципе, мы в министерстве придерживаемся желательности соблюдения нормотворческого минимализма: нормативов, инструкций, законов, регуляций не должно быть слишком много. Мы придерживаемся той точки зрения, что если можно прожить без какого-то закона, то лучше без него прожить».

Но без закона о запрете рекламы на платных каналах прожить было, как выясняется, нельзя: «Этот закон нами поддерживался, потому что он выгоден как кабельной индустрии, так и телевизионной. Многие эфирные каналы стали сталкиваться с тем, что реклама от них стала уходить к кабельным каналам, в том числе иностранного производства, что ставило их в неравные условия. Потому что небольшой российский канал тратит большие деньги на производство собственного контента, создает рабочие места, платит налоги. А тут приходит кто-то с готовым пакетом условного «диснея», не потратив ни копейки на уже давно созданный и окупленный контент, и начинает собирать аудиторию. И капитализирует свое общение с этой аудиторией, забирая у вас рекламу. При том, что пользователь, заплатив абонентскую плату, должен быть избавлен от рекламы! В целом ряде стран такие законы существуют: иностранным каналам, не производящим контент на местных условиях, запрещено заниматься коммерческой деятельностью. С точки зрения кабельщиков – это тоже плюс. Потому что так называемый ARPU – деньги, получаемые с абонентов, у них в этой ситуации начинает возрастать. Базируясь на этом законе, можно навести порядок во взаимоотношении кабельщиков и телевизионщиков, которые до сих пор спорили: кто кому должен платить, в каких случаях и когда».

Сокращение через объединение

В целом в очередной свой приезд в Псков Алексей Константинович подтвердил репутацию человека, который может обосновать любую точку зрения. Например, будучи заместителем руководителя аппарата правительства РФ (с 2000 по 2003 годы) Алексей Волин считал, что количество СМИ, принадлежащих государству, надо радикально сокращать. И что государство должно как можно меньше вмешиваться в деятельность средств массовой информации. С 2012 года, став заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ, он отвечает за проведение государственной политики в области СМИ. Не вмешивается, но проводит. Напомним, что и председатель российского правительства Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом РФ, также заявлял о необходимости форсировать сокращение государственных СМИ. Но вот уже несколько лет никто ничего не форсирует – во всяком случае, в Псковской области мы этого не ощущаем, скорее наоборот.

Алексей Волин с этим не согласен: сокращать ведь можно по-разному. «Процесс идет. Но Дмитрий Медведев говорил о сокращении через приватизацию. У нас сейчас сокращение идет через объединение. На федеральном уровне один из примеров – это объединение «Голоса России», РИА Новости и «России сегодня». В регионах мы с большим удовольствием наблюдаем за процессом создания холдингов: когда большое количество региональных СМИ объединяются, происходят оптимизация затрат и повышение эффективности. В Татарстане, например, мы наблюдаем 30% падение подписки, в холдинге «Татмедиа», куда объединены все республиканские СМИ, падение составило лишь около 7%. Это очень хороший показатель».

И, конечно, Алексей Волин умеет быть дипломатом, когда нужно. Так, в Пскове он предсказуемо не дает никаких комментариев о начавшемся предвыборном процессе: «Я не хотел бы давать никаких прогнозов и определений, потому что всегда найдется большое количество доброхотов, которые истолкуют каждый мой комментарий, как попытку вмешательства федеральной власти в процессы, происходящие в регионах, в том числе в Псковской области. С учетом того, что я не тяжелой металлургией занимаюсь, а информацией, это точно так и будет истолковано. Но я очень надеюсь, что в Псковской области процесс пройдет в рамках политической культуры и взаимного уважения всех участников. Потому что их уважение друг к другу – это демонстрация уважения к избирателям: за каждым из участников стоят люди, их мнение в любом случае заслуживает уважения».

Золотые слова. Никаких тебе «нужно слушаться дядю, который платит деньги» и «мне наплевать на вашу реакцию» - напомним, что эти заявления, сделанные Алексеем Константиновичем в 2013-м году на ежегодной научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ, здорово возмутили медиасообщество. Заместитель министра тогда имел случай убедиться, что честность – не всегда лучшая политика. В отличие от вежливости. А сейчас в России популярны именно вежливые люди.

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.