Спор о «золотом каноне»

Опубликовано: 8 ноября 2016 г. в 18:31 7 0Нет комментариев0

Во вторник, 8 ноября в Центре студенческих инициатив Псковского государственного университета состоялся круглый стол, посвященный так называемому «золотому канону» литературы. Организатором мероприятия выступил Молодежный парламент Псковской области, модератором – региональный детский омбудсмен Наталья Соколова. Присутствовали сами юные парламентарии, представители университета, администрации области, Псковской епархии.

Напомним предысторию вопроса. Не так давно патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал интересную идею – сформировать некий «золотой канон» текстов, которые в обязательном порядке должны изучаться в средней школе. Предложение, в общем, прошло незамеченным, однако, сегодня имеет все шансы обрести второе дыхание, благодаря заинтересованности нового министра науки и образования Ольги Васильевой.

Выступая 24 сентября на российском форуме словесности, министр вновь вспомнила о пресловутом «каноне». И сказала следующее: «Вот сами мы имели «золотой канон» и сами мы имели возможность дальнейшего выбора, когда взрослели… А тут вдруг взяли и два поколения отодвинули. Вот я считаю, что этот вопрос надо решать. Это ошибка большая. Надо возвращать действительно обязательный (список литературы)».

Злые языки уже припомнили и прежние намерения РПЦ корректировать отечественную литературу – например, попытки заменить попа на купца в известной сказочке про Балду. Напомнили и известное радикальное предложение: мол, из школьной программы не мешало бы исключить Толстого с Достоевским, взамен усилив изучение Святого Писания.

Тем не менее, идея оказалась брошена в массы и попала на благодатную почву. По крайней мере, обсудить псковичам было что. Директор центра детского чтения Наталья Петрова, открывая дискуссию, посетовала, что никак не может заставить свою 13-летнюю дочь прочитать «Капитанскую дочку» Пушкина. Что поделаешь, не нравится школьникам классика. Чем дальше от нашего времени отстоит автор, тем тяжелее оказывается для юных умов его восприятие, и 19 век для них уже кажется чуть ли не 17-м. Юные посетители Центра детского чтения тоже русских классиков не слишком жалуют, обращаясь к ним только если в школьной библиотеке не хватает книг по программе.

Педагоги вообще склонялись к той точке зрения, что чтение – это усилие, это непростой навык, которым нужно овладевать. И говорить нужно не о том, как бы с помощью увлекательных технологий привить ребенку тягу к чтению, а ставить вопрос суровее: мало ли, что тебе не нравится читать! Если хочешь быть образованным человеком – значит надо!

Наталья Вершинина, заведующая кафедрой литературы Псковского университета поделилась итогами размышлений. По мнению псковских филологов, «золотой канон» должен состоять из двух частей. Первая – обязательный минимум, а вторая – расширенная часть, где будет дополнительная литература для тех, кто заинтересуется. Например, другие книги авторов, вошедших в первую часть. При составлении перечней нужно руководствоваться принципом историзма – то есть, представить отечественную литературу в разные периоды, и древнерусскую, и классическую, и советскую, и современную. А второй важный принцип – классику нужно актуализировать. Читать не ради галочки, а так, чтобы книга задевала за живое, чтобы прочтенный текст становился поводом для дискуссии. Для реализации всех предлагаемых новшеств необходимо будет увеличить в школе количество часов, посвященных литературе.

Замначальника управления образования Псковской области Геннадий Барышников, символизировавший на круглом столе официальную власть, высказался философски. В условиях нарастающего информационного потока книга уже не занимает 100% позицию единственного источника знаний. Ничего страшного в этом нет, но и исчезнуть книга не должна. С одной стороны, силой читать никого не заставишь и тягу к знаниям не привьешь, с другой – количество часов литературы в школе нужно увеличивать. Также он критически высказался о присутствии в школьной программе произведений, содержащих сплошной негатив о стране. Мол, начитаются дети Солженицына и придут к выводу, что вся наша страна – одна сплошная тюрьма, из которой только и спасение, что за границу уехать.

Наконец, интересно было послушать представителей РПЦ, ведь, как-никак, именно из церковных кругов первоначально исходила сама идея «золотого канона». Отец Тихон тоже согласился, что списка должно быть два, правда, разделенных по иному критерию, чем у псковских филологов. Первый предназначается для самих школьников, а второй – для учителей русского языка и литературы. В один, по мнению отца Тихона, стоило бы включить «Лето господне» Ивана Шмелева, а в другой произведения посерьезнее, но тоже, понятно, на религиозные темы: Библию, жития святых, трактат сербского богослова Иустина Поповича «Философские проповеди». Закончил представитель Церкви, впрочем, на том, что однобокости в книгах быть не должно.

В общем, много прозвучало правильных и умных мыслей, но не удалось услышать на круглом столе самого главного. А именно – вопросов целеполагания. Для чего, собственно говоря, собираются формировать «золотой канон»? Кого собираются воспитывать с помощью произведений, собранных в этот перечень? Четверть века назад образование должно было формировать творца и строителя светлого будущего. Еще пять лет назад экс-министр образования Фурсенко публично заявил о том, что нам нужны не творцы, а потребители. Сейчас вроде бы нужны уже не совсем потребители, а скорее патриоты с корнями и скрепами, готовые терпеть кризис… Отсутствие единой государственной идеологии ощущается сверху донизу. Потому и в «золотой канон» каждый тащит то, что ближе лично ему.

Раз уж мы признаём, что не должно быть однобокости, то почему бы наряду с Библией не включить Коран, Бхагават-Гиту, Талмуд – с учетом того, какое колоссальное значение сейчас в обществе начала играть религия? Почему бы не добавить книги Ленина – основателя СССР и блестящего социолога, даже по мнению его политических противников?

Или, предположим, что мы хотим сделать канон не просто основой для формирования образованного человека, а еще и полезным для выживания в современном рыночном обществе. Тогда, давайте включим туда книги Киосаки, Карнеги, Грэма – признанные руководства по рыночной экономике и психологии.

Наконец, а почему, собственно, не пригласить к диалогу и технарей? При всем уважении к российским филологам, за счет чего собираются увеличивать число часов по литературе? Уж не за счет ли многострадальной математики или физики? Может, не грех включить в «золотой канон», например, научно-популярные книги Якова Перельмана, на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских школьников? Или интеллектуальные бестселлеры Стивена Хокинга, рассказывающие об актуальном состоянии знаний человечества об окружающей его Вселенной?

В общем, сколько людей, столько и мнений. И, тем не менее – тот редкий случай, когда хочется похвалить и Псковский молодежный парламент, и идеологов РПЦ. Хорошая задумка, лучше начать с чего-то конкретного, чем сетовать на упадок нравов. Остается надеяться, что хотя бы православная Церковь со своим немалым авторитетом сможет привить школоте культуру чтения. А то ведь неразумные школотроны имеют досадное свойство вырастать, влезать в политику и пытаться писать законы, путая при этом Суворова, Чацкого и Грибоедова.

Илья Петров

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.