Андрей Царев: Меня волнует не политическая подоплека, а интересы дела

Опубликовано: 30 ноября 2014 г. в 18:07 39 0Нет комментариев0

26 ноября гостем очередного выпуска программы «Двое на одного» на радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал член Общественной палаты России, директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев. Вели прямой эфир главный редактор радио «Эхо Москвы в Пскове» Максим Костиков и главный редактор ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александр Савенко. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Александр Савенко: Андрей Михайлович, я хочу напомнить, что почти год назад вы были избраны в Общественную палату России. Скажите, пожалуйста, что вы считаете основным итогом почти года вашей работы? Какие главные впечатления?

Андрей Царёв: На самом деле не год, а только полгода. Фактическое начало работы - май-июнь этого года. Первое заседание Общественной палаты Российской Федерации, в котором я принял участие, состоялось в июне. Моя работа в Общественной палате связана в основном с двумя секциями: комиссия по социальным вопросам и комиссия по образованию. Сотрудничество с Общественной палатой Российской Федерации ведётся уже несколько лет и при ней существует координационный совет по вопросам людей с инвалидностью, в котором я принимаю активное участие. Эта работа продолжилась и будет, надеюсь, продолжаться для меня как члена Общественной палаты РФ. Конкретно я и мои коллеги по комиссии достаточно активно работали над проектом закона по основам социального обслуживания граждан Российской Федерации, который вступает в силу в январе 2015 года. Мы вносили разные предложения, но всё началось с того, что благодаря Общественной палате закон был заблокирован, поскольку он не отвечал требованиям граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Потом, в процессе переговоров, в процессе работы с органами власти и с общественными организациями, нам совместными усилиями удалось внести ряд существенных поправок в этот закон. Надеемся, что этот закон будет работать на нужды тех людей, которым требуется поддержка. Кроме того, ведётся работа с родительской и педагогической общественностью по разработке специального федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект этого документа также обсуждался неоднократно и в Общественной палате Российской Федерации, и в регионах. Надеемся, что в результате принятия этого документа все дети, которые нуждаются в специализированной помощи в образовании, действительно её получат. Это будет способствовать тому, что никто не будет выброшен из образовательного поля России.

Максим Костиков: Андрей Михайлович, вы сразу начали рассказывать о своей работе. Давайте поговорим, следуя от частного к общему. Общественная палата существует как институт более 5 лет и на федеральном уровне, и на региональном. Вы отработали несколько лет в региональной Общественной палате. Тем не менее, для большинства наших сограждан, как показывают и опросы общественного мнения, и публикации в СМИ, Общественная палата остаётся тайной за семью печатями. Для чего она создана, зачем она нужна, сколько она стоит налогоплательщику? Этими вопросами даже мои коллеги журналисты не раз задавались. Существуют разные точки зрения о том, что это не более как профанация, декоративный орган при достаточно авторитарном режиме, который складывается в нашей стране для того, чтобы показать, что и у нас общественники, уважаемые люди тоже собираются за круглым столом и якобы дают мудрые советы региональной или федеральной власти. Их даже наделили правом законодательной инициативы. Правда, в Псковской области мы видели только один закон. Расскажите, развейте мифы.

Андрей Царёв: Мне кажется, какая бы власть ни была в стране, она заинтересована в поддержке общества. Но реальная поддержка может быть тогда, когда реальные инициативы оказываются во благо общества. Для того чтобы это происходило, должен быть какой-то мостик, какой-то медиатор, который не просто давал бы оценку тем или иным действиям власти, но чтобы он мог транслировать и снизу, из общества те нужды, те инициативы, те идеи, которые есть у людей. На мой взгляд, Общественная палата могла бы быть таким мостиком, который соединял бы власть и народ.

Александр Савенко: Но это в теории. А на практике, является ли она коммуникационной трубой между обществом и властью?

Андрей Царёв: Мы ещё далеки от идеала. Тем не менее, мы стараемся идти этим путём. Очень важно, чтобы наши жители понимали, чего хочет власть теми или иными действиями. И с другой стороны, чтобы власть не испытывала иллюзий в отношении поддержки со стороны общественности. Доносить какие-то посылы, которые хотят сделать власть имущие в отношении своих сограждан, с одной стороны, а с другой - рассматривать и собирать какие-то экспертные сообщества за круглым столом, чтобы они дали оценку тому или иному действию, тому или иному документу, который приняла или собирается принимать власть. Важно сделать общественные слушания такими, чтобы на них можно было выразить согражданам своё мнение по тому или иному вопросу. Например, стоит или не стоит строить рядом с Покровской башней гостиничный развлекательный комплекс, оправданы ли те средства, которые были затрачены на Детский парк, на набережную и другие вопросы, которые волнуют людей. Очень важно, чтобы была обратная связь. Законы, принимаемые на региональном или федеральном уровне, обязательно должны проходить общественную экспертизу.

Александр Савенко: И всё же, спустя годы работы Общественной палаты что же превалирует: процесс или результат? Ну, проводите слушания, собираетесь своим кружком в большом зале администрации Псковской области, обсуждаете те вопросы, которые вам предложили к обсуждению. А результат-то есть? Вы можете за эти годы привести хотя бы один пример региональный, тем более федеральный, когда удалось отстоять, например, площадку рядом с памятником архитектуры или не дали построить дом во дворе (точечной застройки примеров масса), защитили экологическое состояние реки Великой, не дали принять антисоциальный закон законодательному Собранию. Приведите, пожалуйста, любой пример.

Андрей Царёв: Всех результатов я вряд ли могу знать. Но то, что прислушиваются к мнению общественников и Общественной палаты, это так. На федеральном уровне Общественной палатой был заблокирован первый проект закона об основах социального обслуживания Российской Федерации. В Псковской области проводится достаточно много разных мероприятий под эгидой Общественной палаты совместно с усилиями общественных организаций по защите памятников архитектуры, по экологической ситуации, сферы образования. Здесь в меньшей степени можно говорить о какой-то правозащитной деятельности, сколько о каких-то развивающих моментах, созидательных. Создавая площадки для обсуждения каких-то культурных моментов, связанных с развитием социальной жизни, Общественная палата выносит свои конкретные предложения на более высокий уровень власти с надеждой на то, что они будут как-то рассмотрены, будет какое-то дальнейшее движение. Этот процесс является тоже своего рода результатом деятельности членов Общественной палаты.

Александр Савенко: Вы, как я понимаю, видите в большей степени миссию Общественной палаты как консультативного органа, как элемента позитивных предложений, высказывания своих позиций и в меньшей степени - защиту прав, интересов граждан, либо отдельных социальных групп?

Андрей Царёв: Я думаю, и то, и другое. Как у члена Общественной палаты у меня просто больше опыта в обсуждении каких-то законопроектов или участия в каких-то акциях, действиях, которые направлены на развитие. Есть люди, есть члены Общественной палаты, которые большую часть времени проводят в правозащитных мероприятия. Поэтому я не считаю, что есть какой-то приоритет у того или другого направления. И то, и другое важно.

Александр Савенко: На Псковскую Ленту Новостей начали поступать вопросы. Зоя Сергеевна спрашивает: «Знаю вас как прекрасного педагога, а про Общественную палату не слышали. Это не помешает вам заниматься детьми? Общественная работа - это на общественных началах или за неё платят? Если не секрет, то сколько?».

Андрей Царёв: Начну с последнего вопроса. Нет, за общественную работу ничего не платят. Иначе это был бы, конечно, нонсенс. То, что касается совмещения с педагогической деятельностью. Я начал заниматься общественной работой потому, что были, на мой взгляд, недостаточные условия для образования детей с особыми потребностями. Недостаточные в плане законодательных основ для такой работы. Когда мы создавали Центр лечебной педагогики, дети, которыми мы сейчас занимаемся, считались необучаемыми. Тем самым нарушалось их право на образование. Сейчас мы всё больше и больше отходим от этого. Я упомянул уже федеральный государственный образовательный стандарт, в разработке которого принимаем активное участие я и мои коллеги. Это тот самый инструмент, который требует и общественной экспертизы, и поддержки со стороны профессиональной общественности и родителей. Поэтому я расцениваю свою общественную деятельность как определённый инструмент в решении педагогических задач и задач профессиональных, которыми я занимаюсь, в решении проблем социальных, поскольку мы работаем с детьми, которые, к сожалению, всю жизнь будут нуждаться в помощи - и во взрослом состоянии. Для того, чтобы они имели достойную взрослую жизнь, требуется публичная поддержка, общественная работа, в том числе и в Общественных палатах Псковской области и Российской Федерации.

Максим Костиков: А в вашей профессиональной деятельности помогает ваш статус депутата?

Андрей Царёв: Я думаю, что да. Потому что те чиновники, с которыми приходится сталкиваться по разным вопросам, более внимательно прислушиваются к тому, что говорят профессионалы.

Александр Савенко: Когда вы говорили о работе в Общественной палате, сказали, что входите в комиссии по социальным вопросам и образованию. Эти темы находятся сейчас в центре внимания и другой структуры, членом которой вы являетесь - Общероссийского народного фронта. Сегодня Псковское отделение ОНФ обратилось к губернатору Псковской области Андрею Турчаку от имени граждан, обеспокоенных предстоящими реформами. Я зачитаю это обращение, благо оно небольшое. Общероссийский народный фронт обращается к Турчаку: «Уважаемый Андрей Анатольевич! В последнее время жителей Псковской области тревожит предстоящая филиализация и оптимизация учреждений бюджетной сферы. Появились разговоры о сокращениях не только руководителей учреждений и бухгалтеров, но и врачей, учителей, воспитателей. У населения вызывает массу вопросов объединение волостей. Не станут ли бывшие волости забытыми и заброшенными территориями? Будут ли главные врачи объединённых больниц по-настоящему заботиться о своих филиалах в соседних районах? Будут ли объединённые больницы направлять узких специалистов в соседние ЦРБ, не ухудшая таким образом, а повышая доступность медицинской услуги? Не сократится ли сеть домов культуры и библиотек? Мы неоднократно слышали ваши заверения о том, что изменения должны дать не только экономию, но в полном объёме сохранить сеть социальных, образовательных, медицинских учреждений, оказывающих услуги населению. Койки сохраняются, ни один врач или учитель не подпадает под сокращение, глав волостей обеспечат новым транспортом. Мы верим вам. Вы неоднократно демонстрировали верность своему слову. За это вас и выбрали жители области на должность губернатора. Тем не менее, мы помним, как в 2000-е годы закрывались филиалы учреждений на селе, как причудливо иногда искажались установки властями на местах. 1) Мы предлагаем администрации области принять решение или разработать закон совместно с областным Собранием депутатов, который бы официально, не на словах, запретил бы ликвидацию любого филиала бюджетного учреждения без мнения граждан и учёта их позиции. 2) Мы просим официально закрепить личную ответственность руководителя бюджетной сферы за качество работы филиалов и качество предоставления услуг населению на всей вверенной территории. 3) Мы информируем вас о том, что ОНФ создаёт сеть активистов в каждом районе Псковской области для мониторинга выполнения всех обещаний в ходе проведения запланированной реорганизации. Просим выделить время в вашем графике для регулярных встреч с нашими представителями и знакомства с результатами контрольных мероприятий». Напоминаю, что это письмо Псковского отделения ОНФ губернатору Андрею Турчаку. В связи с этим у меня к вам вопрос. Знали ли вы до сегодняшнего дня о таком обращении общественников и как отреагировали на эти предложения? Готовы ли подписаться под каждым из этих пунктов?

Андрей Царёв: Да, конечно, знал. Я уже подписал это обращение как сопредседатель ОНФ по Псковской области. На мой взгляд, действительно, очень важно, чтобы в результате тех процессов, которые сейчас происходят, не пострадало качество услуг населению на местах, особенно в районах Псковской области. Важно, чтобы, пока мы ещё не отрезали, могли семь раз отмерить и предпринять необходимые действия, шаги для того, чтобы люди не пострадали, чтобы граждане могли также получать услуги и образования, и медицинские, и социальные, несмотря на размеры того или иного населённого пункта.

Максим Костиков: Для вас стал неожиданностью такой резкий поворот в социальной политике после губернаторских выборов? Или вы этого ожидали, может быть, вам как сопредседателю ОНФ это было известно?

Александр Савенко: Вы ведь входили в число людей, поддержавших Андрея Турчака на выборах.

Андрей Царёв: Нет, разумеется. Все эти процессы начались уже после выборов.

Александр Савенко: Как подчёркивает наш главный коммунист Александр Рогов, «подождали ровно месяц - 14 октября об этом было объявлено».

Андрей Царёв: Я не знаю, насколько это было привязано всё и жёстко спланировано.

Максим Костиков: Но для вас это стало неожиданностью?

Андрей Царёв: Да. Я предполагал, что ситуация, которая вызывается разными санкциями и экономической ситуацией, которая разворачивается в стране, что очевидно нам необходимо будет как-то жить больше по средствам, которые есть в бюджете. Что-то будет, но что конкретно, никто не мог предположить. Уже потом, из официальных источников стали поступать сведения о том, что планируются разные мероприятия для того, чтобы оптимизировать свой бюджет.

Максим Костиков: Они не только планируются, они уже проводятся в жизнь.

Андрей Царёв: Да. Они начинают проводиться, но я думаю, что основные какие-то мероприятия реально будут исполняться, начиная с нового года. А сейчас они планируются, потому что верстается бюджет, и сегодня уже будет послание губернатора по поводу бюджета на следующий год.

Максим Костиков: То есть никаких консультаций, никаких встреч предварительных между региональной властью и Общественной палатой, региональной властью и ОНФ не было?

Андрей Царёв: Были встречи с руководителями организаций. Здесь важно, что власть не принимает решений, не посоветовавшись с людьми, которые непосредственно на местах занимаются той или иной деятельностью.

Максим Костиков: На ваш взгляд, власть советуется с людьми или же она уже приняла решение и поставила потом перед фактом, как бы попросив о поддержке? Тут есть, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Андрей Царёв: Приняты решения о том, что нам нужно где-то в чём-то сократить, урезать своё потребление. Но как это произвести? Естественно, ни у кого нет намерения кому-то навредить. Все желают это сделать таким образом, чтобы обойтись без каких-либо потерь. Но вряд ли было бы разумным взять и сделать Андрею Турчаку реформу так, как он это видит. Это невозможно сделать. Поэтому и были предприняты шаги, чтобы люди, которые знают ситуацию на местах лучше, чем люди, наделённые властью, и которые находятся здесь, в Пскове, чтобы они предложили своё видение того, как это должно происходить. И, насколько я знаю, по крайней мере в образовании нет конечного результата, который мог бы быть.

Максим Костиков: Но люди уже получают письменные уведомления о грядущих сокращениях. На прошлой неделе у нас была Ульяна Михайлова в этой студии. Она рассказывала о многочисленных фактах. Бумаги подписаны Аржаниковым, Седуновым.

Андрей Царёв: Это действительно пугает людей. До сих пор мы слышали о том, что планируется сокращение в административно-хозяйственном секторе, что специалистов не будут сокращать. Насколько я знаю, ни один специалист не будет уволен. О том, что это не так, у меня нет информации.

Максим Костиков: Вы в это верите?

Андрей Царёв: Я хочу в это верить. Что у нас в реальности получится, покажет время. Действительно, я за то, чтобы ни один специалист не был сокращён реально. Потому что это вызовет ухудшение качества тех или иных услуг. По крайне мере, из разговоров с представителями власти я понимаю, что у них действительно было и есть намерение оставить тех людей, которые непосредственно оказывают услуги на тех местах, где они работают.

Максим Костиков: Вы в целом удовлетворены тем, как сегодня построен диалог между региональной властью и лигитимными общественными структурами? Вы удовлетворены тем, как вы в этом процессе участвуете, как с вами советуются, как прислушиваются к вашему мнению, как относятся к вашим письмам, одно из которых только что мой коллега зачитал? Вы видите в этом рабочий механизм, который приводит к принятию решений? Либо это опять больше декларативный момент?

Андрей Царёв: Это всё-таки рабочий механизм, хотя работает он недостаточно эффективно, на мой взгляд. Потенциал роста здесь есть, и важно, чтобы разные структуры власти более интенсивно работали с общественниками. Всё больше и больше у нас появляется разных общественных организаций, которые занимаются определёнными направлениями: в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, культуры. Мне кажется, власть только выиграет, если будет более интенсивно взаимодействовать с ними - не просто давать готовые документы и просить их поддержать или обсудить, внести предложения, а важно ещё на этапе разработки этих документов выслушать мнение. Пока что этого нет. Правда, порадовало то, что управление социальной защиты населения на этапе разработки закона об основах социального обслуживания Псковской области подключило общественность, предложило какие-то моменты обсудить. Но, опять же, при этом мы получили уже готовую «болванку» того закона, который мог бы стать областным законом. Поэтому в рамках тех общественных советов, которые сегодня создаются, нужно более активно привлекать независимых экспертов, которые считаются в этом направлении профессионалами.

Максим Костиков: Почему, по вашему мнению, эта модель не дорабатывает? У нас есть Институт регионального развития при администрации области, который мог бы собирать экспертные мнения в профессиональных коллективах. Если это решается в вопросах образования - экспертное сообщество на уровне педагогов, если в здравоохранении - врачей. Получал бы обратную связь, анализировал, предлагал бы для региональных властей. У нас же наоборот. Вначале в недрах Дома Советов выработан продукт, а потом - внесите свои предложения.

Андрей Царёв: Мне кажется, правильнее задать этот вопрос Дому Советов.

Максим Костиков: Вы как член Общественной палаты предлагали это вашим контрагентам?

Андрей Царёв: Да, конечно, предлагали. Я думаю, проблема в том, что государственная машина в целом достаточно неповоротливая. Вместе с тем, есть движение в этом направлении и заинтересованность. Если мы сравним, что было лет 10 назад с тем, что есть сейчас, видна существенная разница. Поддерживаются социально ориентированные коммерческие организации со стороны государства и чуть больше полномочий дают той же Общественной палате, другим органам. Но хотелось бы, чтобы это было более интенсивно.

Александр Савенко: На прошлой неделе вы побывали в Москве на Форуме действий Общероссийского народного фронта. Если судить по публикациям СМИ, то это было какое-то грандиозное мероприятие с участием первых лиц государства, широких слоёв общественности. И вы там были. Расскажите, пожалуйста, чем вы там занимались, удалось ли выступить, какие вопросы обсуждались, что решили?

Андрей Царёв: Форум, действительно, был большим мероприятием. В нём участвовало 1100 представителей из разных регионов России. В первый день форума происходили «круглые столы», дискуссионные площадки, на которых обсуждались вопросы экономики, социальной сферы. Я участвовал в работе секции, которая называлась «Социальная справедливость» и там было три глобальных темы: тема людей с ограниченными возможностями и улучшения качества их жизни; тема, связанная с проблемами, с которыми сталкивается семейная политика в нашей стране, и тема здравоохранения. Я был в качестве спикера по первому блоку, где речь шла о тех вопросах, которые касаются нормализации жизни людей с разной инвалидностью, что необходимо сделать, какие предложения можно было бы сделать президенту для поручения их Правительству Российской Федерации. То же самое касалось здравоохранения и проблем семьи. Другие секции обсуждали преимущественно экономические вопросы. Второй день - пленарные заседания с участием президента. В пленарном заседании на 99 % рассматривались экономические вопросы. Естественно, они являются приоритетными, базовыми для всей жизни и деятельности нашей страны, нашего общества. Тем не менее, те вопросы, которые не были заданы первому лицу на пленарном заседании, зафиксированы письменно, переданы, и насколько мне известно, в настоящее время готовится поручение президента по итогам «Форума действий».

Александр Савенко: У вас есть убеждение, что такие мероприятия жизненно необходимы России в этот сложный период? Или от этого можно было бы отказаться? В этом году решили не проводить ежегодный съезд «Единой России». И кто об этом вспомнит, и что от этого изменится?

Максим Костиков: Если бы вдруг про эту тему вообще забыли, я имею ввиду ОНФ как некий системообразующий элемент общественной поддержки государственной власти, как бы это отразилось на жизни нашей страны?

Андрей Царёв: Затрудняюсь сказать. Мне кажется, всё-таки этот элемент конструктивный. Я имею в виду ОНФ. Он позволяет президенту, минуя какие-то правительственные инструменты, отслеживать, каким образом на местах реализуются указы, которые он подписывает. Это своего рода пальцы рук, которые ему дают возможность представлять, что реально происходит в регионах.

Максим Костиков: И там люди реально говорят о наболевшем или всё же существуют какие-то фильтры, барьеры, избраны лучшие из лучших, такой ареопаг?

Андрей Царёв: Я думаю, что всякое есть. Есть и то, о чем вы говорите, какие-то избранные. Это зависит от тех людей, которые в этом деле участвуют, позиции органов власти на местах, самого Президента. От того, чего он хочет. Он хочет, чтобы ему говорили красивые слова или реальные вещи?

Максим Костиков: В разное время он хочет разное.

Андрей Царёв: Может быть.

Максим Костиков: Я себе слабо представляю Валентина Яковлевича Курбатова, который громко топнет ногой и скажет: «Владимир Владимирович или господин Василевич! У нас здесь произвол и безобразие, обратите внимание».

Андрей Царёв: Вообще говоря, такое достаточно часто бывает.

Максим Костиков: Мы смотрим федеральные каналы, на которых такого не показывают. Обычно там рукоплескания.

Андрей Царёв: Нет. Я и слышал, и участвовал сам в дискуссиях, где достаточно много критики выражается в адрес правительственных структур и каких-то безобразий, которые творятся на местах. Особенно в те дни, которые не транслируют СМИ, дискуссия носит острый характер. Но я бы воздержался от однозначных суждений. Есть проблема, о которой говорят люди, и её нужно решать. И есть, соответственно, те, кто должен её решать, но по каким-то причинам не решают. В этом случае надо называть имена, менять тех, кто не хочет эффективно работать. Если же проблема решается и принимаются меры по её устранению, то это нормальная работа, будь она со стороны инициирована президентом или каким-то боярами на местах. В первые дни, когда происходит достаточно горячее обсуждение разных острых вопросов непосредственно на секциях самого форума и в кулуарах, в итоге готовятся письменные предложения, которые идут выше. Каким образом всё это дальше обрабатывается. И что в конце концов доходит до президента и до исполнения - это вопрос, на который мы затрудняемся ответить.

Максим Костиков: Ещё пару лет тому назад говорилось о том, что ОНФ может превратиться в некую политическую партию и сменить партию власти «Единая Россия».

Александр Савенко: Не просто говорилось, а наблюдатели уже усматривали приметы, понимали, что всё к этому идёт и уже, по сути дела, президент прощался с «Единой Россией». Это было, по-моему, даже в прошлом году на съезде, когда он приехал перед съездом, встретился с делегатами, которые приехали с мест, но уже не участвовал в пленарных мероприятиях.

Максим Костиков: Как вы считаете, насколько это сегодня реалистичный сценарий? Вам самому как активисту ОНФ хотелось бы, чтобы ОНФ стал реальной политической партией? Либо вы хотели, чтобы он так и остался «Вселенским собором»?

Андрей Царёв: Лично я не хотел бы, чтобы ОНФ стал политической партией. Думаю, это будет неправильно, это заужение роли общественного движения. Политическая партия - это более жёсткая, более узкая конкретная структура, которая имеет строго политические цели. Общенародный фронт - это, как мне кажется, менее политизированная структура. В ОНФ входят представители других партий, как сейчас говорят «сочувствующие». Поэтому важно, чтобы ОНФ был инструментом конкретного дела. Мы сейчас много говорим о наших национальных ценностях. Если в этом направлении ОНФ мог бы взять на себя определённую инициативу и быть проповедником этих идей, их двигателем, то это было бы очень значимо.

Александр Савенко: Хочу поинтересоваться, насколько комфортно вы себя чувствуете, в своей ли тарелке находитесь, когда бываете на мероприятиях типа «Форум действия», каких-то иных больших мероприятиях?

Максим Костиков: Было ли для вас моральным выбором вступление в такую достаточно политизированную структуру как ОНФ?

Андрей Царёв: Да, у меня были сомнения, и я старался и стараюсь избегать излишней политизации в своей деятельности. Я считаю, что лучше всего мой потенциал может быть реализован в общественной работе, но не в политической деятельности.

Максим Костиков: Но ваш коллега по ОНФ Александр Васильев - и общественник, и депутат Государственной Думы.

Андрей Царёв: Я не планирую становиться депутатом Государственной Думы. На мой взгляд, достаточно много работы и вне её.

Александр Савенко: Хочу напомнить, что несколько дней назад Институт социально-экономических и политических исследований фонда Дмитрия Ободовского опубликовал второй рейтинг, который называется «2016». Это список 100 самых перспективных публичных политиков России, способных сыграть важную роль в кампании по выборам депутатов Государственной Думы. В том числе по одномандатным округам, в которые возвращаются выборы. И впервые в последнюю версию этого рейтинга были включены вы. Александр Васильев, которого только что вспоминали, 35-й, вы - 36-й. При этом вы определены в категорию «на подъёме». Это в продолжение слов о том, что вы не собираетесь быть депутатом Госдумы, но вас так видят. А вы сами понимаете, на основании чего эксперты сделали вывод о том, что вы на подъёме? Почему вас включили в эту группу, отвели такое высокое место?

Андрей Царёв: Об этом я узнал от ваших коллег, потом посмотрел информацию на сайте этого Института. Меня самого заинтересовало, почему.

Александр Савенко: На самом деле, это известный политолог, известный Фонд, известные исследования. Осенью этого года о нём много пишут.

Андрей Царёв: Я так понял, что такая оценка была дана в результате активной работы, которая проходила в Пензе. Там тоже был форум ОНФ, но только по образованию. Я был там ведущим «круглого стола» по доступности образования. Участниками была проделана интересная, хорошая работа. Возможно, что в результате этой работы дана столь высокая оценка.

Александр Савенко: Для вас это стало неожиданностью? Тем не менее, после первых эмоций, наверное, возникла мысль о том, что кто-то в Москве оценивает вас в качестве потенциального кандидата в депутаты Государственной Думы. Это никак не влияет на первоначально принятое решение о том, что ваше место не там? Готовы вы об этом думать, с кем-то встречаться, предпринимать какие-то шаги?

Андрей Царёв: Я не думаю, что кто-то рассматривает меня именно в этом качестве.

Максим Костиков: Политологи рассматривают.

Александр Савенко: Включили в этот рейтинг. Рядом кандидаты, в том числе по одномандатным округам.

Максим Костиков: То есть, вы к этому серьёзно не относитесь?

Андрей Царёв: Я к этому серьёзно не отношусь.

Максим Костиков: Здание на Охотном ряду не изучаете, кабинет не присматриваете?

Андрей Царёв: Нет.

Александр Савенко: У нас есть интересный вопрос от читателя Псковской Ленты Новостей, который представился, как «Старый». Пишет: «Давно хотел поинтересоваться, как у господина Царёва произошла такая метаморфоза: из оппозиции - во власть. Когда-то он был за «Яблоко» с Львом Шлосбергом, проекты разные реализовывал, а теперь за Путина и Турчака. Это как - по идейным соображениям, или кушать хочется?».

Андрей Царёв: Я не вижу какой-то метаморфозы. Я всегда был сторонником конкретного дела. Если это дело делается с помощью власти или оппозиционеров, я готов сотрудничать с теми и с другими, чтобы эту проблему решить. Политическая подоплёка меня не волнует, а волнуют интересы дела, в первую очередь, решение тех или иных задач, которые направлены на улучшение качества жизни людей.

Александр Савенко: Вот на этой ноте и предлагаю закончить. Спасибо, что нашли время побывать у нас, ответить на наши вопросы, на вопросы читателей ПЛН. Спасибо и до новых встреч.

Максим Костиков: Спасибо большое.

Андрей Царёв: Спасибо вам и всем слушателям.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.