Псковичи — реконструкторам набережной Псковы: «Жалко ваших трудов! »

Опубликовано: 17 сентября 2014 г. в 16:19 4 0Нет комментариев0

Проект реконструкции набережной рек Псковы и Великой от Золотой набережной до улицы Застенной нареканий в профессиональном сообществе не вызвал, хоть и был очередным этапом создания туристско-рекреационного кластера «Псковский». Авторами данной части проекта (а также той, что касается набережной Псковы от Троицкого до Кузнецкого моста, включая улицы Воровского, Карла Маркса, Милицейскую) были уважаемые в Пскове архитекторы Владимир Шуляковский и Галина Тютюнникова. Свою работу они выполнили бережно, тактично, хотя сроки были, мягко говоря, сжатые - две недели недели.

Проект во многом спасло то, что архитекторы были псковские, а не, скажем, тюменские. То есть они знали, и хорошо знали, с чем имеют дело. Да и сам процесс реконструкции этого участка кластера идет вроде бы спокойно, сроки выдерживаются. Реальные сроки, а не те, что были изначально указаны в информации о размещении заказа на право заключить этот муниципальный контракт (там при конечном сроке подаче заявок на участие в тендере 6 ноября 2013 года срок окончания работ был почему-то обозначен - «до 24 декабря 2013 года). Да что там говорить, если заместителя главы правительства России Ольгу Голодец во время её последнего визита в Псков первым делом привезли именно сюда - на правый берег Псковы, на смотровую площадку, с которой открывается волшебный вид на устье и башни нижних решеток. И первое, что она сказала: «Какая красота!»

«Это же как с человека кожу содрать!»

Поэтому для нас звонок псковичей, проживающих в районе улиц Леона Поземского, Олега Кошевого, улицы Набата, был как гром среди ясного неба. «Они повредили огромное количество деревьев! Придите и посмотрите сами -сколько их там теперь с поврежденной корой. А зачем обрезали ветви березы рядом с «Пожаркой»? Это же было уникальное дерево, раскидистое. И оно никому не мешало, только радовало! Когда ветви обрезали, места среза даже не обработали, она так соком и исходила.

А те ели, что посадили рядом с ней и еще в нескольких местах? У меня просто слов нет, вам их надо своими глазами увидеть», - волновалась псковичка Алла Николаевна Павленко. Ну что же, очередной зеленый скандал. Пскову к ним не привыкать. И мы поехали реагировать.

С Аллой Николаевной мы встретились у «Пожарки». Сразу скажу: если бы она не обращала мое внимание на каждое поврежденное дерево, я бы вряд ли заметила ущерб. А всё потому, что деревья пострадали еще в середине лета, раны успели потемнеть. «Вы действительно считаете, что в этом нет ничего страшного? Да это же как с человека кожу содрать! Я уж не говорю о том, что деревья оказались беззащитны перед вредителями, которые спокойно могут перезимовать под корой», - Алла Николаевна не может скрыть своего возмущения. И признается, что готова поверить даже в конспирологическую версию: не специально ли вредят деревьям, чтобы потом их просто спилить за негодностью?

Справедливости ради: на этом участке реконструкции деревья практически не вырубали, а даже совсем напротив - сажали новые. Но те самые ели, на которые нас приглашали взглянуть, это действительно что-то из ряда вон выходящее. Они, как бы это помягче... До изумления кривые!

Как спуститься к реке?

Впрочем, неосторожное обращение с деревьями, а также посадка странных ёлок - это только первый пункт списка претензий местных жителей к тому, как идет реконструкция. На берегу Псковы мы встретились с еще одной соседкой кластера - Татьяной Всеволодовной Чугуновой. И она, и Алла Николаевна огорчены тем,что в проект не вошло оборудование хотя бы одного спуска к воде. В результате, например, у той же знаменитой смотровой площадки люди спускаются к реке по очень импровизированной тропинке, с риском сломать ногу. А к воде подойти хочется: покормить уток (люди специально с детьми приходят, а малышам особенно трудно дается не столько спуск, сколько подъём), полюбоваться Псковой, которая всегда была такой доступной, домашней... Кстати, известный псковский общественник Юрий Стрекаловский (он и живет в тех местах) в сообществе «Защитим исторический Псков» недавно пенял автору проекту Владимиру Шуляковскому на отсутствие такого спуска. Владимир Николаевич напомнил Юрию Николаевичу, сколько времени было отведено на проектирование - разумеется, в состоянии такого цейтнота невозможно было проработать все необходимые детали. Но и изменить утвержденный и «осметченный» проект теперь практически невозможно.

Казалось бы, мелочь на фоне такой-то красоты. Но я, например, слышала и совершенно категорические мнения на этот счет: мол, набережная — городская, и вы, уважаемые псковичи, ведите себя как горожане! То есть гуляйте по специальным дорожкам, на речку и памятники любуйтесь в специально отведенных местах. И рыбу ловите за городом! Но, простите, тогда весь этот разговор — не про Запсковье в частности и не про Псков в целом. Город у нас, напомню, по-хорошему провинциальный и удобный для жизни. И хотелось бы, чтобы для псковичей он становился еще удобнее, а не наоборот.

Не смоет цветочки?

Правда, рыбаки к своим излюбленным местам и раньше спускались, где могли. Но в период реконструкции эти «самоспуски» рискуют стать проблемой - склон-то и без того осыпается. У этой части города сложный рельеф: уклон идет от улицы Леона Поземского и береговые склоны в полный рост ставят вопрос водоотведения. Разумеется, ливневая канализация была серьезной частью проекта, её предусмотрели и сделали. Правда, соседи реконструкции говорят, что, например, у смотровой площадки сток организовывали уже после того, как благоустроили дорожки: просто из-за первого же серьезного ливня у площадки скопилось столько воды, что пришлось разбирать уложенную плитку и организовывать под дорожкой дренаж с выходом к реке (там этот спуск для воды выложен серьезными такими камнями). А в районе «Пожарки» и несколько далее в сторону Золотой набережной в двух местах береговые склоны были размыты основательно. «Туда три или четыре грузовика подсыпки вбухали», - вспоминают наши собеседницы. Размывание грунта в этих местах всегда имело место. Но с началом реконструкции оно стало интенсивнее — при том, что лето было сухое. А в тех местах, на которые указывают местные жительницы, георешетка почти полностью обнажена.

Когда мы ею любовались, к нам подошел прогуливавшийся рядом мужчина: «Извините, а вы из какой-то приемочной комиссии? Или, может, общественной организации? Дело в том, что тут серьезно нужно обратить внимание на водоотведение!» «Ну вот видите, мы все, здесь живущие, говорим об одном, не сговариваясь!» - разводят руками мои собеседницы. Ни они, ни я до этого не были знакомы с Юрием Петровичем Сиротиным, но он тоже по-соседски наблюдает за работами в этом красивейшем уголке Пскова. И считает, что, например, при таком объеме колодца,принимающего уличные стоки, труба, выводящая их в реку, имеет недостаточный диаметр. Он тоже обеспокоен тем, что береговые склоны осыпаются и размываются. И что же будет с ними весной? Раньше, видимо, естественно сложившееся укрепление берега как-то удерживало ситуацию в рамках. Но проводимые работы эту естественность нарушило. И псковичи опасаются результатов... «Вот занимаются благоустройством, сажают цветы, а я боюсь, что при сильном ливне или затяжных дождях эти клумбы просто смоет. Жалко этих трудов», - признается Алла Николаевна.

Это не брак, это изыск

Мы обратились к одному из работников, занимающихся благоустройством клумб — у подрядчиков-то нет таких опасений? Но оказалось, что представители ООО «Магнолия» - это субподрядчики, они занимаются только озеленением согласно проекту, ливневая канализация не в их компетенции. А субподрядчики сажают цветы-многолетники, которые, между прочим, некоторые бессовестные горожане выкапывают!

Зато озеленители помогли прояснить кривизну ёлок. Оказывается, это не брак. Это декоративный изыск — одна из разновидностей сербской ели. Растение, по мнению специалистов, изящное, сильно разрастаться оно не будет, что важно для сохранения обзора ландшафта. А зимой вечная зелень обеспечит яркий акцент в пейзаже. А мы-то думали, что это просто больные ёлки...

Но еще одно опасение, которое высказывают горожане, заставило меня напрямую обратиться к начальнику Управления городского хозяйства администрации Пскова (УГХ у нас почему-то заказчик работ на этих фактически «областных» объектах) Алексею Захарову. Дело в том, что псковичи убеждены: убираться благоустроенная территория будет из рук вон плохо, особенно поздней осенью и зимой. Во всяком случае, до реконструкции убирали её на «троечку», что и понятно при наших бюджетах. Но ведь теперь там столько дорожек, столько лестниц, которые надо чистить — зимой от снега, осенью от листьев. А еще от намытой на дорожки земли: поребриков у дорожек нет, они бы там совершенно не смотрелись, но и от газонной грязи, от земли с тех же клумб тоже защиты нет. Что еще более остро ставит вопрос о проходимости ливневой канализации. К слову, у лестницы, которая теперь спускается от сквера у улицы Поземского к Золотой набережной (там еще памятнику солдату Первой мировой хотели поставить), сток организован честь по чести, над ним решетки. А вдоль этого стока со стороны газона тянется полоска свежего грунта — цветы, что ли, тоже будут сажать? Но в любом случае, уже можно предположить, что большая часть этой земли будет смыта в ливневку. Как тут не озаботиться вопросом финансирования — и на поддержание ливневой канализации (на уже существующую надо 44 млн рублей в год, а выделялось 13% от потребности — это по прошлому году), и на уборку большой облагороженной территории? В общем, были вопросы к господину Захарову, включая все вышеобозначенные по деревьям, новым посадкам и ливневке (то, что спусков к воде сделать не удастся — это я предсказываю).

Вопросы начальнику УГХ — как он и просил

К сожалению, Алексей Геннадьевич был сильно не в духе. Не то, чтобы наш разговор скатился на уровень «каждый суслик-агроном будет тут с нас спрашивать», но советы и ответы от начальника УГХ следовали противоречивые.

Сначала он заявил, что на каждое поврежденное дерево составлен акт и подрядчика обяжут всё компенсировать. Но когда речь зашла о ёлках, ливневке и цене уборочного вопроса, то господин Захаров справедливо заметил, что он не волшебник. Что вообще-то надзор за работами осуществляет Управление капитального строительства Псковской области (но за приемку-то с заказчика спросят — разве нет?). И работы контролируют 25 (образно) специалистов, что, наверное, посерьезнее, чем тот соседский дозор, которым мы ходили по набережной. В общем, чиновник потерял терпение, а у нас остались вопросы. Задаем их в письменном, то есть печатном, виде, как Алексей Геннадьевич и просил:

- Сколько деревьев признаны пострадавшими в ходе реконструкции набережных рек Псковы и Великой от Золотой набережной до улицы Застенной? Какие меры и в какие сроки будут предприняты подрядчиком для их спасения? Если деревья не переживут зиму, кто и как будет компенсировать их потерю?

- Почему для посадки в парковой зоне этой части туристко-рекреационного кластера были выбраны сербские ели — деревья, не характерные для псковского ландшафта?

- Есть ли у надзорных органов претензии к устройству ливневой канализации на этом участке реконструкции?

- Возможно ли найти решение проблемы размыва береговых склонов реки Псковы, который, по мнению местных жителей, усилился, когда начались работы по реконструкции правого берега Псковы?

- Возможно ли обустройство спуска к воде (желательно в районе устья Псковы), если такой спуск не был предусмотрен проектом?

- Какой объем бюджетных средств необходим для регулярной уборки вновь благоустроенной территории от Золотой набережной до улицы Застенной? И какие средства, по вашим прогнозам, будут выделены в 2015-м году?

Вот на эти вопросы мы будем ждать ответа от начальника Управления городского хозяйства. Возможно, он их тоже поставит перед реконструкторами. И тревоги псковичей будут услышаны. Кластер кластером, но людям там жить. Они считают Псков своим городом. Не надо их в очередной раз разочаровывать.

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.