Шум ганзейской эпохи, или «Облако в штанах»
Я теперь поняла, что значит выражение «шум ганзейской эпохи». И хоть я была в Вильянди на ХХХV Международных Ганзейских днях еще в конце прошлой недели, этот «шум» звучит в моей голове до сих пор. Не смогли выветрить всю эту какофонию звуков, вкусов и ощущений даже два дня, проведенных в лесу, где тишина и нет 50 тысяч человек, которые приехали на Ганзейские дни в Вильянди.
Такого скопления народу маленький эстонский городок численностью около 18 тысяч человек еще не видел. Торговцы и ремесленники, фольклорные коллективы и уличные музыканты, официальные делегации из ганзейских стран и простые туристы, приехавшие, что называется, пропитаться ганзейским духом, - исторический центр каким-то фантастическим образом вместил всех, а гостиницы были забиты в радиусе 50 км.
На четыре дня Вильянди превратился в город всеобщего веселья. На больших сценах и маленьких сценических площадках постоянно кто-то пел, танцевал, водил хороводы и выступал с какими-то представлениями.
По улицам города то и дело прохаживались рыцари, благородные дамы, певческие коллективы из разных ганзейских городов. Загадочный мужчина в белоснежном костюме устраивал «demonstration of nothing» (в переводе - демонстрацию ничего), раздавая прохожим белые листы формата А4.
Удивительно, но в этот день мне на глаза не попалось ни одного серьезного человека, за исключением моих коллег-журналистов, пытающихся, как и я, найти бесплатный Wi-Fi. В целом же от Вильянди веяло, простите за выражение, какой-то ненапряжностью и в то же время искренним весельем. Народ улыбался, неспешно гуляя по улочкам, отдыхая в сквере или сидя на зеленом газоне, усеянном маргаритками, и веселясь у концертных площадок.
Наш ансамбль «Сказ», который регулярно участвует в Ганзейских днях, в этот день выступил на двух сценах - на Каевумяги (Колодезной горе) и на главной сцене и собрал аншлаг. Каждый музыкальный или танцевальный номер наших артистов встречали криками «ура» и аплодисментами.
Из псковских коллективов в Международных Ганзейских днях также участвовали духовой оркестр «Геликон» под управлением Александра Роора, студия «Циркачонок» и вокальная студия «Юникс», но они выступали в другой день и, судя по фотографиям, тоже весьма успешно.
В эти выходные каждая улочка исторического центра Вильянди, даже самый маленький закоулок, были заставлены торговыми палатками. На Ганзейском ремесленном рынке всевозможные сувениры и изделия ручной работы представили 300 торговцев из более чем 70 ганзейских городов, в том числе и городов Русской Ганзы. Большим успехом среди гостей традиционно пользовалась палатка города Пскова.
Туристы охотно пробовали сладости с чаем из самовара и разглядывали, казалось бы, привычные нам, псковичам, шкатулки, трещотки, деревянные игрушки, матрешки и другие сувениры. Здесь же можно было приобрести буклеты о туристическом потенциале Пскова и отчеканить себе монетку на память. Когда же рядом с псковском палаткой появился наш ансамбль «Сказ» под управлением Константина Абабкова и исполнил несколько русских народных песен, да еще и с танцевальным оформлением, народу вокруг нашей палатки собралось еще больше.
Стоит отметить, что в этот день музыка доносилась практически из каждой торговой палатки. У каждого ганзейского города - своя музыка, наполненная национальным колоритом.
Особенно порадовали участники Ганзейских дней из городов Германии, у палаток которых практически постоянно играли то духовые оркестры, то уличные музыканты. И уж совершенно не ожидала здесь услышать бразильские барабаны!
Выступление коллектива из Германии, стучащего на весь Вильянди по барабанам самого разного калибра, надолго собрало публику у палатки города Херфорд. Правда, сдается мне, не только по этой причине - здесь продавалось очень вкусное светлое пиво.
В целом же ассортимент еды и напитков, представленных на Ганзейском рынке, мог бы быть и побогаче. Прибалтийский сыр и шпроты, которые у нас теперь в запрете, норвежская семга, закуска с селедкой и творогом, мед, соленый миндаль, жареная рыба, картофельные блинчики, которые тут же жарились на сковороде... Мне как человеку, верящему в будущее гастрономического туризма, хотелось чего-то большего.
Ассортимент блюд, которые предлагали точки общепита, тоже особо не удивил: шашлыки и картофель фри, жареная картошка и овощи, пиво и колбаски. Не оригинально, зато сытно и вкусно.
Приятно порадовал ассортимент товаров, которые продемонстрировали местные, эстонские ремесленники и торговцы: льняная одежда и головные уборы, керамика и стекло, тканые ковры и украшения, деревянные лодки и мебель, картины, народные игрушки, свежая клубника и многое другое. Нашлось место в историческом центре даже для детских юрт и компактных саун.
Искренне жалею, что провела в Вильянди всего полдня. Времени на то, чтобы обойти все праздничное пространство, не хватило. А ведь была и Молодежная, и Спортивная Ганза, до которых я даже не дошла. Уверена: для того чтобы как следует «пропитаться» атмосферой ганзейской эпохи, нужно, во-первых, оставаться тут от начала до конца, то есть от открытия до закрытия, а, во-вторых, никуда не спешить.
Многие из тех, кому есть, с чем сравнить, говорят: видали мы Ганзейские дни и получше, чем в Вильянди. А мне, к сожалению, сравнить не с чем. Поэтому то, что я видела, мне по большей части понравилось. В то же время возникает закономерный вопрос: а сможем ли мы в хорошем смысле слова переплюнуть Вильянди в 2019 году? Чем наш город удивит гостей на Международных Ганзейских днях? Готовы ли мы разместить в гостиницах и загородных базах отдыха столько официальных делегаций и туристов?
В общем, тут есть, над чем подумать. То, что город благоустраивается, ремонтируется исторический центр, приводятся в порядок дороги, это прекрасно. Но этого мало. Многие едут на Международные Ганзейские дни не только продвинуть свой город, но и, чего уж греха таить, как следует отдохнуть, в том числе пропустив кружечку-другую пива в компании ганзейских друзей.
А у нас действует официальный запрет на продажу алкоголя в местах массового пребывания людей. Правда, власти Пскова пообещали этот вопрос решить, чтобы Ганзейские дни 2019 года не превратились в унылую безалкогольную непонятность. С другой стороны, нужно понимать, что в европейских городах Ганзейского союза существует культура пития. Несмотря на то, что на их праздниках пиво льется рекой, никто из местных жителей и гостей в стельку не напивается. А во что эта «культура пития» может вылиться у нас в Пскове, можно себе представить.
Другой не менее важный вопрос, смогут ли наши местные мастера представить как минимум такой же широкий и, главное, интересный ассортимент товаров. Понятное дело, тут удивлять надо. А разве можно удивить искушенного туриста сувенирными деревянными дубинками, чесалками для спины и матрешками, которые у нас заполонили все сувенирные лавки? Тут очень важно отсеять так называемый сувенирный баласт и оставить для Международной Ганзы-2019 нечто по-настоящему интересное, которое у нас, безусловно, есть.
Чему нам еще надо поучиться у Вильянди, так это организации пространства. В частности, умению из ничего сделать что-то. Чего только стоят кальсоны,символизирующие, видимо, «Облако в штанах» Маяковского, и женская одежда на веревке, растянутой между фонарями. Их будто недавно повесили сушиться ...
Или, допустим, столы с лавками в зоне общепита, которые, похоже, сколотили из досок за пять минут и просто накрыли ткаными коврами.
Просто, но со вкусом. Именно такие мелочи во многом создавали атмосферу праздника в Вильянди. А правильная атмосфера - считай, половина успеха.
Татьяна Иванова,
Фото Дмитрий Иванов, Юрий Мартынов
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках







Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.