Режиссёр спектакля «Гедда Габлер» Виктория Луговая: По-моему, самоубийство – это поступок

Опубликовано: 10 сентября 2014 г. в 15:48 53 0Нет комментариев0

Спектакль по пьессе Ибсена «Гедда Габлер» в постановке молодого режиссера Виктории Луговой открыл в минувшую пятницу серию премьерных спектаклей 108-го псковского театрального сезона. (Рецензии на эту постановку блогеров ПАИ Александра Донецкого и Алексея Жихаревича можно прочитать здесь >>>) Это уже вторая работа Виктории на сцене Псковского драматического театра: ее первый спектакль «Четыре картины любви» был представлен зрителю в конце января и получил хорошие отзывы. Псковскому агентству информации режиссёр рассказала, как возникла идея постановки этого спектакля и чем её заинтересовал образ Гедды.

Год назад мне подарили книгу, которая была посвящена подробному исследованию творчества Генрика Ибсена. В ней исследовались и разбирались все пьесы этого драматурга, и в процессе чтения я поняла, что хочу поставить именно его пьесу. Я, можно сказать, заболела этой идеей. А потом удачно сложились и звёзды, и судьба, и мне предложили поставить спектакль на Большой сцене. Я сказала, что хочу ставить именно Ибсена, и Василий Сенин [художественный руководитель Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина – ПАИ] поддержал мою идею, он сказал: «Да, будет здорово, давай Ибсена» - и началась работа. Стали думать над материалом, и как-то быстро пришли к согласию, что это будет именно «Гедда Габлер».

Спектакль наш достаточно сложный, знатоки, которые читали Ибсена? найдут в Гедде вкрапления из других пьес - это «Кукольный дом» и «Привидение». Для меня все три героини – это женщины с большой буквы, женщины которые совершили поступок. В чьих-то глазах, возможно, это не поступок, а преступление, но, по-моему, самоубийство – это поступок.

То есть основная идея этой пьесы скрыта в женской психологии?

По названию пьесы «Гедда Габлер» уже можно судить, кто центр всей истории. Эта пьеса о человеке, которые решает уйти из жизни, и мы в спектакле исследуем, как и через что человек проходит, чтобы в итоге совершить этот поступок.

С чем в вашей интерпретации борется героиня внутри себя, в чем её основной конфликт?

Как ей кажется, она борется с окружающим миром, может менять судьбы людей, ссорить их друг с другом или мирить, что она обладает необходимой для этого властью, то есть уподобляется почти Богу, ставит себя на его место. Но в итоге она проигрывает в этой борьбе, понимая, что никакой она не Бог, и никогда она не была ведущей, а скорее ведомой. Гедда просто пешка в руках других людей и жизненных ситуаций. И когда её представления о жизни, её мир рушатся, это приводит к самоубийству.

Этот поступок - проявление силы или слабости, невозможность смириться со сложившейся ситуацией?

Мне кажется, что это – сила, но опять же, понятно, что этот поступок имеет две стороны. Религия самоубийство осуждает, но, тем не менее, в истории много примеров, когда великие, талантливые, гениальные люди приходили к решению уйти из жизни. Кто осудит Цветаеву, Маяковского, Есенина? Я тоже не берусь их судить и не знаю, хорошо это или плохо. Возвращаясь к Гедде Габлер: пусть зритель сам решает, осуждает он её за этот поступок, считая её слабой или наоборот, поймет, почему она так поступила. Моя задача как режиссера состояла в том, чтобы показать её жизненный путь, сделать его убедительным и очевидным, показать, как она пришла к самоубийству. Удалось мне этот или нет, время покажет.

Были сложности в выборе актеров для этого спектакля?

Прежде всего, мне нужно было найти актрису на роль Гедды Габлер, потому что нельзя поставить «Гамлета» без Гамлета… Мне сразу стало очевидно, что для главной роли подойдет Мария Петрук, я доверилась своей интуиции - режиссеры часто ею пользуются, есть вещи, которые логически трудно объяснить. Много в театре молодых, красивых, притягательных актрис, но почему-то именно на Марии Петрук у меня все сошлось, я её увидела и поняла, что это мой человек. И уже начав работать над постановкой спектакля, я поняла, что выбор был сделан правильный, не было ни одного момента, когда я пожалела.

Роль очень сложная, она может надорвать психику, а Мария - актриса достаточно юная, и многое в себе преодолевала, чтобы сблизиться с персонажем, понять её, почувствовать. Перед Марией Петрук я снимаю шляпу - это не просто: она три часа находится на сцене, ведет диалоги, есть и пластические какие-то элементы, это очень нелегко физически, не говоря уже об остальном. Я восхищаюсь этой актрисой и желаю, чтобы в дальнейшем у неё было много интересных ролей. А Гедда Габлер помогла подняться ей на новый исполнительский уровень.

Как вам работалось над спектаклем с художником-постановщиком Георгием Пашины?

Изначально происходит выбор художника, чтобы сразу между нами было понимание, чего режиссер спектакля хочет, и какими средствами этого можно достичь. Георгий Пашин - он ученик Фирера, живет в Петербурге, несколько лет назад закончил театральную академию. Нам было интересно работать вместе. Конечно, бывали разногласия, но это уже «кухня».

Почему зрители должны прийти на спектакль «Гедда Габлер»?

Может это странно прозвучит, но спектакль, на мой взгляд, получился очень красивым. Это заслуга и актеров, и художника по свету (у нас очень хороший художник по свету, Денис Солнцев – он в этом году получил «Золотую маску»). В спектакле свет как отдельный персонаж, Денис сделал его потрясающе. И декорации не банальные, то есть все получилось очень эстетически красиво.

Я сейчас не могу говорить о своей работе – это пусть оценят зрители и критики, но я могу оценить работу своих коллег, считаю, что они очень много вложили в спектакль и мне нравится то, что получилось.

Спектакль - он как ребенок он будет расти и развиваться со временем, но то, что этот ребенок уже есть - я счастлива. Дай Бог, я буду ещё какое-то время наблюдать за его развитием.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.