Юрий Демьяненко о развитии Псков ГУ, новом кампусе и подготовке медиков

Опубликовано: 2 февраля 2016 г. в 16:10 21 0Нет комментариев0

29 января гостем радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко. Ведущие выпуска Максим Костиков и Елена Ширяева побеседовали с ним об итогах работы университета с момента создания, об инновационных направлениях деятельности ПсковГУ, о перспективах строительства студенческого кампуса на базе недостроенной гостиницы «Интурист» и о предстоящей приемной кампании. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Теория вероятности». Ведущие - Максим Костиков и Елена Ширяева. Сегодня у нас в гостях ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко. Добрый день, Юрий Анатольевич.

Юрий Демьяненко: Добрый день, Максим, Елена. Добрый день, уважаемые слушатели.

Максим Костиков: Сегодня мы будем беседовать с Юрием Демьяненко о том, как развивается университет, подводить итоги работы, находить какие-то трудности, какие-то достижения, которые были в работе университета за последние годы. 27 декабря 2010 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании в Пскове классического университета. Буквально месяц тому назад исполнилось 5 лет с этого момента. 14 октября 2011 года вуз получил статус юридического лица. Именно эта дата, насколько мне известно, является Днем рождения университета. Прошло пять лет от указа до сегодняшнего состояния. Какой путь прошел университет за эти годы? Какие задачи в ставили перед собой в момент создания университета, в процессе объединения? Насколько удалось реализовать эти планы? Что, на ваш взгляд, принесло создание классического университета Пскову и должно будет принести региону в целом?

Юрий Демьяненко: Я начну с того, что указ о создании в Пскове классического университета был подписан уже 230 лет назад Екатериной Второй. Указа президента не было. Было подписано распоряжение правительства 27 декабря 2010 года. Оно как раз-таки явилось, если сказать современным языком, документом в развитии того самого указа, подписанного императрицей. В 2010 году Владимир Владимирович Путин занимал пост председателя правительства и он лично подписал это распоряжение.

Какой мы прошли путь? Я бы сказал двумя словами: очень большой. Путь пройден очень большой, путь пройден интересный. В процессе прохождения этого пути, конечно же, появлялись и трудности, были и ошибки, были какие-то удачи и интересные моменты, которые мы брали на заметку и используем до сих пор. Появились первые традиции в университете. Это все очень здорово.

Если говорить о задачах, которые стояли перед университетом, то их много. Приоритетных несколько. Первое - это сохранить высшее и среднее профессиональное образование в регионе. Я поясню, почему создание университета позволило сохранить высшее и среднее профессиональное образование в регионе. В 1999 году университеты Европы подписали Болонскую хартию, на основании которой унифицировался сам процесс, стратегия развития университетов в Европе. В 2003 году Россия подключилась к этому процессу. Это повлекло за собой некоторые моменты, которые, может быть, растормошили несколько размеренную жизнь учреждений высшего образования. Прежде всего, нужно было проанализировать, на каком этапе находятся наши институты, академии,университеты, как профильные, так и классические. Было решено сделать так называемый мониторинг университетов по пяти основным показателям деятельности.К сожалению, университет, суммировав характеристики педагогического университета и политехнического института за 2011 год, не выполнил требуемое число показателей. По прошлому году все 7 показателей университет выполнил и даже перевыполнил те пороговые значения, которые обозначает Министерство образования и науки.

Я, например, горжусь тем, что коллектив университета смог сработать так, что некоторые показатели перевыполнены в десять раз. К примеру, в 12 раз перевыполнен показатель по иностранным студентам. Каждый университет, тем более классический, просто обязан иметь в своем студенческом составе, иностранцев. В 2011 году, когда университет начал работать, их было 43, в этом году - 850, практически со всех материков нашего земного шара: и из Африки, и из Южной Америки, и из Европы. Больше всего, конечно, студентов из бывших республик Советского Союза. Всего 29 стран. Я считаю, это серьезно. В пять раз превышен показатель по финансированию науки. Это тоже довольно серьезный показатель.

Задачу сохранения высшего образования на территории Псковской области мы решили. Вопрос о закрытии вуза сегодня с повестки дня снят.

Вторая задача, которая серьезно ставилась перед нашим классическим университетом, это расширение спектра программ. Нужно было дать возможность нашим ребятам, которые заканчивают школу, выбрать как можно больше вариантов обучения здесь, в Пскове.Эта задача решает и демографическую проблему. Молодые ребята, которые уезжают в другие города, тем более в столицы, как правило...

Максим Костиков: Потеряны для региона.

Юрий Демьяненко: Совершенно верно. Мы увеличили количество образовательных программ по заказу работодателей, администрации

Псковской области и муниципалитетов. В 2011 году два наших вуза, которые вошли в состав университета, имели менее 90 образовательных программ. На сегодняшний день университет имеет 187 программ, то есть мы увеличили их количество более чем в два раза. И это очень серьезные программы: «Таможенное дело», «Гостиничный сервис», «Автомобильный сервис», медицинское направление, теологическое направление, направление технического конструирования и моделирования, психология человека и педагогика, дизайн. Некоторые программы, пока они новые,сегодня экономически невыгодны, но они нужны региону. Мы идем на то, чтобы эти программы сохранять и набирать на них ребят.

Максим Костиков: Как вы оцениваете процесс интеграции двух старейших советских вузов - Псковского педагогического института (впоследствии университета) и Псковского политехнического института. Удалось ли их безболезненно, на ваш взгляд, интегрировать в университет? Какова сегодня доля образовательных программ, которые были в старых вузах? Произошла ли их замена или они сохранились такими двумя отдельными центрами?

Юрий Демьяненко: Вы знаете, когда был образован университет, конечно, пришлось пересматривать и программы, и учебные планы, адаптировать их к требованиям классического университета. Когда осенью 2012 года в университете работала большая аккредитационная комиссия в составе более 30 человек, она смотрела абсолютно все. Мы успешно прошли эту аккредитацию, причем по самому высокому рангу - на 6 лет. Это своеобразная лакмусовая бумажка того, что было сделано за предыдущий год.

Болезненно или не болезненно? На первых этапах, наверное, как и все новое, было болезненно. Любая реорганизация затрагивает человека, его привычный образ жизни. Этот уклад ломать страшно. При всех трудностях за первые два года мы не сократили ни одного человека ни из педагогов, ни из управленческого персонала, за исключением только тех, кто ушел по собственному желанию. Почему мы так сделали? Нам нужно было посмотреть на весь коллектив в том состоянии, в котором он достался университету, чтобы случайно не промахнуться и где-то на какой-то должности оставить некомпетентного человека или уволить человека, который оказался очень нужен университету. Первые два года мы жили именно так. А когда началась коренная перестройка всей образовательной системы университета... Ведь начинали мы с 19 факультетов, а сегодня в Пскове их 10 и еще один в Великих Луках. Это в два раза меньше. Если у нас факультеты были по 150, 300 и 400 человек, то сейчас меньше 700 человек у нас всего 2 факультета. Это именно то, что нужно по требованиям Болонского процесса.

Знаете, мы в свое время спрашивали друг у друга: «Ты куда идешь учиться? На физмат, иняз, филфак?» Это названия факультетов. Сейчас, если спросить: «Куда ты идешь, на филфак?», будет непонятно, на педагога ты идешь учиться, на научного работника?

Максим Костиков: На синхронного переводчика...

Юрий Демьяненко: Совершенно верно. Поэтому сегодня идут не на факультеты, а на программы. И когда мы вывешиваем в интернете список программ, на которые идет набор, то ребята выбирают именно программы. А уж какой факультет будет организовывать обучение по этой программе, это уже второе дело.

Радиослушатель: Здравствуйте. Мой вопрос касается внешнего облика наших студенческих общежитий. В частности, я достаточно часто хожу мимо общежития на Карла Маркса. Серый старенький фасад выглядит непривлекательно, и даже страшновато там ходить. Можно было бы как-то его обрисовать по примеру других зданий. Нет ли таких планов у вас?

Юрий Демьяненко: Вопрос очень актуален. Мы сегодня занимаемся общежитиями вплотную. И внешним, и внутренним содержанием. Те комнаты, которые в свое время были переделаны в жилые из кухонных помещений, мы возвращаем на место, делаем кухни, санитарные узлы,чтобы были достойные условия проживания. Общежитий у нас очень много. Только в Пскове их 10, два- в Великих Луках. Все они требуют ремонта и косметического и даже капитального. Это касается, прежде всего, общежитий, которые были построены в 50-е - 60-е годы.

Может быть, мы сейчас будем иметь возможность 2-3 общежития поставить на капитальный ремонт и для этого выселим оттуда студентов. Это станет возможным, если то самое недостроенное здание гостиницы «Интурист» на левом берегу Великой будет продано нам. Там более 1,5 тысяч мест для студентов, великолепные условия, комнаты на 2-3 человека. Тогда мы сможем, переселив туда ребят, заняться старыми общежитиями - их фасадами и внутренностями - более основательно.

Радиослушатель: Добрый день, Юрий Анатольевич. Я мама вашего будущего студента, надеюсь. Я знаю, что у вас есть бассейн, в котором занимаются студенты. Приходится ли платить студентам за занятия?

Юрий Демьяненко: Нет, за занятия платить не приходится. У нас все студенты приходят на уроки физкультуры в бассейн бесплатно. Но если студент хочет дополнительно ходить в бассейн, конечно, он платит. Но платит по льготной цене. Это вполне приемлемая сумма.

Елена Ширяева: Юрий Анатольевич, возвращаясь к нашему большому пути. Совсем недавно Министерство образования обнародовало список 11 опорных университетов. Мы, к сожалению, не вошли в их состав. На встрече с министром Ливановым со студентами и преподавателями ПсковГУ этот вопрос обсуждался. Правда, он как-то уклончиво сказал о том, что наш вуз и так по факту опорный. Тем не менее, 200 млн рублей в течение 3-х лет получают вузы с этим статусом. Нам этот статус нужен? Его стоит добиваться?

Юрий Демьяненко: Леночка, я абсолютно с вами согласен, что наш вуз не вошел в это число - к сожалению. Именно к сожалению. Но если вы внимательно слушали Ливанова, то Дмитрий Викторович сказал, что в этом году Псковскому университету «не светит» войти в число претендентов, но на следующий год у нас есть все возможности попасть в этот список опорных университетов, которые вберут в себя основное образовательное пространство в регионах. Почему в этом году мы не смогли? Да потому что там было одно условие, обойти которое мы просто не имели возможности. В этом году имели право участвовать в конкурсе только те вузы, которые образовались путем слияния после 1 июня 2015 года. То есть это «тепленькие» вузы, которые так или иначе объединились. А нам уже 4 года. Мы даже и не претендовали. На следующий год вроде бы обещали снять это ограничение. В этом случае мы, безусловно, будем претендовать на роль регионального ведущего вуза. По факту же это так. Кроме нашего университета, ни одного головного вуза в Пскове нет, есть только филиалы.

Максим Костиков: Юрий Анатольевич, в прессе достаточно много публикаций по поводу финансовых затрат университета. Как университет тратит деньги, на какие направления. Это наша традиция - считать, кто как расходует свои средства. Начиная с 2011 года университет с завидной периодичностью реализует довольно громкие проекты. Это и бассейн, и открытие инновационных лабораторий, и новая типография с дорогостоящим оборудованием, и какие-то уникальные помещения для проведения судебных процессов для студентов-правоведов, и бизнес-инкубатор. Расскажите, какие проекты удалось реализовать и на что были потрачены деньги, которые многие так любят посчитать?

Юрий Демьяненко: То, что деньги любят считать, это очень хорошо. Это здорово. Это значит, что люди волнуются за свой университет. Любая система обречена на выживание, если она развивается. Если она не развивается, то система загнивает и в конечном итоге перестает существовать. Да, за эти 4 года мы старались участвовать в как можно большем количестве конкурсов, которые проводит Министерство образования Российской Федерации. Где-то нам удавалось победить. Например, самый финансовоёмкий конкурс, который мы выиграли, это конкурс развития университетов. Там были очень приличные средства - порядка 80-90 млн рублей в течение трех лет. На эти самые деньги нам как раз удалось сделать очень многое. И бассейн, и поликлиника, и Дом студента и те 90 программ, о которых я вам говорил, очень финансово затратны. Что значит написать программу, открыть ее и сделать набор студентов? Надо ее отлицензировать. А для этого комиссии нужно показать, в каких помещениях, лабораториях, спортзалах будут заниматься студенты, вплоть до того, есть ли пандус для будущего студента-инвалида и так далее. Это все очень дорого. Если мы говорим о медицинском факультете...

Максим Костиков: Анатомический театр нужен.

Юрий Демьяненко: Абсолютно верно. Мы уже построили помещения для анатомического театра, сейчас его развиваем. А пока каждый семестр мы в Санкт-Петербург отправляем ребят на месяц, они там режут, кромсают, получают зачет и возвращаются.

У нас только одних лабораторий десятка полтора новых появилось: и химии, и физики, и биологии, и дошкольного образования. Вы кстати упомянули лабораторию юридического факультета. Да, по всем требованиям на факультете должен быть сымитирован зал судебных заседаний. Нам пришлось его делать полностью и с клеткой, и со столом судьи, и с кафедрой для свидетелей, как положено. Все это стоит денег. Я считаю, что эти деньги не зря были потрачены.

Плюс к тому, мы смогли отремонтировать все крыши в политехническом блоке. Еще 2-3 года назад очень много было протечек, потому что за 30-40 лет это естественное состояние. Мы отремонтировали очень много санитарных узлов, фасадов, заборов. Сделали сквер 70-летия Победы. В центре города, по крайней мере, убрали эту клоаку, теперь там студенческий сквер. Скоро, 1 мая, надеюсь, открываем Центр студенческих инициатив. Это тоже будет очень интересная площадка, где ребята будут заниматься творчеством и решать свои студенческие проблемы.

Елена Ширяева: Юрий Анатольевич, а каких еще лабораторий не хватает? Во время визита Ливанова губернатор говорил о том, что если удастся перейти в кампус, то какие-то площади освободятся в общежитиях и можно будет их там размещать.

Юрий Демьяненко: Тут о чем шел разговор. У нас всего 22 учебных здания, которые достались университету «не с иголочки», не вчера их построили. Два из них - на ул. Ленина и на ул. Гоголя - в очень плачевном состоянии. Нам приходится ежегодно очень много средств тратить на текущий ремонт, чтобы пожарные или СЭС не закрыли их. По большому счету, их надо ставить на капитальный ремонт. Здания то хорошие, в центре города. И мы это сделаем. Но для этого два факультета, которые располагаются в этих зданиях, нужно будет на время перевести в другие помещения. Вот об этом и говорил губернатор. Если мы построим студенческий кампус, то сможем 2-3 здания освободить, отремонтировать или же сразу под эти факультеты, или временно переместить студентов и все оборудование с факультетов, пока будут ремонтироваться здания, о которых я говорил

Елена Ширяева: Грандиозная, конечно, у нас намечается перестройка с нашим «Интуристом». Замечательное совершенно здание. Юрий Анатольевич, наверное, рано или поздно встанет вопрос о содержании всего этого великолепия. Как вы к этому готовитесь? Губернатор вчера говорил о том, что в феврале должен быть уже решен вопрос с выкупом «Интуриста».

Юрий Демьяненко: Вы знаете, я человек не суеверный, но давайте мы сначала приобретем этот комплекс зданий «Интуриста» в замечательном месте и замечательном состоянии. Там внутри все оштукатурено и полностью все остеклено. Нужно туда входить и делать сейчас окончательные строительные и отделочные работы и великолепный кампус для студентов, чтобы там было и кафе, и красивый зал, где студенты могли бы ставить свои спектакли и заниматься самодеятельностью, и большой конференц-зал. Все это там есть. Как все это будем содержать? Хватит нам средств на то, чтобы это сделать, мы посчитали. Коль это общежитие, то студенты платят за него. Так что и эти деньги пойдет на содержание студенческого кампуса.

Максим Костиков: Я так понимаю, что у вас даже более амбициозные планы. Вы, по сути дела, хотите сделать там некую университетскую набережную и всю территорию от моста вплоть до сегодняшней 7-ой школы превратить в комплекс университетских зданий и университетского времяпрепровождения.

Юрий Демьяненко: Да. Это идея нашего губернатора Андрея Анатольевича. А Иван Николаевич Цецерский уже подтвердил, что если все это будет сделано с нашим кампусом, то город примет самое активное участие, чтобы левобережье Великой от моста и даже немножко дальше, чем 7-я школа (у нас же есть здание бывшего индустриального техникума), чтобы всю эту территорию сделать красивой студенческой набережной. Вы представляете, что это будет в центре города?

Максим Костиков: Кстати, это будет очень важным элементом подготовки к Ганзейским дням. Там же, в кампусе, смогут, наверное, размещаться и туристы, которые приедут к нам. Вы же сможете, наверное, как-то использовать эту площадку.

Юрий Демьяненко: Безусловно, это все будет использовано. А в самом кампусе еще и будет учебная гостиница, которая также будет зарабатывать средства для содержания этого кампуса. Ведьмы учим ребят работать в гостиницах.

Максим Костиков: В связи с тем, что университет развивается, открываются новые программы, меняются приоритеты, идет эволюционное развитие, у вас еще есть филиал в Великих Луках. Вы там арендуете помещения, насколько мне известно. Расскажите, в чем была задумка открытия филиала в Великих Луках? Зачем это было нужно университету и насколько оправдано? Не проще ли было сделать так, чтобы студенты из Великих Лук приезжали учиться в Псков? Чему там студентов учат и насколько этот филиал конкурентоспособен двум старым вузам, которые есть в Великих Луках?

Юрий Демьяненко: Ранее я уже сказал, что первая задача, которая стояла перед университетом - это сохранение самой системы профессионального образования. В середине нулевых годов в Министерстве образования стали поговаривать о передаче всех учреждений среднего профессионального образования на бюджеты регионов. Это так же, как и в 90-е годы были переданы все профессионально-технические училища. Но не настолько богат наш Псковский регион, чтобы все учреждения среднего профессионального образования взять на свой бюджет. Да и молодёжи в Великих Луках много, чтобы называться студенческим городом.Вот тогда и было принято решение, что в Великих Луках строительный колледж, а в Пскове строительный техникум и индустриальный колледж нужно присоединить к университету. Такая практика существует. Та система сквозного высшего и среднего специального образования должна присутствовать. Эта система себя оправдывает. Мы в этих колледжах и в Пскове, и в Великих Луках готовим студентов для получения высшего образования в нашем же университете.

Если говорить о высшем образовании в Великих Луках... Да, там есть две академии, но они профильные. Это сельскохозяйственная академия, которая не будет готовить учителей для южной зоны нашего края. И это Академия физической культуры, тоже узкого профиля. Ни одного технического высшего учебного заведения нет, помимо филиала Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта. Но там ребята учатся два года, потом их забирают в Питер и они больше в Великие Луки не возвращаются. К нам обратилась администрация Великих Лук, чтобы мы открыли в филиале программы высшего образования технические, строительные, экономические, дошкольного образования и психологии. Эти программы мы и открыли. В течение года мы их лицензировали, приводили в порядок здания, наполняли лаборатории оборудованием. Сегодня эти программы работают.

Теперь по поводу того, можно возить студентов или нельзя в Псков.Возить можно, это точно. Но в 2012 году, когда мы делали первый набор в ПсковГУ, из Великих Лук к нам поступило 3 человека. Тогда не было филиала с высшим образованием. В прошлом году 89 человек, плюс 220 человек в филиале. В позапрошлом году только на дошкольное образование в филиале было принято порядка 24 человек. Это все очень оправдано.

Радиослушатель: Здравствуйте. Андрей Алексеевич. Я хотел спросить господин ректора по поводу строительства студенческого кампуса. Существует ли в природе техническая документация по техническому состоянию здания и его былому строительству? И в курсе ли вообще администрация, почему оно незавершенное? В курсе ли, например, администрация университета о том, что там существуют подводные течения? И не более ли оправдано было бы это здание вместо 900 мест студенческих иногородних предоставить для наших псковских малышей, потому как детских садов в городе катастрофически не хватает. Как вы считаете, господин ректор?

Юрий Демьяненко: Спасибо, Андрей Алексеевич, за вопрос. Но если там есть какие-то подводные течения, то почему мы туда должны определять малышей? Никаких подводных течений там нет. Более того, в течение года до приезда министра мы очень серьезно занимались анализом состояния этого здания. Были привлечены как свои силы, так и независимые эксперты. Все в один голос сказали, что это здание можно и нужно достраивать. Где-то в октябре Министерство образования прислало свою комиссию, причем из Института строительства и архитектуры. Комиссия в течение 4-х дней очень серьезно работала и сделала вывод, что здание крепкое и его можно хоть сейчас заселять. Оно пригодно для того, чтобы там жили или учились люди.

Теперь что касается студентов - иностранных и иногородних. 900 - это я назвал то количество мест, которое значится по проекту гостиницы. Безусловно, какие-то помещения рекреации тоже будут переделаны под жилые комнаты. Мы планируем где-то 1200 мест. У нас сегодня дефицит – почти 900 мест. Прежде всего, мы расширим возможности для студентов. 70% в общежитиях - это те, кто живет у нас из Псковской области. Это наши псковичи, только из районов. Поэтому все, что будет сделано, прежде всего будет сделано для нас, псковичей.

Максим Костиков: Вернемся к средним учебным заведениям, с которыми работает университет. Насколько оправдано было решение о создании Колледжа ПсковГУ? Достаточно много у нас негативных отзывов на форумах ПЛН. Некто Таисия Парфенова спрашивает о трудностях во взаимодействиях внутри этой системы. Как вы сам оцениваете этот проект?

Юрий Демьяненко: Трудности могут быть, как и в любом другом проекте. Здесь ничего странного нет. Главное, как преодолевать эти трудности и как грамотно разводить ситуацию. Я оцениваю проект нормально. Если говорить о наших двух средних профессиональных учебных заведениях - индустриальном техникуме и строительном колледже, которые располагаются на территории Пскова, то мы их соединили и поместили в отдельный кампус. Здесь, по-моему, прошло все очень неплохо. Есть определенные издержки, есть некоторая, может быть, теснота, поэтому ряд студентов занимаются во вторую смену. Но зато они чувствуют себя одной семьей, они работают с кафедрами высшего образования политехнического и гуманитарного блока. Я знаю, что большинство из них готовят себя на первый курс высшего образования. Такая вот ступенька, мне кажется, неплохая. Тем более, что мы делаем все больше и больше ступеней. У нас уже работает в Пскове 12 профильных классов, которые готовят себя для поступления на первый курс или нашего Колледжа или сразу же высшего образования.

Елена Ширяева: Юрий Анатольевич, еще немного о подводных течениях. В нашем молодом университете проходит реорганизация. С начала года был объединен факультет иностранных языков и филологический. Болезненно люди воспринимают такие объединения. Еще одну дискуссию в СМИ недавно вызвало объединение в один факультет медицинского, естественно-географического и даже теологического направлений. Как вам удается продвигать эти решения, которые кому-то кажутся непопулярными? Как вы их обосновываете?

Масим Костиков: Снимаете, как говорится, напряжение?

Юрий Демьяненко: Вы знаете, все зависит от аудитории, где нужно снять напряжение. Если это напряжение нужно снять на Ученом совете, это одна подготовка и одни слова убеждения. Там мы понимаем друг друга с полуслова. Если это аудитория, которая не подготовлена, или, еще хуже, корреспондент, который пишет о данной ситуации, но не подготовился к этому, не разговаривал ни со мной, ни с моими коллегами, то здесь приходится подбирать другие слова.

Вы назвали несколько факультетов. Я вам больше скажу, у нас с 1 сентября 6 новых факультетов. И связано это и с тем, что факультеты должны быть самоокупаемы. У них должны быть средства и на заработную плату, и на премии, и на покупку оборудования, на расходные материалы. В меньшей степени на научную деятельность, так как здесь ученые стараются выходить на гранты по конкретным направлениям.

Для того, чтобы было понятно, возьмем тот факультет, который вы назвали последним - естественных наук, медицинского и психологического образования. Много споров было вокруг теологии - надо это или не надо в университете. Жизнь показала, что надо. Да, там немного студентов, но это те, кто работает потом с людьми, получив интеллигентное светское образование в светском вузе. Эта кафедра теологии располагалась на факультете психологии. Сегодня этот факультет вошел в состав медицинского и естественно-географического. Кафедра теологии тоже вошла туда, не изменился ни ее состав, ни программы.

Максим Костиков: Может, людей пугает само объединение? Они думают, что если объединят филологов с факультетом иностранных языков, то произойдет доминирование одного над другим.

Юрий Демьяненко: Жизнь показала, что ничего этого нет. Филологи и те, и другие. Во многих вузах это давно уже сделано. Это только подстегивает конкуренцию и улучшает качество образовательного процесса. А те традиции, которые закладывались на этих факультетах, они остаются.

Максим Костиков: Но в рамках отделений, кафедр.

Юрий Демьяненко: Конечно. Я же ведь сказал, что факультет - это та форма организации учебного процесса, которая должна сконцентрировать все - и науку, и образовательную, и учебную, и воспитательную деятельность. Где-то в одном месте должны быть администраторы. Это и есть деканаты.

Максим Костиков: То есть факультет - это форма организации образовательного процесса.

Юрий Демьяненко: Именно так.

Максим Костиков: Еще одна резонансная тема, которую мы не могли обойти в нашей беседе - это письмо первого вице-спикера Псковского областного Собрания депутатов, Заслуженного врача Виктора Антонова, как он это представил, от имени медицинского сообщества. Я не буду пересказывать всю фабулу письма. Общий смысл заключается в том, что, по мнению Виктора Антонова, псковский университет не готов к открытию лечебного факультета по материально-технической базе, профессорско-преподавательскому составу. Те, кто ознакомился с этим письмом, могли все это увидеть. Насколько, на ваш взгляд, оправданы опасения, изложенные авторитетным врачом-администратором? Насколько это все серьезно? И насколько, на ваш взгляд, университет сегодня готов к тому, чтобы открыть полноценный лечебный факультет?

Юрий Демьяненко: Эти опасения, безусловно, оправданы. Я благодарен Виктору Васильевичу за то, что он радеет за качественное образование медицинских программ. Это правильно, так и должно быть. Разница в том, что можно ждать у моря погоды, а можно самому стараться что-то сделать. Вы дважды спросили, готов ли университет к открытию лечебных программ. Если говорить о факультете лечебном, то нет, мы еще не готовы. А если говорить о факультете медицинского образования, где направление фундаментальной медицины, то да, он у нас уж есть. Это медицинская кибернетика, биохимия. И работает этот факультет неплохо. И те контрольные органы, которые отслеживают качество образования по этим направлениям, остаются довольными в этом плане. Мы работаем по сетевой системе с университетами имени Мечникова и Пирогова, с Тарту и Калининградом. Все вроде идет так, как должно идти. Для того, чтобы было лечебное направление, конечно, нужно иметь несколько иную материальную базу, надо подготовить и преподавателей не только теоретиков, но и практиков. Для этого нужно время. Но нужно с чего-то начинать.

Максим Костиков: Дорогу осилит идущий.

Юрий Демьяненко: Совершенно верно. Ждать, когда у нас будет чукотский вариант, это смешно. На Чукотке всего 49 тысяч жителей, а бюджет - 24 млрд рублей, больше, чем весь бюджет Псковской области. Поэтому они единственные, может быть, в мире имеют взлетную полосу с электрическим подогревом. Когда у нас Псковская область будет иметь такое финансовое обеспечение, наверное, и вопросы обеспечения медицинскими кадрами будут решаться иначе.

Максим Костиков: Насколько я понимаю, в решении этого вопроса вы базируетесь и на запросах администрации региона, которой требуются медицинские кадры.

Юрий Демьяненко: Безусловно. Почему медицинская кибернетика? Да потому, что врач-кибернетик может быть задействован во многих направлениях медицинской деятельности. Это и врач-лаборант, и диагностик, и функциональный диагностик, рентгенолог и так далее. Говорят, что у нас нет в них потребности. Это ерунда полная. 487врачей сегодня нужны Псковской области, из них ровно 90 человек нужны именно по тем направлениям, которые я назвал и которые могут закрыть наши будущие выпускники. Я посмотрел на сайте Комитета здравоохранения области, только в 4 учреждениях Пскова нужны сегодня 24 врача, которых мы обучаем. Так что им будет где работать.А вот как мы их подготовим, насколько качественно, жизнь покажет. У нас две медицинские кафедры, на них работают 11 человек, 6 из них - доктора медицинских наук, 4 - кандидаты наук. Есть как практикующие врачи, так и преподаватели, приехавшие к нам из Белоруссии, Украины и других регионов. Мы стараемся делать так, чтобы качество не страдало.

Елена Ширяева: Юрий Анатольевич, еще один вопрос, который касается качества образования. Вчера Андрей Турчак на встрече с талантливой молодежью сказал, что нужно создавать особые условия для поступления в ПсковГУ для такой молодежи. Как можно это сделать при наличии ЕГЭ, который принят обоснованным основанием для принятия в вуз?

Максим Костиков: Вообще существуют какие-то возможности, чтобы дать молодым людям, обладающим какими-то талантами или даже профессиональными знаниями выше среднего, зеленую улицу, так, чтобы они не уезжали в столичные вузы.

Юрий Демьяненко: Есть. Мы, например, в университете второй год практикуем такую вещь. Если к нам приходит абитуриент и по трем предметам у него в сумме 240 баллов, мы ему даем стипендию в 5 тысяч рублей. Мне кажется, это довольно приличная компенсация тех трудов, которые он затратил в школе. Второе: университету дозволено 10 баллов прибавлять к тем баллам за три предмета по портфолио и другие заслуги. То есть можно посмотреть его заслуги в школе, вплоть до значков ГТО. Третье: те, кто у нас обучается в университетских классах, будет иметь преимущество при поступлении. Опять же, мы будем давать 10 баллов, если ребята все два года проучились в наших классах и сдали профильные экзамены.

Максим Костиков: В портфолио входят победы на областных и городских олимпиадах, участие в творческих конкурсах?

Юрий Демьяненко: Да, безусловно. Если школьник победил в какой-то республиканской, всероссийской или международной олимпиаде, то он идет вне конкурса. А городские, районные олимпиады теперь позволят абитуриенту иметь дополнительные баллы.

Максим Костиков: Спасибо. К сожалению, наш эфир подошел к концу. Юрий Анатольевич, мы не успели задать вам все вопросы, что говорит о том, что нужно чаще встречаться. Приходите к нам. Очень надеемся, что следующие 5 лет университет будет развиваться так же интенсивно, как и на старте. Приходите к нам еще.

Юрий Демьяненко: Спасибо большое. Обязательно.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.