Костяные пластинки с изображениями на лицевых сторонах будут представлены на «Выставке одного предмета» в Псковском музее

Опубликовано: 19 сентября 2016 г. в 15:22 2 0Нет комментариев0

В рамках проекта «Выставка одного предмета» в Псковском музее-заповеднике будет представлен экспонат из фондов археологии. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в музее, костяные пластинки с изображениями на лицевых сторонах смогут увидеть гости, посетив выставку с 20 по 25 сентября. Пластинки были найдены на раскопках в Пскове в 1972 году в культурном слое XII века.

По их краю – круговая бороздка с отверстиями – скорее всего, это обкладки кошелька. Изображения на лицевых сторонах пластин выполнены в технике гравировки и плоскорельефной резьбы по заполированной поверхности. На одной пластине изображен кентавр, снаряженный миндалевидным щитом и булавой. На кентавре рубаха с четырехугольным вырезом и двумя поперечными полосами на плечах. На другой пластине можно разглядеть фантастического зверя, помещенного в круглом медальоне. На шее животного – ошейник в виде узкой полоски, украшенной «бегунком». Туловище перехвачено каемчатым поясом.

Облик и композиция обоих изображений не вызывают сомнений в их принадлежности к кругу прикладного искусства древней Руси, отметила кандидат исторических наук, заведующая Отделом хранения археологических коллекций Эльвира Королева.

Копытный кентавр на пластине из псковской коллекции имеет некоторые своеобразные черты. Ракурс его тела более естественный и в тоже время динамичный, благодаря повороту головы в сторону движения. На псковском кентавре нет головного убора, и его одежда не имеет разработанных деталей. Специфические особенности пока только псковского изображения - это поворот головы от направления движения на ¾ к «зрителю», наличие щита в левой руке, подпруга (пояс) на конской части тела, украшенная S-образным завитком стилизованного растительного орнамента, полоски над копытами.

Из атрибутов кентавра обращает на себя внимание миндалевидный щит, разделенный вертикальной долевой полосой. Если эта деталь не носит чисто декоративной нагрузки, то, очевидно, может изображать долевой желоб, который служил вместилищем для руки воина в целях более удобного маневрирования щитом. Такого рода желоб свойственен т. н. павезам – щитам, относящимся ко второй половине XIV - началу XVI вв. В таком случае, изображение на псковской накладке может служить аргументом в пользу более раннего появления щитов с долевым желобом, чем это принято считать.

Сравнение иконографии кентавра, атрибутов, постановки фигуры, а также орнамента седла на пластине из Пскова с другими памятниками позволяет сделать заключение о том, что изображение действительно могло быть создано в середине или второй половине XII в.

Зверь, изображенный на второй пластине, наделен чертами, говорящими о фантастичности образа: соединение торса и лап хищника из породы кошачьих с собачьей мордой с заостренным носом, длинный, раздваивающийся на конце хвост, присутствие ошейника и пояса-подпруги. Многие детали в изображении пластины находят себе аналогии в изображении фантастических животных в древнерусском искусстве XII-XIII вв.

«Сочетание в одном предмете изображений двух фантастических существ, вероятно, не было случайным. В русском прикладном искусстве более позднего периода кентавр иногда появляется в сопровождении фантастических птиц и животных, в т. ч. зверей с когтистыми лапами. В этой связи интересно указание средневековой «Притчи царя Соломона о цари Китоврасе», где говорится, что последний «во дни царствует над людьми, а в нощи обращается зверем Китоврасом и царствует над зверями». Быть может, зверь с собачьей мордой и есть одно из циклических превращений Китовраса – в данном случае «ночного» царя зверей. Литературная основа внешней характеристики Китовраса дает возможность судить о нем как о существе сказочном, наполовину человеке, наполовину – коне. Кентавр-Китоврас на псковской пластине – воин, сильный и решительный. Булава в его руке – не только оружие, но, возможно, и символ власти. Сказочный Китоврас – бог людей и зверей, бог-оборотень, недремлющий днем и ночью, мог иметь охранительное и благожелательное значение для хозяина кошелька», - отметила Эльвира Королева.

Находка в Пскове свидетельствует о самостоятельной проработке общемирового литературного и изобразительного сюжета. Изображение кентавра на псковской пластине является одним из древнейших в русском искусстве, добавила она.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.